Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-125/2023 (2а-4955/2022;) ~ М-4402/2022 от 23.09.2022

                                                                  УИД 63RS0039-01-2022-005832-09

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2023                                          г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

           председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

           при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-125/2023 по административному исковому заявлению Акимовой В. М. к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Акимова В.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в обоснование заявления указав, что является собственником земельного участка, площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, массив «<адрес> на указанном участке расположен садовый дом, общей площадью <адрес> кв.м, с кадастровым номером . Земельный участок изначально был предоставлен Зубцовой З.Ф., что подтверждается выписками из ЕГРН и свидетельством о праве собственности на землю. Данное свидетельство было аннулировано ДД.ММ.ГГГГ, в связи с предоставлением спорного земельного участка на основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок, в отношении которого обратился истец всегда находился в пользовании у Зубцовой З.Ф. и является неотъемлемой составной частью земельного участка административного истца и огорожен единым забором. Распоряжением Департамент градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1346 в предварительном заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано, по основаниям и мотивам в нем отраженным. Полагая причины отказа необоснованными, административный истец просит признать распоряжение № РД-1346 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение законных прав истца путем перераспределения испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м по адресу: <адрес>, массив «, принадлежащего административному истцу.

          В судебном заседании представитель административного истца Устинов О.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным выше и письменным дополнениям, настаивал на удовлетворении иска.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее в ходе судебного разбирательства, представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кочергина Л.В., возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованные лица Бывалова Н.В., Зайцева Т.В., Галочкина Т.А., Рыжова Н.В., Межуева И.В., представители заинтересованных лиц <адрес>, Министерства строительства <адрес>, Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, представитель заинтересованного лица Администрации Кировского внутригородского района <адрес> согласно представленному письменному отзыву ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав пояснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется нормами главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, г.о.Самара, <адрес>, массив «<адрес>, участок , площадью кв.м, что подтверждается выписками из ЕГРПНИ. Границы земельного участка определены, он поставлен на кадастровый учет, право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. На указанном выше земельном участке расположено нежилое здание- садовый дом, с кадастровым номером , площадью кв.м.

Административный истец обратилась в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 250 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения испрашиваемого земельного участка с указанием координат характерных точек границ на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью кв.м.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара № РД-1346 от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп. 11 п. 9 ст. 39. 29, пп. 3 п. 16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, в том числе, в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок расположен в границах территории, для которой распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в г.о. Самара, по сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о.Самара и согласно представленным документам образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий и в зоне предприятий и складов V-IV складов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) (ПК-1), где использование земельного участка для садоводства не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, кроме того земельный участок имеет частичное наложение на земельный участок с кадастровым номером , граница которого не установлена в соответствии с требованиями закона.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса (подпункт 11 пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый истцом земельный участок, площадью кв.м, находится в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) (ПК-1) в соответствии с Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил застройки и землепользования в <адрес>», на часть градостроительный регламент не распространяется, на часть установлены ст.13 Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с Решением думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ . Участки частично расположены в границах красных линий, однако документы, основания установления красных линий в границах испрашиваемых земельных участков отсутствуют. Земельные участки полностью расположены в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории: распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден проект планировки территории Кировского и <адрес>ов г.о.Самара, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительных мест, распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р утвержден проект межевания территории в районе Радиоцентра в границах <адрес> и <адрес>ов г.о.Самара в целях размещения объекта капитального строительства – стадиона с инфраструктурой в г.о.Самара.

          Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

           В свою очередь, в силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

          Между тем, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки, которые, в свою очередь, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий населенных пунктов и призваны обеспечивать права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки (пункт 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).

Так, в силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

На основании пункта 2.6 СанПиН для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Разделом VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:(в ред. изменения , утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).

Таким образом, уполномоченные органы местного самоуправления имеют право устанавливать санитарно-защитные зоны на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования исключительно на основании решения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя при наличии соответствующего проекта обоснования, с учетом результатов соответствующим образом проведенных исследований, в соответствии с требованиями СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03.

Согласно информации, представленной по запросу суда Управлением Росреестра по <адрес>, по сведениям дежурной кадастровой карты Единого государственного реестра недвижимости, в границах земельного участка с кадастровым номером санитарно-защитные зоны отсутствуют. По сведениям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> санитарно-защитная зона устанавливается для объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, информация о действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектах, расположенных в районе земельного участка с кадастровым номером отсутствует.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что в порядке, предусмотренном пунктами 2.6, 4.2 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, санитарно-защитные зоны на указанной территории не устанавливались.

Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.

При данных обстоятельствах, учитывая, что частичное нахождение испрашиваемого земельного участка в санитарно-защитной зоне (зоне предприятий и складов V-IV классов вредности) не подтверждено, не зарегистрировано и не внесено в Единый государственный реестр, доказательств, достоверно подтверждающих наложение образуемого земельного участка на установленную данными Правилами санитарно-защитную зону с привязкой на местности, подтвержденных соответствующими измерениями не представлено.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по категориям, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида пользования в соответствии с зонированием территорий, которые устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (пункты 3 - 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Учитывая наличие права административного истца, являющего правообладателем земельного участка, самостоятельно выбирать вид разрешенного использования земельного участка без дополнительных разрешений и согласования, выбранный истцом вид разрешенного использования соответствует градостроительным и техническим регламентам.

В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определяет красные линии как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно ч.1 ст. 56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

На основании подп. «б» ч. 3 ст. 28 Устава городского округа Самара, принятого Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ , для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.

Как указывалось выше, в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, приложенными административным ответчиком с заявлением истца в рамках рассмотрения поданного ей заявления, образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий. Границы территории общего пользования в районе испрашиваемого объекта установлены в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара, утв. решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ . Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ИСОГД г.о.Самара на момент рассмотрения заявления.

Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территорий и содержащим долгосрочные ориентиры их развития.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу установлено, что решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в Решение Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана городского округа Самара», генеральный план г.о. Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Данное решение опубликовано в газете «Самарская газета» от ДД.ММ.ГГГГ (7108).

Утвержденные решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ Приложения к генеральному плану г.о.Самара, в том числе Приложение «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры», не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о.Самара, утвержденного решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ в редакции Решения Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

           В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. При применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.

           Из выписки из ИСОГД г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ, полученной по запросу суда следует, что испрашиваемый земельный участок, площадью 650 кв.м. частично расположен в границах красных линий, однако документы основания установления красных линий в границах испрашиваемого земельного участка в Департаменте отсутствуют.

В связи с чем, указание ответчика в оспариваемом распоряжении на нахождение образуемого земельного участка частично в границах красных линий не нашло своего подтверждения.

Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.

Отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, ответчик исходил из того, что образование земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории и проект планировки территории, возможно исключительно в соответствии с таким проектом межевания.

С указанными выводами административного ответчика, суд не может согласиться в виду следующего.

Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

Основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (подп. 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.

Согласно статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1). Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2).

В проекте межевания в его текстовой части указываются перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а на чертежах межевания территории отображаются границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки и межевания территории осуществляется на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.

Внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям (часть 21 статьи 45).

Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В силу ч. 3 указанной статьи подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: 1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; 4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда; 7) планируется осуществление комплексного развития территории; 8) планируется строительство объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

Как указывалось ранее, проект межевания территории утвержден распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р.

В ходе рассмотрения дела установлено, что испрашиваемый земельный участок фактически находится в пользовании административного истца.

При этом, с момента утверждения проекта планировки территории до настоящего времени указанный земельный участок не был изъят. Сведений об истребовании указанного земельного участка из владения Акимовой В.М. материалы дела не содержат.

Кроме того, как следует из ответа Министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, изменение границ испрашиваемого земельного участка и принадлежащего истцу земельного участка документацией по планировке территории не предусмотрено. Размещение объектов капитального строительства федерального, регионального и местного значения на рассматриваемой территории не планируется.

           Указание административного ответчика в оспариваемом распоряжении на частичное наложение испрашиваемого участка на земельный участок с кадастровым номером , граница которого не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства не нашло своего подтверждения и не соответствует представленным материалам ввиду следующего.

           Как следует, из выписки из ЕГРПНИ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> находился в собственности Абрамова А.П., однако заочным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный выше объект прекращено, при этом согласно поступившим данным из Управления Росреестра по <адрес> земельный участок с аналогичным адресом: <адрес>, <адрес>, участок А в настоящее время имеет кадастровый и принадлежит на праве собственности Межуевой И.В.

           Более того, представленное стороной истца заключение кадастрового инженера, составленное при наглядном осмотре и обследовании земельного участка при выезде на местность и проведении геодезических работ по определению местоположения на местности объектов, расположенных на исследуемой территории, при камеральной обработке выполненных геодезических измерений и анализе имеющихся кадастровых сведения подтверждает, что контур образуемого земельного участка не накладывается на контуры иных объектов недвижимости, пересечений не выявлено.

          Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено. В свою очередь, административным истцом представлено суду заключение кадастрового инженера, выводы которого представителем Департамента не оспаривались.

           В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1346 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Иные доводы административного ответчика, отраженные в письменном отзыве со ссылкой на утверждение о законности оспариваемого распоряжения, не нашли своего подтверждения, а потому не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

          Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

          Учитывая, что суд не вправе подменять уполномоченный орган в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца в данном случае на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.

С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

          Установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.

    Избираемый способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя.

              Требование административного истца об обязании Департамент градостроительства г.о.Самара перераспределить испрашиваемый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена не соответствует содержанию нарушенного права, поскольку при наличии установленной административной процедуры суд не может возлагать на себя функции соответствующего государственного органа.

          В связи с изложенным суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Акимовой В. М. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1346 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Акимовой В. М. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земель, находящихся в частной собственности.

В удовлетворении иска в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                       Т.А.Турбина

           Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2023

2а-125/2023 (2а-4955/2022;) ~ М-4402/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Акимова В.М.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Межуева И.В.
Администрация Кировского внутригородского района г. Самары
Управление Росреестра по Самарской области
Галочкина Т.А.
Министерство строительства Самарской области
Бывалова Н.В.
Рыжова Н.В.
Зайцева Т.В.
Правительство Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Турбина Т. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
23.09.2022Регистрация административного искового заявления
26.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2022Предварительное судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
13.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее