Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-539/2020 (3а-1518/2019;) ~ М-1235/2019 от 18.10.2019

Дело № 3а-539/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2020 года     г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А.,

при секретаре Тягай А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрайонной распределительной сетевой компании Центр Приволжья» о признании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации не действующим в части,

установил:

Комитетом по ценам и тарифам Московской области 20.12.2016 года принято распоряжение №225-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесение изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам №173-Р».

Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области №387-Р от 20.12.2018 года в распоряжение « О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 года №225-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесение изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам №173-Р» внесены изменения. Приложением №1 к распоряжению установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2015-2019 годы, для взаиморасчетов смежных сетевых организаций филиалов «Калугаэнерго» и «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центр Приволжья» с НИЦ «Курчатовский институт»-ИФВЭ, а также необходимой валовой выручки НИЦ «Курчатовский институт»-ИФВЭ на 2019 год.

Указанные распоряжения опубликованы.

Публичное акционерное общество «Межрайонной распределительной сетевой компании Центр Приволжья» (далее административный истец) обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 года №225-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесение изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам №173-Р» (в редакции Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области №387-Р от 20.12.2018 года) в части установленного Приложением №1 индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области, рассчитанного на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2015-2019 годы, для взаиморасчетов смежных сетевых организаций филиалов «Калугаэнерго» и «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центр Приволжья» с НИЦ «Курчатовский институт»-ИФВЭ, а также необходимой валовой выручки НИЦ «Курчатовский институт»-ИФВЭ на 2019 год с 01.01.2019 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской и Калужской областей (филиалы «Тулэнерго», «Калугаэнерго»), применяя единые (котловые) и индивидуальные тарифы, которые ежегодно устанавливаются органом тарифного регулирования соответствующего субъекта РФ.

В Тульской области государственное регулирование тарифов осуществляется Комитетом Тульской области по тарифам, в Калужской области - Министерством конкурентной политики Калужской области.

ФГБУ «Курчатовский институт» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области. Тарифы для данной сетевой организации устанавливаются Комитетом по ценам и тарифам Московской области. ФГБУ «Курчатовский институт» не располагает объектами электросетевого хозяйства на территории Тульской и Калужской области, не участвует в формировании единых котловых тарифов на территории данных субъектов РФ, а также Московской области.

Несмотря на данные обстоятельства, Комитетом по ценам и тарифам Московской области установлен индивидуальный тариф для взаиморасчётов между ФГБУ «Курчатовский институт» и филиалами «Тулэнерго», «Калугаэнерго».

В качестве нормативного обоснования недействительности акта указывает на то, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии могут быть установлены только для взаиморасчётов пары сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых была учтена при расчёте единых (котловых) тарифов в соответствующем субъекте Российской Федерации. ФГБУ «Курчатовский институт» не соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям на территории Тульской и Калужской областей.

Также обращает внимание, что приказом ФАС России от 09.09.2019 года №1190/19 распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2018 года №387-Р отменено с 01.11.2019 года.

Однако оспариваемый нормативный правовой акт Комитета по ценам и тарифам Московской области, в текущей редакции, действует с 01 января 2019 года по 31 октября 2019 года. При этом нарушения, выявленные ФАС России, относятся ко всему сроку действия данного нормативного акта, безотносительно к дате его отмены с 01 ноября 2019 года. Поэтому настаивает на удовлетворении требований о признании недействующим с даты, его применения, то есть с 01.01.2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.

Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области возражал относительно заявленных требований, указав, что по заявлению ПАО «МСК Центр Приволжья» распоряжение Комитета по ценам и тарифам отменено с 01.11.2019 года. Действующее законодательство не устанавливает порядок определения даты отмены соответствующего решения федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Дата отмены была установлена исходя из обстоятельств выявленных нарушений. Приказ ФАС России был оспорен в судебном порядке и признан законным, из чего следует законность отмены распоряжения с 01.11.2019 года. Полагает, что решения арбитражных судов в данном случае носят преюдициальный характер. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Просил также прекратить производство по административному делу и передать дело на рассмотрение Арбитражного суда Московской области.

Представители ФГБУ «Курчатовский институт» в судебном заседании поддержали поданные возражения, с учетом их дополнений, указывая на то, что довод о нарушении прав административного истца оспариваемым актом в период с 01.01.2019 года по 31.10.2019 года является не обоснованным, поскольку ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в спорный период (01.01.2019- 31.10.2019) не имело каких-либо договоров оказания услуг по передаче электроэнергии с иной сетевой организацией (в т.ч. с ПАО «ФСК ЕЭС») в отношении точек присоединения с НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ, что подтверждается материалами дела.

Так, в спорный период у административного истца имелись договоры по передаче электроэнергии только с НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ, что не оспаривается сторонами.

После отмены оспариваемого акта с 01.11.2019 года ПАО «МРСК Центра и Приволжья» был заключен договор (договоры) по передаче электроэнергии напрямую с ПАО «ФСК ЕЭС», также был установлен тариф, по которому административным истцом оплачивается получаемая электроэнергия от ПАО «ФСК ЕЭС». Т.е. именно с 01.11.2019 года после заключения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» договора с ПАО «ФСК ЕЭС» - через электрические сети НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ бесплатно осуществляется именно «переток» электрической энергии.

Полагают, что при отмене тарифов с 01.01.2019 возникнет ситуация, при которой административному истцу в период с 01.01.2019 года по 31.10.2019 года услуги по передаче электрической энергии оказывались бесплатно в отсутствие договоров и каких-либо законных оснований.

Кроме того, обращают внимание, что в период с 01.01.2019 - 31.10.2019 на основании оспариваемого акта реализовывались права граждан и организаций (потребителей Тульской и Калужской областей).

Также считают, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» злоупотребляет своим правом.

К участию в деле привлечена Федеральная антимонопольная служба России, в судебное заедание не явилась, представила возражения, в которых поддержала позицию НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований и признания нормативного правового акта в оспариваемой его части с учетом применения и реализации права неопределенного круга лиц недействующим с 01.11.2019 года, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Определением Московского областного суда от 15.10.2020 года отказано в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу и в передаче дела на рассмотрение Арбитражного суда Московской области.

В соответствии с Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области (далее также - Положение), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 г. №1321/46 (в редакции от 19 июня 2018 г.), Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности (пункт 1 Положения).

К полномочиям Комитета, кроме прочего, отнесена подготовка в установленном порядке проектов нормативных правовых актов Московской области о внесении соответствующих изменений, признании утратившими силу отдельных норм или нормативных правовых актов Московской области по вопросам, находящимся в компетенции Комитета, утративших свою значимость, а также противоречащих вновь принятым федеральным нормативным правовым актам и (или) нормативным правовым актам Московской области (пункт 12.32(2) Положения). Председатель Комитета, кроме прочего, осуществляет общее руководство деятельностью Комитета и подписывает распоряжения, издает приказы, дает указания по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, и организует контроль за их исполнением (пункты 18, 18.1, 18.2 Положения).

Комитет создан в целях реализации государственной политики Московской области в сфере государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов) на территории Московской области. Основными задачами Комитета являются: установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Комитетом по ценам и тарифам Московской области принято 20.12.2018 года распоряжение №387-Р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 № 225-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесения изменения в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 № 173-Р».

Приложением к данному распоряжению установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год для взаиморасчётов между ФГБУ «Государственный Научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий «НИЦ «Курчатовский институт» (далее - ФГБУ «Курчатовский институт») и филиалами «Тулэнерго», «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», а также необходимая валовая выручка ФГБУ «Курчатовский институт» на указанный год в размере 224 297,05 тыс. руб.

Согласно пункту 2 распоряжения от 20.12.2018 года №387-Р данное Приложение является новой редакцией Приложения №1 к распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 № 225-Р.

Административный истец ПАО «МРСК Центра и Приволжья» считает, что распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 года № 225-Р (в ред. распоряжения от 20.12.2018 года №387-Р) нарушает его права и законные интересы.

Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области 20.12.2018 года №387-Р с Приложением №1 к распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 № 225-Р в соответствии с пункту 24 Положения о комитете по ценам и тарифам Московской области было размещено на Интернет-портале Правительства Московской области 20.12.2018 года, опубликовано в печатном издании «Подмосковье сегодня» 20.02.2019 года №37 (4450).

Так, судом установлено, что ПАО «МРСК Центра и Приволжья» является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Тульской и Калужской областей (филиалы «Тулэнерго», «Калугаэнерго»), применяя единые (котловые) и индивидуальные тарифы, которые ежегодно устанавливаются органом тарифного регулирования соответствующего субъекта РФ.

В Тульской области государственное регулирование тарифов осуществляется Комитетом Тульской области по тарифам, в Калужской области - Министерством конкурентной политики Калужской области.

В свою очередь, Комитет по ценам и тарифам Московской области установил тарифы для ФГБУ «Курчатовский институт» как территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области на 2019 года для взаиморасчётов между ФГБУ «Курчатовский институт» и филиалами «Тулэнерго», «Калугаэнерго».

Вместе с тем, как установлено судом, ФГБУ «Курчатовский институт» не располагает объектами электросетевого хозяйства на территории Тульской и Калужской области, не участвует в формировании единых котловых тарифов на территории данных субъектов РФ, а также Московской области.

Пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» цены (тарифы) установлено, что услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.

Указанные выше цены (тарифы) устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 ФЗ «Об электроэнергетике»).

Как следует из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения. Региональные регулирующие органы в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Таким образом, единые (котловые) тарифы устанавливаются дифференцированно по субъектам Российской Федерации.

Принятая в настоящее время в целях обеспечения недискриминационного доступа потребителей к услугам по передаче электрической энергии котловая экономическая модель предусматривает, что денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар сетевых организаций в целях обеспечения каждой из них необходимым объемом средств для осуществления регулируемой деятельности.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых" от других сетевых организаций).

Согласно Приложению № 7 к решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденному Регламентом установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФАС России 9.06.2018 № 834/18 (далее - Регламент), индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту Российской Федерации согласно заключенным договорам.

Таким образом, индивидуальные тарифы взаиморасчетов могут быть установлены региональным регулирующим органом только для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых была учтена при расчете единых (котловых) тарифов в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Вместе с тем, в нарушение указанных пунктов Основ ценообразования и Регламента Комитетом по ценам и тарифам Московской области установлены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между НИЦ «Курчатовский институт», осуществляющим деятельность на территории Московской области, и филиалами «Тулэнерго», «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», осуществляющими деятельность на территории Тульской и Калужской областей соответственно.

При этом в соответствии с пунктом 10 Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утверждённым постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 №1321/46, Комитет создан в целях государственного регулирования (тарифов) на территории Московской области. Осуществление Комитетом тарифного регулирования на территории Тульской и Калужской областей нарушает его территориальную подведомственность и является превышением предоставленных ему полномочий.

Указанные выводы суда находят подтверждение в Приказе ФАС России принятом от 09.09.2019 года №1190/19 по результатам рассмотрения заявления ПАО «МРСК Центра и Приволжья», которым ФАС России признала Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике», пункт 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, пункт 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год для взаиморасчётов между ФГБУ «Курчатовский институт» и филиалами ПАО «МРСК Центра и Приволжья» «Тулэнерго», Калугаэнерго», а также единых (котловых) тарифов на территории Московской области.

Согласно пункту 2 приказа ФАС России от 09.09.2019 года №1190/19 распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2018 года №387-Р отменено с 01.11.2019 года.

Законность приказа ФАС Росси была проверена в судебном порядке решениями Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020 года и Постановлением Десятого арбитражного суда города Москвы от 06.08.2020 года.

Обращает на себя внимание тот факт, что приложением к оспариваемому распоряжению в отношении ФГБУ «Курчатовский институт» утверждён «единый» индивидуальный тариф (на три сетевые организации), без дифференциации по филиалам «Тулэнерго», «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», которые, с точки зрения тарифного регулирования, являются обособленными территориальными сетевыми организациями.

Такой подход нарушает пункт 63 Основ ценообразования, которым предусмотрено установление индивидуальных тарифов для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями. Аналогичные требования содержатся в пункте 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, согласно которому индивидуальный тариф устанавливается для взаиморасчётов пары сетевых организаций.

В свою очередь, установление индивидуального тарифа на три сетевые организации, одной их которых является сетевая организация, оказывающая услуги (ФГБУ «Курчатовский институт»), а две из которых являются получателями услуг (филиалы «Тулэнерго», «Калугаэнерго»), в данном случае не является возможным, поскольку сетевые организации- получатели будут иметь различный объём услуг тарифной выручки, что при принятии распоряжения Комитетом по ценам и тарифам Московской области в силу требований законодательства учтено не было.

Согласно статье 3 ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Пунктами 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённых постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», установлено, что сетевая организация должна:

-владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MB А;

-владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из проектных номинальных классов напряжения (110 кВ и выше, 35 кВ, 1-20 кВ, ниже 1 кВ).

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к Договору на оказание услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2008 №214-08/60, заключенному между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Тулэнерго») и НИЦ «Курчатовский институт», границей балансовой принадлежности электросетей является опора №59 линии BJ1 110 кВ «Протон - Заокская». При этом принадлежащая ФГБУ «Курчатовский институт» часть указанной линии электропередачи (от ПС «Протон» до 59 опоры) расположена в пределах Московской области.

Согласно Акту разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к Договору на оказание услуг по передаче электрической энергии от 09.01.2008 №214-08/55/08/0835 КЭ, заключенному между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (филиал «Калугаэнерго») и ФГБУ «Курчатовский институт», границей балансовой принадлежности электросетей является опора №1 линии BJ1 110 кВ «Протон - Космос», расположенная на территории Московской области.

Таким образом, ФГБУ «Курчатовский институт» не соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее - Критерии), в административных границах Тульской и Калужской областей, поскольку не располагает на территории данных субъектов Российской Федерации минимальным набором электросетевого имущества согласно пунктам 1 и 2 Критериев, и не может оказывать услуги по передаче электрической энергии на указанных территориях. Установление тарифов для подобного субъекта является превышением полномочий.

В соответствии с пунктами 22, 23 Правил государственного регулирования цен (тарифов), утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Экспертное заключение приобщается к делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций экспертное заключение должно содержать анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Соответствие организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (пункт 24 Правил государственного регулирования цен).

В нарушение данных требований экспертное заключение №58-ИТ/2018, составленное Комитетом по ценам и тарифам Московской области, являющееся приложением к протоколу заседания Правления Комитета по ценам и тарифам от 18.12.2018 №46, при принятии оспариваемого распоряжения, не содержит анализа соответствия ФГБУ «Курчатовский институт» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям на территории Тульской и Калужской областей.

Равным образом и филиалы «Тулэнерго» и «Калугаэнерго» не соответствуют указанным критериям на территории Московской области, однако, данному обстоятельству Комитет также не дал оценку.

В этой связи правовые основания для установления оспариваемого индивидуального тарифа у Комитета по ценам и тарифам Московской области отсутствовали, что подтверждается, в том числе, выводами ФАС России, изложенными в приказе службы от 09.09.2019 №1190/19.

При таких обстоятельствах, оспариваемое распоряжение противоречит законодательству имеющему большую юридическую силу, в связи чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Разрешая спор по существу и принимая во внимание, что на момент вынесения решения нормативный акт отменен, суд полагает необходимым учесть позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 27 октября 2015 года N 2473-О и постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, где Суд констатировал, что проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя. Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту. Прежде всего, это касается нормативных правовых актов, хотя и отмененных, но подлежащих применению к правоотношениям, возникшим до их утраты.

Таким образом, основным фактором, определяющим возможность оспаривать нормативный правовой акт в судебном порядке, является не момент утраты его правовой силы, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.

Следовательно, возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока содержащиеся в нем предписания применяются к заинтересованному лицу.

С административным исковым заявлением административный истец обратился 21.10.2019 года. Таким образом, утрата силы оспариваемого распоряжения с 01.11.2019 года не оказывает влияния на его применение к административному истцу в период с 01.01.2019 года по 31.10.2019 года и не препятствует рассмотрению дела. Кроме того, в ходе судебного разбирательства доподлинно установлено, что в арбитражных судах ФГБУ «Курчатовский институт» имеет притязания в части взыскания с административного истца затрат по оказанным услугам в 2019 году на основании тарифов установленных оспариваемым распоряжением. Производства по указанным делам приостановлены до разрешения настоящего дела.

Суд также учитывает, что данное судебное решение о признании нормативного акта недействующим нельзя считать нормой права об отмене такого акта: отмена нормативного правового акта и признание его недействующим –разные правовые явления. При отмене нормативного акта ФАС России не выяснялся вопрос о легитимности его действия в прошлом, отмена нормативного акта не оказывает юридического воздействия на акты его реализации, имевшие место до отмены, что не может быть исключено при признании его недействующим в рамках абстрактного нормоконтроля.

Как разъяснено пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Определяя момент, с которого распоряжение должно быть признано не действующим в указанной в административном иске части, суд полагает необходимым учесть следующее.

Как установлено судом ПАО «МРСК Центра и Приволжья» договор (договоры) по передаче электроэнергии напрямую с ПАО «ФСК ЕЭС» был заключен лишь после 01.11.2019 года, также после 01.11.2019 года был установлен тариф, по которому административным истцом оплачивается получаемая электроэнергия от ПАО «ФСК ЕЭС». С указанной выше даты после заключения ПАО «МРСК Центра и Приволжья» договора с ПАО «ФСК ЕЭС» - через электрические сети НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ «переток» электрической энергии осуществляется бесплатно.

Кроме того в период с 01.01.2019 - 31.10.2019 на основании оспариваемого акта реализовывались права граждан и организаций.

Так, Филиалом «Тулаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» расходы за услуги по передаче электроэнергии через сети НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ за 2019 год по договору от 01.03.2008 № 214-08/60 были включены в тариф для жителей Тульской области, с учётом установленного оспариваемым актом тарифа на 2019 год и заявленного объема потребления.

Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета Тульской области по тарифам от 09.08.2019 № 40-01-11/1872, а также протоколом совещания по вопросам взаиморасчётов между филиалом «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ от 06.05.2019 № 50.

Филиал «Калугаэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» также включил в тариф для жителей Калужской области расходы за услуги по передаче электроэнергии через сети НИЦ «Курчатовский институт» - ИФВЭ, с учётом установленного оспариваемым актом тарифа на 2019 год и заявленного объема потребления.

Данное обстоятельство подтверждается письмом Министерства конкурентной политики Калужской области от 29.08.2019 № 03/3037-19.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись и на их основании реализовывались права в том числе, граждан и организаций Тулы и Калуги, но на момент принятия решения судом распоряжение уже не действовало, суд применительно к данному делу находит целесообразным, что положения подлежат признанию недействующими с 01.11.2019 года.

Суд также учитывает, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулировании не имеется препятствий по пересмотру реализованных на его основании прав в независимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акта признан недействующим.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Московской области - и размещению на официальном сайте Правительства Московской области http://agmo.mosreg.ru.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.215,175-179, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Требования ПАО «Межрайонной распределительной сетевой компании Центр Приволжья» удовлетворить.

Признать не действующим распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 года №225-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесение изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам №173-Р» в редакции Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области №387-Р от 20.12.2018 года « О внесении изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 года №225-Р «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области и внесение изменений в распоряжение Комитета по ценам и тарифам №173-Р», в части установленного им Приложением №1 индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области, рассчитанного на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2015-2019 годы, для взаиморасчетов смежных сетевых организаций филиалов «Калугаэнерго» и «Тулэнерго» ПАО «МРСК Центр Приволжья» с НИЦ «Курчатовский институт»-ИФВЭ, а также необходимой валовой выручки НИЦ «Курчатовский институт»-ИФВЭ на 2019 год с 01.11.2019 года.

Возложить на Комитет по ценам и тарифам Московской области обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании и разместить на официальном сайте Правительства Московской области http://agmo.mosreg.ru, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2020 года.

Судья М.Ю. Елизарова

3а-539/2020 (3а-1518/2019;) ~ М-1235/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура МО
ПАО "МРСК Центра и Приволжья"
Ответчики
Комитет по ценам и тарифам МО
Другие
ФАС России
ФГБУ "Государственный Научный центр РФ - Институт физики высоких энергий "НИЦ "Курчатовский институт"
Суд
Московский областной суд
Судья
Елизарова М.Ю.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
18.10.2019Регистрация административного искового заявления
21.10.2019Передача материалов судье
23.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.10.2020Судебное заседание
22.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Подготовка дела (собеседование)
24.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2020Предварительное судебное заседание
12.03.2020Предварительное судебное заседание
28.09.2020Производство по делу возобновлено
30.09.2020Предварительное судебное заседание
15.10.2020Предварительное судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
10.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее