Судья Баудер Е.В. дело № 21-388/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,
рассмотрев 5 июня 2019 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ... АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Очеретенко Д.П. на постановление <Номер обезличен> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми Коданева А.В. от <Дата обезличена> года и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 26 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ... АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Очеретенко Д.П.,
установил:
постановлением <Номер обезличен> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми Коданева А.В. от <Дата обезличена> ... АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Очеретенко Д.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвержен административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не соглашаясь с постановленным по делу об административном правонарушении постановление должностного лица, Очеретенко Д.П. обратился с жалобой в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми, по итогам рассмотрения которой судьёй районного суда принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ставит вопрос об отмене принятых по делу постановления должностного лица надзорного органа и решения судьи ввиду их незаконности и необоснованности, указывая на отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения, а назначенное наказание, по мнению подателя жалобы, явно не отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
Стороны административного дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы на решение, принятое по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, изучив материалы дела, доводы жалобы, считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие и прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, учитывая следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ следует, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В целях данной статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов ( пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Ответственность по части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьё районного суда, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Коми на основании приказов <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года и <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» по объекту негативного воздействия на окружающую среду, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору № 87-0111-001180-П «Основная пром.площадка».
В ходе проверки должностным лицом надзорного органа установлено, что на данном объекте №87-0111-001180-П «Основная пром.площадка» АО «МондиСЛПК» использует 14 земельных участков общей площадью 658,4818 га, среди которых есть участок с кадастровым номером ... общей площадью 2917353 м2, на части которого установлены границы водоохранной зоны реки Вычегда, включенные в государственный водный реестр, согласно выкопировке из Сводного отчета о проделанной работе по закреплению на местности специальными информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос р. Вычегда на территории МО ГО «Сыктывкар» Республики Коми 71097888-51-12-ТО ГЕОД.
При обследовании данного участка <Дата обезличена> года промышленной площадки, прилегающего к водному объекту - реке Вычегда, по итогам которого составлен акт обследования от <Дата обезличена> года, установлено, что в районе бывшего ЦПДС размещены открытые склады древесины на территории водоохранных зон - протяженность по реке Вычегда 1 км. Дороги и промышленные площадки, используемые для движения промышленного транспорта и складирования древесины, не обустроены сооружениями для сбора и очистки ливневых вод (поверхностного стока), засорены древесными отходами, что подтверждается фото- и видео с индексами: .... При обследовании также установлено, что в районе выпуска ливневых вод «Северная сторона» выявлен сброс сточных вод на береговую полосу водного объекта - реки Вычегда. Два канализационных колодца - ливневая канализация «Северная сторона» не оборудованы крышками, вокруг колодцев нарушен почвенный покров, что не исключает попадание поверхностного стока в сеть после очистных сооружений (фото с индексами: ...)
Повторное обследование данного участка <Дата обезличена> года показало, что в районе бывшего ЦПДС на территории водоохранной зоны размещены открытые склады круглой древесины (лесоматериалов) - протяженность по реке Вычегде 1 км, Дороги и площадки, используемые для движения промышленного транспорта, и складирования древесины не обустроены сооружениями для сбора и очистки ливневых вод (поверхностного стока), засорены древесными отходами, что подтверждается фото- и видео с индексами: .... Отсутствуют герметичные сооружения для сбора отходов, последние сгребаются к краю площадки. Сток ливневых вод с некоторых участков осуществляется в водный объект по поверхности земли (следы стока на фотоматериалах с индексами ...), часть стекает в пониженные места рельефа, в т.ч. в ливневые колодцы упомянутые выше выпуска <Номер обезличен> без очистки (фото с индексом ... При подготовке - очистке площадок для складов круглой древесины древесные отходы (кора, щепа) перемещались к краю площадок (фото с индексами:...).
По факту выявленных нарушений Управлением Росприроднадзора по Республике Коми возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование.
В рамках административного расследования осуществлено обследование территории АО «Монди СЛПК» на предмет сброса ливневых вод в составе Выпуска №2 ТЭЦ, по результатам которого <Дата обезличена> года составлен протокол осмотра площадки склада древесного сырья, расположенного в районе трубопровода сброса в реку Вычегда сточных вод от ТЭЦ. Установлено, что площадка засорена корой, древесными отходами, строительным мусором, сбор ливневого (дождевого) стока не производится. Дорога на подъезде к складу №1 не обустроена водосборными сооружениями (лотки, ливнеспуски), сток осуществляется по склону и направлен в сторону реки.
Приказом АО «Монди СЛПК» №70 от <Дата обезличена> года ответственным за выполнение производственного экологического контроля назначен ..., который, в том числе обязан осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды; взаимодействовать с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Согласно должностной инструкции ... АО «Монди СЛПК»,
утвержденной <Дата обезличена> года техническим директором АО «Монди СЛПК», ... относится к категории руководителей; в его обязанности входит: осуществление руководства разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства; руководство составлением установленной отчетности в области охраны окружающей среды; обеспечение функционирования системы экологического менеджмента. С должностной инструкцией Очеретенко Д.П. ознакомлен <Дата обезличена>.
По результатам административного расследования должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Коми в отношении Очеретенко Д.П. составлен протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из содержания которого следует, что <Дата обезличена> года в 17 часов 00 минут Очеретенко Д.П., занимающий должность ... АО «Монди СЛПК», допустил нарушение требований части 1 статьи 55, пунктов 3 и 4 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 34, части 1 статьи 35, части 1 статьи 39, части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выраженное в допущении неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, поскольку установлено, что АО «Монди СЛПК» при осуществлении своей хозяйственной деятельности на земельном участке, принадлежащем Обществу, расположенном в границах территории водоохранной зоны, эксплуатирует на промышленной площадке хозяйственные и иные объекты - «открытые склады древесины, дороги и площадки для движения промышленного транспорта», которые не оборудованы сооружениями для сбора и очистки ливневых вод (поверхностного стока) герметичными сооружениями для сбора отходов.
Исследовав собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из достаточности по делу доказательств того, что промышленная площадка АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» с размещенными на ней открытыми складами древесины в границах водоохранной зоны с дорогами, используемыми для движения промышленного транспорта, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, и пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения ... АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вина должностного лица подтверждаются предоставленными в материалы дела доказательствами.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ... АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При исследовании в порядке статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вопроса о наличии вины должностного лица АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в совершении правонарушения, доказательств, указывающих на принятие Очеретенко Д.П. всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению природоохранного законодательства ни должностному лицу при рассмотрении дела, ни суду представлено не было.
Вопреки доводам должностного лица, при ведении производственной деятельности и эксплуатации имущества в водоохраной зоне водного объекта не выполнены требования действующего законодательства в части оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Более того, как верно принято во внимание судьёй районного суда при рассмотрении настоящего дела, в отношении АО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ... которого является податель настоящей жалобы, по настоящему факту выявленных нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеются вступившие в законную силу акты, устанавливающие виновное бездействие АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» при ведении производственной деятельности и эксплуатации имущества в водоохраной зоне водного объекта, выразившееся в невыполнении требований действующего законодательства в части оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях. Доводы подателя жалобы о снижении размера административного штрафа, изложенные в настоящей жалобе, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 указанного Кодекса не содержат.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход рассмотрения дела об административном правонарушении, должностным лицом надзорного органа и судьёй районного суда не допущено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление <Номер обезличен> старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами Управления Росприроднадзора по Республике Коми Коданева А.В. от <Дата обезличена> года и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 26 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ... АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Очеретенко Д.П. оставить без изменения, жалобу должностного лица АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Очеретенко Д.П. – без удовлетворения.
Судья Д.А. Колесникова