копия
дело № 2-1262/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 30 мая 2017 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре Серобян И.Р.,
с участием представителей истца Олюниной Н.Н. – Бочкаревой Н.В. и Россоленко Н.И.,
истца, заявляющего самостоятельные требования, Авуловой Т.В. и её представителя Голенцова Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Олюниной Н.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, признании права собственности, иску Авуловой Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными действий и признании права на получение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Олюнина Н.Н. обратилась в суд к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, признании права собственности. Требования мотивированы тем, что Олюнина Н.Н. является матерью троих несовершеннолетних детей, проживая с ними на территории г. Красноярска, в связи с чем имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». 07.07.2016 года А10. подано заявление (вх. № О-11162) в ДМИиЗО администрации г. Красноярска о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У ул. Обзорная, площадью от 1200 до 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, а 21.07.2016 года земельного участка, расположенного в том же месте, но площадью 600 кв.м., что явилось следствием подготовки ДМИиЗО заключения от 18.07.2016 года о том, что невозможно формирование земельного участка площадью 1200 кв.м. и выше ввиду сложности рельефа испрашиваемого земельного участка, расположенного на склоне. Решением ДМИиЗО от 27.07.2016 года № О-11162 заявителю отказано в удовлетворении обоих заявлений по мотиву, изложенному в вышеуказанном заключении от 18.07.2016 года.
05.08.2016 года Олюниной Н.Н. снова подано заявление № О-12706 о предоставлении в собственность того же участка, в тех же границах и той же площадью, по результатам рассмотрения которого было подготовлено распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У по ул. Обзорная». Данное распоряжение и утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории были направлены Авуловой Т.В., стоящей как многодетная мать в очереди на предоставление земельного участка и подавшая заявление 02.09.2016 года, т.е. в 30-дневный со дня подачи заявления Олюниной Н.Н.
Заявитель Олюнина Н.Н. считает действия ДМИиЗО незаконными, поскольку заявление Алюниной Т.В. было подано лишь 02.09.2016 года, в то время как распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв было вынесено по её заявлению от 05.08.2016 года, которое, по своему содержанию, в том числе характеристикам испрашиваемого земельного участка, аналогично её заявлению от 21.07.2016 года, оставленному без удовлетворения по надуманным основаниям – сложный рельеф участка, который не стал помехой при утверждении этой же схемы земельного участка на кадастровом плане территории позднее, уже по заявлению от 05.08.2016 года. Кроме того, считает, что отсутствовали и основания для отказа в формировании земельного участка площадью 1200 кв.м. и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории по заявлению от 07.07.2016 года.
С учетом уточненных требований обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором просит признать незаконным отказ ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 27.07.2016 года № О-11162 (на вх. № О-11162 от 07.07.2016 года, вх. № О-11887 от 21.07.2016 года) в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная; признать незаконными действия ответчика по направлению иному многодетному гражданину Авуловой Т.В. распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв об утверждении схемы расположения земельного участка; признать незаконным отказ ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 07.09.2016 года № О-12706 от 05.08.2016 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная; обязать ДМИиЗО администрации г. Красноярска внести изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У по ул. Обзорной», заменив в пункте 1 слова «площадью 600 кв.м.» на слова «площадью 1 200 кв.м.», заменив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 600 кв.м. (приложение на странице 3 к Распоряжению администрации города Красноярска от 30.08.2016 года У-недв) на схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м. Кроме того, Олюнина Н.Н. просит обязать ДМИиЗО предоставить для индивидуального жилищного строительства испрашиваемый ею земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная, индивидуальные характеристики которого определены со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (характерными точками) границ и каталогом координат границ земельного участок площадью 1200 кв.м.), признать за ней право собственности на указанный земельный участок.
Кроме того, в производстве Октябрьского районного суда г. Красноярска находилось гражданское дело У по исковому заявлению Авуловой Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными действия и признании права на получение земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная.
Определением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 10.01.2017 года оба дела объединены в одно производство.
Требования Авуловой Т.В. мотивированы тем, что являясь многодетным гражданином, 20.11.2015 года поставлена на очередь для предоставления земельного участка за У. С целью реализации своего права на предоставление земельного участка многодетным гражданам Авулова Т.В. обратилась в ДМИиЗО с заявлением А-14150 от 02.09.2016 года о предоставлении в собственность земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У для индивидуального жилищного строительства.
Письмом № А-14150 от 07.09.2016 года ДМИиЗО сообщил Авуловой Т.В., что по результатам рассмотрения её обращения ей направлены копии распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У» с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако письмом ДМИиЗО от 03.10.2016 года № А-14312, по результатам рассмотрения жалобы Олюниной Н.Н. в порядке досудебного (внесудебного) обжалования, ответчиком было принято решение о повторном рассмотрении заявления Олюниной Н.Н. от 07.07.2016 года и о предоставлении спорного земельного участка ей в собственность. На основании принятых решений ДМИиЗО отозвал ранее направленное Авуловой Т.В. распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв и аннулировал сопроводительное к нему письмо от 07.09.2016 года № А-14150.
Как указывает Авулова Т.В., действующим законодательством, регламентирующим предоставление земельных участков многодетным семьям, не предусмотрен отказ в предоставлении земельного участка лицу, стоящему на очереди раньше заявителя, также не предусмотрен отказ из-за повторного рассмотрения обращений иных граждан, по которым ранее было отказано, либо несвоевременности рассмотрения органом местного самоуправления заявлений от граждан. Также законодательством не предусмотрен отзыв ранее принятого решения об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ, на основании которого происходит дальнейшее неизбежное предоставление земельного участка, т.е. того решения, которым уже решен вопрос о правах гражданина.
Кроме того, в своем заявлении Авулова Т.В. указывает, что ДМИиЗО принял решение об отзыве распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв с нарушением административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для ИЖС многодетным гражданам, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска № 156-р от 19.07.2013 года, поскольку рассмотренный ответчиком вопрос не входит в предмет досудебного обжалования, предусмотренный п. 38 Административного регламента.
С учетом изложенного, Авулова Т.В. просит признать незаконными действия ДМИиЗО по отзыву распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв и направления его Олюниной Н.Н., признать за ней право на бесплатное получение в собственность земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У площадью 600 кв.м., обязать ответчика ДМИиЗО администрации г. Красноярска в течение 3-х рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в свой адрес схему расположения испрашиваемого земельного участка согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года У-недв, и в течение 30 дней после постановки данного земельного участка на кадастровый учет предоставить его бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.
В судебное заседание истец Олюнина Н.Н. не явилась, доверила представление своих интересов Бочкаревой Н.В. и Россоленко Н.И., которые в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, возражали против требований Авуловой Т.В.
Заявляющая самостоятельные требования истица Авулова Т.В и её представитель Голенцов Е.В. настаивали на удовлетворении своих требований, полагая, что исковые требования Олюниной Н.Н. не полежат удовлетворению.
Представитель ответчика по обоим исковым заявлениям – Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных истцами требований.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 29.1 данного Закона многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.
Судом установлено, что Олюнина Н.Н. является многодетной матерью.
07.07.2016 года Олюнина Н.Н. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении ей как многодетной матери в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У6, ул. Обзорная, площадью от 1200 до 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
В ходе рассмотрения заявления Олюниной Н.Н. отделом муниципального контроля ДМИиЗО подготовлено заключение от 18.07.2016 года, согласно которому рельеф испрашиваемого участка сложный, располагается большей частью на склоне, вследствие чего невозможно формирование земельного участка площадью 1200 кв.м. 21.07.2016 года Олюнина Н.Н. вновь обратилась в ДМИиЗО с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного в том же месте, но площадью 600 кв.м., что явилось следствием подготовки ДМИиЗО заключения от 18.07.2016 года. Решением ДМИиЗО от 27.07.2016 года № О-11162 заявителю отказано в удовлетворении обоих заявлений по мотиву, изложенному в вышеуказанном заключении от 18.07.2016 года.
05.08.2016 года Олюниной Н.Н. снова подано заявление № О-12706 о предоставлении в собственность того же участка, в тех же границах и той же площадью, по результатам рассмотрения которого было подготовлено распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543 «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У:6 по ул. Обзорная». Данное распоряжение и утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории были направлены Авуловой Т.В., стоящей как многодетная мать в очереди на предоставление земельного участка и подавшая заявление 02.09.2016 года, т.е. в 30-дневный со дня подачи заявления Олюниной Н.Н.
Так, Авулова Т.В., являясь многодетным гражданином, 20.11.2015 года поставлена на очередь для предоставления земельного участка за № 3730. С целью реализации своего права на предоставление земельного участка многодетным гражданам Авулова Т.В. обратилась в ДМИиЗО с заявлением А-14150 от 02.09.2016 года о предоставлении в собственность земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У для индивидуального жилищного строительства.
Письмом № А-14150 от 07.09.2016 года ДМИиЗО сообщил Авуловой Т.В., что по результатам рассмотрения её обращения ей направлены копии распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Однако письмом ДМИиЗО от 03.10.2016 года № А-14312, по результатам рассмотрения жалобы Олюниной Н.Н. в порядке досудебного (внесудебного) обжалования, ответчиком было принято решение о повторном рассмотрении заявления Олюниной Н.Н. от 07.07.2016 года и о предоставлении спорного земельного участка ей в собственность. На основании принятых решений ДМИиЗО отозвал ранее направленное Авуловой Т.В. распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв и аннулировал сопроводительное к нему письмо от 07.09.2016 года № А-14150.
Частью 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов);
б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя;
в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота;
г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность;
д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован;
е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;
ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
Анализ представленных Олюниной Н.Н. в ДМИиЗО документов свидетельствует о том, что её обращения от 21.07.2016 года № О-11887 и от 05.08.2016 года № О-12706 по своему содержанию являются идентичными, поскольку их предметом являлось предоставление в собственность бесплатно для ИЖС земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У площадью 600 кв.м., имеющего в обоих случаях идентичные границы. При этом заявление от 21.07.2016 года № О-11887 оставлено без удовлетворения, а по заявлению от 05.08.2016 года № О-12706 принято положительное решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о чем вынесено распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв.
Следовательно, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 27.07.2016 года № О-11162, вынесенное по заявлению Олюниной Н.Н. от 21.07.2016 года № О-11887, являлось необоснованным и незаконным, принятым в отсутствие оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» и ст.ст. 11.9, 11.10 Земельного кодекса РФ, вследствие чего по нему должно было быть принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У по ул. Обзорной» фактически было вынесено по заявлению Олюниной Н.Н. от 21.07.2016 года № О-11887.
В соответствии со ст. 29.4 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае»при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема). В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей. В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Как указывалось выше, Авулова Т.В. обратилась в ДМИиЗО с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка для ИЖС 02.09.2016 года.
Следовательно, учитывая, что распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв фактически было вынесено по заявлению Олюниной Н.Н. от 21.07.2016 года № О-11887, то оснований для применения абз. 2 ч.1 ст. 29 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 и направления Авуловой Т.В (№ 3730 в очереди) решения об утверждении схемы как заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее Олюниной Н.Н. (№ 4059 в очереди), не имелось, поскольку заявление Авуловой Т.В. поступило по истечении месячного срока с момента обращения Олюниной Н.Н. в ДМИиЗО с заявлением от 21.07.2016 года № О-11887.
Свои выводы основывает на том, что ненадлежащее исполнение ответчиком (ДМИиЗО) возложенных на него обязанностей и принятие необоснованных и незаконных решений не может влечь нарушения прав и законных интересов многодетной семьи Овуловой Н.Н. на предоставление ей в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в отсутствие законных оснований для принятия решения об отказе в предоставлении такого земельного участка.
Направление же схемы расположения земельного участка на кадастровом плане Авуловой Т.В. явилось следствием вышеуказанных незаконных действий со стороны ответчика ДМИиЗО, поэтому не порождает для последней никаких правовых последствий.
В связи с изложенным, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования Олюниной Н.Н. о признании незаконным отказа ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 27.07.2016 года № О-11162 (на вх. № О-11887 от 21.07.2016 года) в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная; признании незаконными действий ответчика по направлению иному многодетному гражданину (Авуловой Т.В.) распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв об утверждении схемы расположения земельного участка; признании незаконным отказа ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 07.09.2016 года № О-12706 от 05.08.2016 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная.
Одновременно, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения требований Авуловой Т.В. о признании за ней права на бесплатное получение в собственность земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У6 площадью 600 кв.м., возложении на ДМИиЗО обязанности в течение 3-х рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу направить схему расположения испрашиваемого земельного участка согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв, и в течение 30 дней после постановки данного земельного участка на кадастровый учет предоставить его бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Также не подлежат удовлетворению и исковые требования Авуловой Т.В. о признании незаконными действий ДМИиЗО по отзыву распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв и направления его Олюниной Н.Н.
Так, действительно, административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 N 156-р, не предусмотрено в досудебном (внесудебном) порядке рассмотрение вопросов, не указанных в пункте 38, в то время как решением ДМИиЗО администрации г. Красноярска, оформленным письмом от 03.10.2016 года № А-14312, при рассмотрении жалобы Олюниной Н.Н. ответчик вышел за установленные ограничения.
В то же время, как указывалось выше, направление схемы расположения земельного участка явилось следствием незаконных действий со стороны ответчика ДМИиЗО, и не породило для Авуловой Т.В. никаких правовых последствий, т.е. право у последней на предоставление спорного земельного участка не возникло. Следовательно, нарушение ДМИиЗО Административного регламента, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 N 156-р, не может быть признано незаконным по заявлению Авуловой Т.В., поскольку не повлечет восстановления её прав и законных интересов.
Рассматривая требования Олюниной Н.Н. о признании незаконным отказа ДМИиЗО администрации г. Красноярска от 27.07.2016 года № О-11162 на ее заявление вх. № О-11162 от 07.07.2016 года в предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная, площадью 1200 кв.м., суд приходит к следующему.
Как следует из буквального толкования положений ст. 29.4 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», многодетный гражданин в заявлении, предъявляемом им в орган местного самоуправления, обозначает лишь предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого земельного участка, а последний обязан рассмотреть вопрос о возможности формирования в интересующем заявителя районе одного или нескольких земельных участков с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков.
Отделом муниципального контроля ДМИиЗО подготовлено заключение от 18.07.2016 года, согласно которому рельеф испрашиваемого участка сложный, располагается большей частью на склоне, вследствие чего сделан вывод о невозможности формирования земельного участка площадью 1200 кв.м.
Согласно ч. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Частью 2 предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Ответчиком не представлено доказательств наличия предусмотренных ст. 11.9 и ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого Олюниной Н.Н. земельного участка площадью 1200 кв.м., а также не представлено доказательств невозможности эксплуатации земельного участка для испрашиваемых целей.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований Овуловой Н.Н. о возложении на ответчика обязанности внести изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У по ул. Обзорной», заменив в пункте 1 слова «площадью 600 кв.м.» на слова «площадью 1 200 кв.м.», заменив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 600 кв.м. (приложение на странице 3 к Распоряжению администрации города Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв) на схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м, поскольку административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории города Красноярска, утвержденным Распоряжением администрации г. Красноярска от 19.07.2013 N 156-р, не предусмотрено внесение таковых изменений.
Отсутствуют основания и для признания за Овуловой Н.Н. права собственности на указанный земельный участок площадью 1200 кв.м., поскольку данные требования заявлены преждевременно, без формирования земельного участка как объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет.
В то же время суд полагает, что в целях реализации права на предоставление в собственность земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У6 по ул. Обзорной площадью 1200 кв.м., необходимо наложить на ДМИиЗО администрации г. Красноярска обязанность вернуться к рассмотрению заявления Олюниной Н.Н. от 07.07.2016 года № О-11162.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Олюниной Н.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, признании права собственности удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 27.07.2016 года № О-11162 (на вх. № О-11162 от 07.07.2016 года, вх. № О-11887 от 21.07.2016 года) в предоставлении Олюниной Н.Н. земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У6, ул. Обзорная.
Признать незаконными действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по направлению иному многодетному гражданину Авуловой Т.В. распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв об утверждении схемы расположения земельного участка;
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 07.09.2016 года № О-12706 от 05.08.2016 года в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У, ул. Обзорная.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска вернуться к рассмотрению (повторно рассмотреть) заявление Олюниной Н.Н. от 07.07.2016 года № О-11162.
В удовлетворении исковых требований Олюниной Н.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации Х о возложении обязанности внести изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв «Об утверждении схемы расположения земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У по ул. Обзорной», заменив в пункте 1 слова «площадью 600 кв.м.» на слова «площадью 1 200 кв.м.», заменив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 600 кв.м. (приложение на странице 3 к Распоряжению администрации города Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв) на схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1200 кв.м, предоставить для индивидуального жилищного строительства испрашиваемый ею по заявлению от 07.07.2016 года вх. № О-11162 земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, южнее земельного участка с кадастровым номером У6, ул. Обзорная, индивидуальные характеристики которого определены со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (характерными точками) границ и каталогом координат границ земельного участок площадью 1200 кв.м.), признать за ней право собственности на указанный земельный участок отказать.
В удовлетворении исковых требований Авуловой Т.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными действий ДМИиЗО по отзыву распоряжения администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв и направления его Олюниной Н.Н., признании за ней права на бесплатное получение в собственность земельного участка южнее земельного участка с кадастровым номером У площадью 600 кв.м., возложении на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанности в течение 3-х рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу направить схему расположения испрашиваемого земельного участка согласно распоряжению администрации г. Красноярска от 30.08.2016 года № 4543-недв, и в течение 30 дней после постановки данного земельного участка на кадастровый учет предоставить его бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства, откащать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна. Подписано председательствующим.
Судья А.В. Черных