дело № 2-376/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июня 2015 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре ФИО2 с участием:
процессуального истца - заместителя прокурора ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края ФИО7 в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования - <данные изъяты> сельсовет о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета незаконным и возложении обязанности,
установил:
прокурор района в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования - <данные изъяты> сельсовет обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> сельсовета о признании бездействия незаконным, обязании разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования - <данные изъяты> сельсовет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения. В результате проверки установлено, что на территории муниципального образования - <данные изъяты> сельсовет не разработана и не утверждена схема водоснабжения, что препятствует развитию централизованных систем водоснабжения и влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, не утверждение указанных схем препятствует принятию инвестиционных программ организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, предусмотренных постановлением Правительства РФ № 641 от 29.07.2013. По указанным нарушениям, прокуратурой района главе администрации <данные изъяты> сельсовета ДД.ММ.ГГГГ было внесено предписание. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией <данные изъяты> сельсовета меры по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения не предприняты до настоящего времени.
В судебном заседании процессуальный истец - заместитель прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> сельсовета, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем, в силу ст. 233 ГПК РФ, при согласии процессуального истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно чч. 3 и 4 указанного закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В силу Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 и 1. ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Между тем, законом Красноярского края от 1.12.2014 № 7-2880 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями до 1.01.2016 закреплены вопросы местного значения, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» помимо прочих относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно ст. 38 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (ч. 1). Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (ч. 2).
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения (ч. 3).
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления (ч. 4).
Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
- основные направления, принципы и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
- зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
- карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
- перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации (ч. 5).
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6).
Согласно ч. 2 ст. 42 Федерального закона РФ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 5.09.2013 № 782 «О системах водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения.
Так, в соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», под схемой водоснабжения и водоотведения понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 5.09.2013 № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» органам местного самоуправления рекомендовано утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до 31.12.2013.
Из системного анализа приведенных норм следует, что организация водоснабжения населения поселения и принятие мер по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения на территории сельского поселения в силу закона является прямой обязанностью администрации сельского поселения.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной районной прокуратурой, было выявлено, что в муниципальном образовании - <данные изъяты> сельсовет не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения.
По результатам проверки, ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации <данные изъяты> сельсовета было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, схемы водоснабжения и водоотведения в муниципальном образовании - <данные изъяты> сельсовет не разработаны и не утверждены, что следует из ответа Главы администрации Мотыгинского района ФИО4 и не оспаривается ответчиком.
В соответствие с п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения», отсутствие в поселении схемы водоснабжения и водоотведения, препятствует утверждению инвестиционных программ организациями, осуществляющими в поселении водоснабжение, в том числе, планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствии с установленными требованиями.
Изложенное свидетельствует о том, что администрацией сельсовета не исполняются должным образом обязанности по организации водоснабжения, возложенные на нее Федеральным законом от 6.02.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», делает невозможным дальнейшее развитие централизованной системы водоснабжения на территории поселения, влечет нарушение прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, исследовав все представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о том, что проявленное органом местного самоуправления бездействие по вопросу разработки и утверждению схем водоснабжения и водоотведения, является незаконным.
Разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности, суд признает предложенный истцом срок для исполнения обязанности по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, достаточным, учитывая при этом, что возражений от ответчика в этой части, не поступило.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края ФИО5, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельсовета по непринятию своевременных мер к разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета разработать и утвердить схему водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования - <данные изъяты> сельсовет в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить ответчику право подать в Мотыгинский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения с подачей жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова