Дело № 2а-486/2021
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 11 мая 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Р.Р.,
при секретаре Шичкиной Е.И.,
с участием в деле:
административного истца - федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее также – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Ерусланкина Р.А.,
административного ответчика – Кудряева Р.К.,
прокурора – старшего помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Лисюшкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Кудряева Р.К.,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Кудряеву Р.К. об установлении административного надзора.
Административный иск мотивирован тем, что Кудряев Р.К. ранее судим приговором Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11.09.2013 по п. «а» ч.3 ст.158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к 2 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Кудряева Р.К. был признан опасный рецидив преступлений.
Он же отбывает наказание в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия по приговору Мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 10.11.2020, которым осужден по ч.1 ст.167 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Поскольку приговором Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11.09.2013 в действиях Кудряева Р.К. признан опасный рецидив преступлений, и судимость по данному приговору не погашена, просит применить в отношении последнего нормы Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить административный надзор сроком на 6 лет и административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время); запрещение выезда за пределы территории Республики Мордовия, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации, за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия административный иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик – Кудряев Р.К. в судебном заседании административный иск признал частично, просил не устанавливать ему административное ограничение в виде запрета пребывать вне жилого помещения в ночное время суток.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск, поскольку он основан на требованиях Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Из части 2 статьи 3 названного Федерального закона, следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Кудряев Р.К. ранее судим приговором Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11.09.2013 по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в действиях Кудряева Р.К. был признан опасный рецидив преступлений.
Постановлением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 03.10.2014 в силу ч.5 ст.69 УК РФ к наказанию, назначенному по приговору Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11.09.2013, частично присоединено неотбытое наказание по приговору Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 09.09.2013 и окончательно назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Освобожден по отбытию срока наказания 06.12.2017.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20.12.2019 в отношении Кудряева Р.К. был установлен административный надзор сроком на 6 лет.
Решением начальника ОП №3 УМВД России по го Саранск от 10.11.2020 в отношении Кудряева Р.К. прекращен административный надзор, в связи с осуждением поднадзорного к лишению свободы.
В период нахождения под административным надзором Кудряев Р.К. совершил преступление небольшой тяжести, предусмотренное частью 1 статьи 167 УК РФ, при рецидиве преступлений, и за совершение данного преступления был осужден приговором Мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 10.11.2020. Отбывая наказание в местах лишения свободы, характеризуется отрицательно (конец срока 21.06.2021 г.).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Кудряев Р.К. является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение (13.10.2012 г. в ночное время) умышленного преступления, относящегося к категории тяжких, при этом, совершив преступление при опасном рецидиве, таким образом, имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное частью 2 статьи 3 Федерального закона.
Кроме того, административный ответчик является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. Соответственно, имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона.
Таким образом, одновременно имеется нескольких оснований для установления административного надзора.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона). Об этом судам даны разъяснения в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как следует из части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания (ст.86 УК РФ в редакции от 13.06.1996 №63-ФЗ); судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
По приговору от 11.09.2013 г. административный ответчик осужден за совершение тяжкого преступления, совершенного при опасном рецидиве, судимость по которому погасится 05.12.2023 г.
По приговору от 10.11.2020 г. административный ответчик осужден за совершение преступления небольшой тяжести, совершенное в период нахождения под административным надзором, судимость погасится 20.06.2024 г.
Исходя из этого, в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 4 частью 2 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него по приговору суда от 10.11.2020 г. непогашенной судимости за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Данное основание влечет установление в отношении административного ответчика более длительного срока административного надзора - административного надзора на срок погашения судимости, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания (ст. 86 УК РФ в редакции от 23.07.2013 №218-ФЗ).
С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения Кудряевым Р.К. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении него административный надзор на срок три года.
Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен перечень административных ограничений, устанавливаемых в отношении поднадзорного лица.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из вводной части приговора Мирового судьи судебного участка Ромодановского района Республики Мордовия от 10.11.2020, Кудряев Р.К. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по адресу: <Адрес>, фактически проживает по адресу: <Адрес>.
Согласно заявлению Кудряева Р.К. на имя начальника исправительного учреждения, последний после освобождения намерен выехать по адресу: <Адрес> (по месту жительства отца и сестры).
Между тем из пояснений административного ответчика установлено, что последний постоянного местожительства и регистрации на территории Российской Федерации не имеет, до ареста временно проживал у ранее знакомой.
Таким образом, с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, отсутствия у административного ответчика постоянного места жительства и регистрации, в силу требований Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить в отношении Кудряева Р.К. следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время); запрещение выезда за пределы территории Республики Мордовия, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства.
Установление вышеуказанных видов административных ограничений учитывает личность Кудряева Р.К., ранее судимого, характеристику последнего по месту отбывания наказания, отсутствие поощрений, наличие взысканий, обстоятельства совершения преступления, и, по мнению суда, обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, суд исходит из общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, что согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Установленные в отношении Кудряева Р.К. административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), что, как указывалось выше, согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Кудряеву Р.К. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Кудряева Р.К. административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Кудряева Р.К. в течение срока административного надзора административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время).
- запрещение выезда за пределы территории Республики Мордовия, а в случае перемены места жительства на другой субъект Российской Федерации – за пределы территории этого субъекта Российской Федерации по избранному месту жительства.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Р.Р.Ибрагимова