Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-297/2016 (2-3746/2015;) ~ М-3626/2015 от 17.11.2015

Дело № 2-297/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2016 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,

при секретаре Отте А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в интересах Шипилова О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д. к ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению собственникам многоквартирных домов оплаты за потребление электрической энергии на общедомовые нужды,

УСТАНОВИЛ:

Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области обратилось в Ленинский районный суд г.Тамбова в интересах граждан Шипилова О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д. к ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания», указав в обоснование иска, что ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» в июле 2015 года собственникам многоквартирных домов ***, *** по *** и *** по *** р.*** были предъявлены платежные документы на оплату за электроэнергию за июнь 2015 года, из которых следует, что ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» произведен перерасчет начислений электроэнергии потребленной на общедомовые нужды за период с июля 2012 года по июнь 2014 года и предложено потребителям оплатить начисленные суммы. Перерасчет ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» осуществлен в соответствии с Постановлением Девятнадцатого Арбитражного суда Тамбовской области от 13.03.2015 года по делу № А 64-4710/2014, которым было отказано в удовлетворении исковых требований ОАО «ТЭСК» о взыскании с ОАО «МРСК Центра» 523290,70 рублей по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от *** ***. Шипилов О.И., Новикова Н.В., Стрельцова Е.А., Герасимов В.И., Беликова В.Д., Долгих В.Д. не являлись сторонами по данным делам и обязанности по уплате каких-либо денежных средств на них судами возложено не было.

Таким образом, следует вывод о том, что имеющиеся убытки ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» включило в квитанции на оплату за электроэнергию собственникам жилых помещений.

Управлением было установлено, что в 2008 году в многоквартирных домах № 8 по ул.Спортивная и № 3 по ул.Московская р.п.Первомайский Тамбовской области соответствии с постановлениями администрации Тамбовской области от 18 марта 2008 года № 333 и от 3 июня 2008 года № 678 «Об утверждении областной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2008 год», а в многоквартирном доме № 3 по ул.Московская в 2010-2011 г.г в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 28 мая 2010 года № 628 «Об утверждении областной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Тамбовской области на 2010-2011 годы» был произведен капитальный ремонт домов.

Капитальный ремонт многоквартирных домов предусматривал обязательную установку приборов учета потребления коммунальных ресурсов.

Отсюда следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах № 8 по ул.Спортивная и № 3 по ул.Московская р.п.Первомайский Тамбовской области были установлены в 2008 году, в многоквартирном доме № 12 по ул.Спортивная р.п.Первомайский Тамбовской области - в 2010-2011 годах.

В ходе рассмотрения Арбитражным судом Тамбовской области дела № А64-4710/2014 было установлено, что ОАО «МРСК Центра письмом от 20.07.2012 года № ТБ-М/УУЭ-111 уведомило ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» о дате и времени проведения процедуры допуск спорных общедомовых приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, в том числе в многоквартирном доме № 8 и № 12 по ул.Спортивная, № 3 по ул.Московская р.п.Первомайский Тамбовской области.

Письмом от 24.07.2012 № 01-0312 ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» сообщило об отсутствии намерений принять участие в процедуре допуска (приемки) в эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с п.81.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 534, в случае, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учете в эксплуатацию, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления заявки.

С учетом изложенного следует, что коллективные (общедомовые приборы учета электроэнергии в многоквартирных домах № 8 и № 12 по ул.Спортивная и № 3 по ул.Московская р.п.Первомайский Тамбовской области в 2012 году были введены в эксплуатацию с 20 июля 2012 года.

В ходе рассмотрения обращений О.И.Шипилова Н.В.Новиковой. Е.А.Стрельцовой, В.И.Герасимова, В.Д.Беликовой, В.Д.Долгих Управлением было установлено, что сотрудниками ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» осуществлялось снятие показаний с коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах на территории р.п.Первомайский, в т.ч. и по ул.Спортивная, д.8 и д. 12, № 3 по ул.Московская, что подтверждается пояснениями представителей ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» на совещании у главы поссовета от 15.07.2015 года.

Согласно квитанций за электроэнергию, предъявляемых О.И.Шипилову Н.В.Новиковой, Е.А.Стрельцовой, В.И.Герасимову, В. Д.Беликовой, В.Д.Долгих, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составляет ноль.

Пунктом 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. №354, предусмотрено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных требований действующего законодательства ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» были предъявлены О.И.Шипилову, Н.В.Новиковой, Е.А.Стрельцовой, В.И.Герасимову, В.Д.Великовой, В.Д.Долгих в августе 2015 г. расчеты электроэнергии, потребленной на обще домовые нужды за период с июля 2012 года по июнь 2014 года, исходя из норматива 7кВт*ч на 1 человека в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 28 декабря 2006 года № 1534 (с изменениями от 23 января 2007 года).

Однако постановлением администрации Тамбовской области от 31 августа 2012 года № 1062 постановление № 1534 от 28 декабря 2006 года признано утратившим силу с 1 июля 2014 года.

Таким образом, ссылка ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» на постановление, которое утратило силу по состоянию на 1 июля 2015 года, является несостоятельной.

Согласно п.7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения: используются показатели: на общедомовые нужды – кВт*ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Однако заявителям был осуществлен перерасчет за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из нормативов 7кВт*ч на 1 человека согласно указанного выше (утратившего силу) постановления администрации Тамбовской области.

Кроме этого, Управлением установлено, что с 2008 года на основании решений общего собрания между собственниками указанных выше многоквартирных домов и ООО УК «Тамбовский Коммунальный Стандарт» были заключены договоры управления данными многоквартирными домами.

В соответствии с решением по результатам открытого конкурса от 11.06.2008 № 13, проведенного администрацией Первомайского поссовета и опубликованного в августе 2008 года в районной газете «Вестник», собственниками указанных выше многоквартирных домов осуществлялась оплата за освещение мест общего пользования в размере 0, 21 руб.

Данная оплата осуществлялась собственниками в ООО УК «Тамбовский Коммунальный Стандарт» с 2008 года до момента расторжения договоров управлений многоквартирными домами, в т.ч. до 1.07.2014 года.

Вместе с тем, на основании заключенных договоров управления многоквартирными домами, вновь выбранной управляющей организацией ООО «Гарант Стройсервис» с ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания 10 сентября 2012 года был заключен договор энергоснабжения № 26293.

В соответствии с Предметом данного договора ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией обеспечивать передачу электрической энергии, а ООО «Гарант Стройсервис» обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

Отсюда следует, что собственники многоквартирных домов должна вносить плату за коммунальные услуги в ООО «Гарант Стройсервис», управляющая организация оплачивать электрическую энергию в ОАС «Тамбовская энергосбытовая компания».

Согласно п.64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. № 354, потребители вправе при наличии договора, содержащее положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного : исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организации: которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанны такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковски платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой сносе: расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

В этом случае, исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней с дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжаюшей организации информацию о принятом решении.

Решения на общем собрании о внесении платы за коммунальные услуг; непосредственно в ресурсоснабжающую организацию собственниками многоквартирных домов принято не было.

Следовательно, ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания необоснованно предъявляются О.И.Шипилову, Н.В.Новиков Е.А.Стрельцовой, В.И.Герасимову, В.Д.Великовой, В.Д.Долгих платежные документы за потребление электрической энергии на общедомовые нужды за период с июля 2012 года по июнь 2014 года.

На основании изложенного Управление просит признать незаконными действия ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» по начислению собственникам многоквартирных домов оплаты за потребление электрической энергии на общедомовые нужды за период с июля 2012 по 2014 года Шипилову О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимову В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д.

В судебном заседании представитель Управления по доверенности Дрожжин С.И. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Шипилов О.И., Новикова Н.В., Стрельцова Е.А., Герасимов В.И., Великова В.Д., Долгих В.Д. в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, иск поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Мещерякова Л.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В возражениях ответчик признает факт перерасчет, поясняя, что за период с июля 2012 по июнь 2014 год абоненты Шипилов О.П., Новикова П.В., Стрельцова Е.А., Герасимов В.П., Долгих В.Д., а абонент Великова В.Д. с июля 2012г. по декабрь 2012г. производили оплату за электроэнергию, потреблённую исключительно в жилом помещении, определенную по показаниям индивидуальных приборов учета. При этом электроэнергия, поставленная ПАО «ТЭСК» на общедомовые нужды, иными лицами не была оплачена. Указанное обстоятельство подтверждается лицевыми карточками абонентов и квитанциями на оплату электрической энергии. В связи с изложенным в августе 2015 года ПАО «ТЭСК» гражданам Шипилову О.П., Новиковой П.В., Стрельцовой Е.А., Герасимову В.И., Долгих В.Д. начислило оплату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, исходя из норматива 7 кВт.ч в месяц на одного человека. Сумма за коммунальную услугу по электроснабжению, поставленную на общедомовые нужды за период с июля 2012 по июнь 2014 г. составила:

Шипилову О.В. - *** руб.

Новиковой Н.В. - *** руб.;

Стрельцовой Е.А.- ***.;

Герасимову В.П. - *** руб.;

Долгих В.Д. - *** руб.;

В отношении потребителя Великовой В.Д., проживающей по адресу ул. *** перерасчет осуществлен за период с июля 2012г. по декабрь 2012г. из показаний общедомового приборов учета электроэнергии. Сумма перерасчета за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в указанный период, составила ***.

Представитель ответчика полагает данные действия законными, обоснованными, ссылаясь при этом на нормы жилищного законодательства и законодательства, регулирующего порядок оказания коммунальных услуг по электроснабжению, просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области по доверенности Бондарь А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» по доверенности Чупырь К.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований, полагает их недоказанными.

Представитель ООО «ГарантСтройсервис» в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания должным образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя при этом из следующего.

Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организацией своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в квартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Толкование вышеуказанных норм права в совокупности с нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ, регулирующих обязательства по договору энергоснабжения, и общими нормами ГК РФ об обязательствах позволяют придти к выводу о том, что поставщик электрической энергии, осуществивший ее поставку, в том числе для общедомовых нужд в многоквартирных домах, имеет право требовать оплату за потребленную электроэнергию.

Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств для разрешения настоящего спора является факт получения ответчиком оплаты за поставленную в спорные многоквартирные дома электроэнергию на общедомовые нужды в спорный период.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, что в августе 2015 г. ПАО «ТЭСК» осуществило перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды собственниками помещений в многоквартирных жилых домах № 8 и № 12 по ул.Спортивная и № 3 по ул.Московская р.п.Первомайский Тамбовской области. В том числе, осуществлен перерасчет Шипилову О.П., Новиковой П.В., Стрельцовой Е.А., Герасимову В.И., Долгих В.Д., проживающих в домах *** по *** и *** по ***, на общедомовые нужды коммунальной услуги по электроснабжению исходя из норматива 7 кВт.ч в месяц на одного человека за период с июля 2012 по июнь 2014 г.

В отношении потребителя Великовой В.Д., проживающей по адресу *** перерасчет осуществлен за период с июля 2012г. по декабрь 2012г. из показаний общедомового приборов учета электроэнергии.

Производя перерасчет, ответчик исходил из того, что электроэнергия в спорный период в вышеуказанные многоквартирные жилые дома на общедомовые нужды поставлялась, однако оплату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в вышеуказанных домах, ответчик, осуществлявший поставку электроэнергии в данные дома, за спорный период не получил.

Факт поставки и потребления электроэнергии в спорный период на общедомовые нужды собственниками вышеуказанных многоквартирных домов не оспаривался.

Управление многоквартирным жилым домом № 8 по ул.Спортивной пгт Первомайский Первомайского района Тамбовской области в период с 01.05.2008 г. осуществлялся ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» по договору, заключенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Согласно п. 4.1.2 данного договора, управляющая компания взимала оплату с собственников помещений в многоквартирном жилом доме за освещение мест общего пользования в размере 21 коп. за один кв.м общей площади помещения собственника. Из приложения № 4 к данному договору следует, что освещение помещений общего пользования и земельного участка включены в перечень работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Данная организация управляла жилым домом вплоть до заключения 01.02.2014 г. собственниками помещений в данном многоквартирном жилом доме договора с иной управляющей компанией «Гарант Стройсервис».

Управление многоквартирным жилым домом № 3 по ул.Московской пгт Первомайский Первомайского района Тамбовской области в период с 01.05.2008 г. осуществлялся ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» по договору, заключенному на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Согласно п. 4.1.2 данного договора, управляющая компания взимала оплату с собственников помещений в многоквартирном жилом доме за освещение мест общего пользования в размере 21 коп. за один кв.м общей площади помещения собственника. Из приложения № 4 к данному договору следует, что освещение помещений общего пользования и земельного участка включены в перечень работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Данная организация управляла жилым домом вплоть до заключения 01.07.2014 г. собственниками помещений в данном многоквартирном жилом доме договора с иной управляющей компанией «Гарант Стройсервис».

Согласно сведений о задолженности ОГУП «Тамбовтеплоэнергоресурс», осуществлявшего в спорный период сбор платежей за коммунальные услуги в пгт Первомайский, граждане Шипилов О.П., Новикова П.В., Стрельцова Е.А., Герасимов В.И., Долгих В.Д. в спорный период производили оплату содержания и текущего ремонта жилья в адрес ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» в полном объеме (л.д.85-95 том 2).

Доказательств управления многоквартирным жилым домом № 12 по ул.Спортивной пгт Первомайский Первомайского района Тамбовской области ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» в спорный период материалы дела не содержат. Представитель ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» в судебном заседании факт управления данным домом отрицал. С 01.06.2011 г. управление данным многоквартирным жилым домом осуществляло ООО «Гарант Стройсервис» по договору от 01.06.2011 г.

Между ПАО «ТЭСК» и ООО «Гарант Стройсервис» 10.09.2012 г. был заключен договор энергоснабжения, по условиям которого ПАО «ТЭСК» (гарантирующий поставщик) обязуется поставлять продажу электрической энергии, а также путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией обеспечивать передачу электрической энергии, а ООО «Гарант Стройсервис» (исполнитель) – принимать и оплачивать приобретенную электрическую энергию в целях использования на общедомовые нужды. Согласно п.2.1.1 данного договора ПАО «ТЭСК» обязалось обеспечивать в точках поставки показатели качества электрической энергии в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Дополнительным соглашением к данному договору от 22.12.2014 г. в данный договор были включены точки поставки электроэнергии, находящиеся в спорных многоквартирных домах.

Именно с декабря 2014 года ООО «Гарант Стройсервис» стало осуществлять оплату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в спорных многоквартирных жилых домах, что поясняет представитель ответчика. Истцом доказательств обратного не представлено.

В отношении граждан Шипилова О.П., Новиковой П.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Долгих В.Д., Великовой В.Д. в ПАО «ТЭСК» были открыты лицевые счета (л.д.36-41 том 1), оплата за электроэнергию, потребленную гражданами в своих жилых помещениях, производилась в спорный период гражданами непосредственно ПАО «ТЭСК», что подтверждается лицевыми счетами и квитанциями (л.д.76-224 том 1). Из данных квитанций также следует, что в спорный период граждане оплату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, ПАО «ТЭСК» не производили, в квитанциях указано на нулевые показания общедомовых приборов учета.

Доказательств того, что до декабря 2014 г. оплата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в спорных домах, ответчику поступала от какой-либо из управляющих компаний, истцом не представлено.

Представитель ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» затруднился представить пояснения по факту оплаты и относительно факта наличия договора энергоснабжения в отношении спорных домов, ходатайствовал о предоставлении ему времени для уточнения данной информации, для чего просил дело слушанием отложить. Представитель истца в судебном заседании возражал против отложения судебного заседания, настаивал на рассмотрении дела по имеющимся в нем доказательствам.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана представлять доказательства в обоснование своих требований или возражений. Истец, обращаясь в суд с иском, в силу вышеуказанной нормы права обязан представлять доказательства в обоснование своих требований.

Суд в порядке ч.2 ст.56 ГПК РФ неоднократно разъяснял, что одним из юридически значимых обстоятельств для правильного разрешения настоящего дела является факт получения ответчиком оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в спорных домах в спорный период. Однако истцом данных доказательств не представлено.

При таких обстоятельствах суд в силу ст.68 ГПК РФ принимает во внимание объяснения ответчика в судебном заседании, согласно которым договор энергоснабжения между ПАО «ТЭСК» и ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» относительно спорных жилых домов в спорный период не заключался, платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в спорных жилых домах, от ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» не поступали.

Частью 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

Согласно части 7.1 ст. 155 Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги управляющей организации и ресурсоснабжающим организациям.

Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Из указанной нормы закона следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.

Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 13 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Согласно пункту 19 Правил, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.

Пунктом 8 Правил определено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.

При этом в силу п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.

Согласно п. 14 Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п. 15 Правил, товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией. Товарищество или кооператив прекращает предоставление коммунальных услуг с даты его ликвидации или с указанной в пункте 14 настоящих Правил даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией, с которой органом управления товарищества или кооператива заключен договор управления многоквартирным домом.

Подпунктом "б" пункта 17 Правил определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения

Из буквального толкования указанных норм следует, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, данная организация обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что ПАО «ТЭСК» фактически выступала исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению в отношении собственников помещений в спорных домах, так как лицевые счета гражданам Шипилову О.П., Новиковой П.В., Стрельцовой Е.А., Герасимову В.И., Долгих В.Д., Великовой В.Д. были открыты в ПАО «ТЭСК» в 2004 году, и данные граждане производили оплату за электроэнергию, потребленную на индивидуальные нужды, непосредственно ПАО «ТЭСК».

Договор энергоснабжения в отношении спорных домов был заключен управляющей организацией ООО «Гарант Стройсервис» с ПАО «ТЭСК» только в декабре 2014 года, до этого момента оплата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в ПАО «ТЭСК» от собственников помещений в спорных жилых домах не поступала.

Законность взимания ООО УК «Тамбовский коммунальный стандарт» платы за освещение общего имущества и придомовой территории не входит в предмет настоящего спора.

Из решения Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 г. по делу № А64-4710/2014 г. (л.д.237-245 том 1) по иску ОАО «ТЭСК» к ОАО «МРСК Центра» следует, что в спорный период ответчик не начислял гражданам плату за потребление электроэнергии на общедомовые нужды, так как полагал, что при отсутствии общедомового счетчика электроэнергии электрическая энергия, поставленная для компенсации потерь сетевой организации, должна оплачиваться сетевой организацией исходя из показаний индивидуальных приборов учета, поэтому обратился в арбитражный суд с иском к сетевой организации – ОАО «МРСК Центра» - о компенсации потерь в электрических сетях.

Арбитражный суд, отказывая ОАО «ТЭСК» в иске, указал, что применение такого порядка означало бы перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на сетевую организацию ответственности за потери в общедомовых сетях, что противоречит действующим нормам права. Расчет гарантирующего поставщика потерь электрической энергии в зависимости от количества электрической энергии, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но неоплаченной электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях сетевой организации. Из буквального толкования норм жилищного права в совокупности с нормами права, регулирующими порядок поставки электрической энергии о оказания коммунальных услуг, следует, что в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за электроэнергию, представленную на общедомовые нужды, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды многоквартирном доме. Определение объема полезного отпуска электроэнергии возможно исходя из показаний общедомовых приборов учета либо с учетом норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме». Согласно официальной позиции Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, изложенной в письме от 15.03.2013 №03-16/575 по вопросам приостановления применения нормативов, ресурсоснабжающим организациям поручено при расчете платы за коммунальные услуги применять нормативы потребления коммунальных услуг но холодному, горячему воснабжению, водоотведению, электроснабжению, действовавшие до 01.03.2013.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2015 г. вышеуказанное решение Арбитражного суда Тамбовской области оставлено без изменения.

На основании вышеуказанной позиции Арбитражного суда Тамбовской области, ответчик начислил гражданам Шипилову О.П., Новиковой П.В., Стрельцовой Е.А., Герасимову В.И., Долгих В.Д. плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с июля 2012 года по июнь2014 г. При определении размера платы ПАО «ТЭСК» руководствовалось следующим.

Факт проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома №8 по Спортивная и дома №3 по Московская в 2008 г. не является доказательством установки общедомового прибора учета.

Для принятия установленного прибора учета в качестве расчетного собственникам управляющей организации в порядке, предусмотренным действующим законодательством необходимо осуществить его допуск в эксплуатацию. Допуск установленного прибора учёта в эксплуатацию регламентирован нормами действующего законодательства и осуществляется в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Основные положения). В соответствии с п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, с которым заключен договор энергоснабжения в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор, собственника прибора учета.

При этом в соответствии с п. 152 Основных положений в случае допуска в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

В силу п. 154 Основных положений процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию. Доказательств надлежащего ввода приборов учета в эксплуатацию, а именно актов допуска приборов учета в эксплуатацию по многоквартирным домам по ул. Спортивная, д.8, Московская, д.З, подписанных уполномоченными представителями сетевой организацией ПАО «МРСК Центра» в адрес ПАО «ТЭСК» представлено не было.

Указанное обстоятельство подтверждается письмом ПАО «ТЭСК» в адрес ПАО «МРСК Центра» от 22.02.2013 № 01-0984 об отсутствии актов приемки счетчиков, в том числе по многоквартирному дому, расположенному по адресу п. Первомайский, ул.Спортивная д.8 и актом допуска прибора учета в эксплуатацию №6801416 от 15.12.2011, составленного в отношении многоквартирного дома, расположенного по ул. Московская, 3, который был составлен сетевой организацией ПАО «МРСК Центра» без участия уполномоченного представителя потребителей (управляющей организации), о чем свидетельствует отсутствие подписей данных лиц в акте.

Прибор учета по адресу ул. Московская, д.З, Спортивная, д.8 был надлежащим образом введен в эксплуатацию 17.12.2014 года, что подтверждается актом № 68010293 (л.д.7-8 том 2), составленным между управляющей компанией - ООО «Гарант Стройсервис» и сетевой организацией - ПАО «МРСК Центра». Таким образом, в спорный период (с июля 2012г. по июнь 2014г.) документ, подтверждающий надлежащий ввод прибор учета в эксплуатацию отсутствовал, в связи с расчёт в спорный период произведен по установленному нормативу.

В отношении многоквартирного дома по ул. Спортивная, д. 12 копия акта допуска эксплуатацию прибора учета № 6801427 с ООО УК «Гарант Стройсервис» была получена 27.12.2012, что подтверждается письмом ПАО «МРСК Центра» от 27.12.2012 №ТБ-М/УУЭ-370 (л.д.226-229 том 1) о направлении в адрес ПАО «ТЭСК» акта допуска в эксплуатацию прибора учета. До момента получения соответствующего акта ПАО «ТЭСК» сведениями о надлежащей установке прибора учета не располагало. Расчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, жителю данного дома Великовой В.Д. был произведен исходя из показаний общедомового прибора учета.

Жилищное законодательство (ст. 157 ЖК РФ) предусматривает расчет размера платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из норматива потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ.

С 01.09.2012 г. вступили в действие Правила от 06.05.2011 № 354, регламентирующие порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п. 48 Правил от 06.05.2011 № 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам от 06.05.2011 № 354.

Для того, чтобы применить формулу и рассчитать объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, необходимо значение норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме. Причем, согласно буквальному содержанию указанной формулы, данный норматив должен быть установлен в соответствии с постановлением Правительства от 23 мая 2006г. № 306.

Постановлением Правительства от 28 марта 2012г. № 258 Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг изложены в новой редакции, вступившей в силу с 1 июля 2012г., согласно пп. «д» п.7 указанных Правил при выборе единицы измерении норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды должен устанавливается в кВт.ч. на 1 кв.метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 28.12.2006г. № 1534, утвердившим на территории Тамбовской области с 01 января 2007 г. нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, применяемые ранее при организации расчетов в соответствии с утратившими силу с 1.09.20l2 г. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., норматив потребления электрической энергии устанавливался в кВт.ч на 1 человека.

В период, за который ПАО «ТЭСК» рассчитана плата за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию, действовали нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2006г. №1534, что подтверждается письмом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.03.2013 №03-16/575 (л.д.1-2 том 2), согласно которому по вопросам приостановления применения нормативов ресурсоснабжающим организациям поручено при расчете платы за коммунальные услуги применять нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему снабжению, водоотведению, электроснабжению, действовавшие до 01.03.2013. Постановление Администрации Тамбовской области от 28.12.2006г. № 1534 утратило силу с 01 июля 2014 года. Соответственно к периоду произведённого ПАО «ТЭСК» перерасчета (с июля 2012г. по июнь 2014г.) применены соответствующие нормативы, установленные вышеназванным Постановлением (7 кВт*ч на 1 человека).

Суд соглашается с данной позицией ответчика, полагая ее основанной на законе и материалах дела. Доводы истца об обратном не основаны на законе и материалах дела.

При этом суд также принимает во внимание позицию Арбитражного суда Тамбовской области, которых при рассмотрении дел по заявлению ПАО «ТЭСК» о признании недействительным предписаний Управления государственного жилищного надзора № 515 от 17.09.2015 г. и № 260 от 07.08.2015 г. Данными предписаниями ответчику было предложено произвести перерасчет гр.Шипилову О.И. за потребление электрической энергии на общедомовые нужды в период с июля 2012 г. по июнь 2014 г. и исключить графу из квитанции о необоснованной задолженности за потребление электроэнергии на общедомовые нужды за данный период. Решениями Арбитражного суда Тамбовской области от 08.12.2015 г. (л.д.31-39 том 2) и от 11.12.2015 г. (л.д.40-48), вступившими в законную силу, требования ПАО «ТЭСК» удовлетворены, предписания признаны незаконными по основаниям, аналогичным доводам ответчику по настоящему делу.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд также исходит из следующего.

Из системного толкования норм гражданско-процессуального законодательства, в том числе положений ч.3 ст.196 ГПК РФ следует, что способ защиты права при обращении в суд выбирается истцом с учетом существа спорных правоотношений.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (п.11). Верховный Суд РФ также разъяснил, что поскольку по искам о признании разрешается вопрос о наличии или отсутствии того или иного правоотношения либо отдельных прав и обязанностей участвующих в деле лиц, суд при удовлетворении иска обязан в необходимых случаях указать в резолютивной части решения на те правовые последствия, которые влечет за собой такое признание.

Учитывая, что суд в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ принимает решение только по заявленным исковым требованиям и вправе выйти за их пределы только в случаях, установленных федеральным законом, неверный способ защиты прав может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Такой способ защиты права, как признание незаконными действий коммерческой организации, оказывающей коммунальные услуги, не предусмотрен ни ст.11 ЖК РФ, ни гражданско-процессуальным законодательством, не установлены правовые последствия признания судом действий коммерческой организации незаконными, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Закон РФ «О защите прав потребителей» в ст. 46 предусматривает право органа государственного надзора предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, устанавливая правовые последствия таких исков.

Между тем, настоящий иск подан в защиту определенного круга лиц, требование о прекращении противоправных действий истцом не заявлено, поэтому данный иск не может рассматриваться как поданный на основании ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Таким образом, применение избранного истцом защиты права противоречит общему правовому смыслу закона, так как не влечет и не может повлечь восстановление нарушенных прав граждан, в защиту которых Управление обратилось с настоящим иском.

Судом истцу разъяснялись данные положения закона, однако представитель истца во всех состоявшихся по делу судебных заседаниях настаивал на исковых требований в их дословном изложении.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного,

руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области в интересах Шипилова О.И., Новиковой Н.В., Стрельцовой Е.А., Герасимова В.И., Великовой В.Д., Долгих В.Д. к ПАО «Тамбовская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по начислению собственникам многоквартирных домов оплаты за потребление электрической энергии на общедомовые нужды отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд города Тамбова в течение месяца с момента составления его в окончательной форме.

Судья Т.Е.Гурулева

Решение суда в окончательной форме составлено 04 марта 2016 года.

Судья Т.Е.Гурулева

2-297/2016 (2-3746/2015;) ~ М-3626/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Новикова Наталия Владимировна
Долгих Вера Дмитриевна
Герасимов Владимир Иванович
Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области
Великова Валентина Дмитриевна
Стрельцова Елена Афанасьевна
Шипилов Олег Иванович
Ответчики
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Другие
ООО "ГарантСтройсервис"
Администрация Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области
ООО УК "Тамбовский Коммунальный Стандарт"
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Гурулева Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
sud24--tmb.sudrf.ru
17.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2015Передача материалов судье
18.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.12.2015Предварительное судебное заседание
09.02.2016Судебное заседание
18.02.2016Судебное заседание
24.02.2016Судебное заседание
04.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее