26RS0<номер обезличен>-45 Дело <номер обезличен>
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес обезличен> 18 января 2021 года
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи | Федорова О.А. |
при секретаре | Байрамкуловой А.К. |
с участием | |
истца | Малошихиной Л.А. |
представителя ответчика и третьего лица ГУ МВД России по СК | Петина Ю.Н. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малошихиной Л. А. к Российской Федерации в лице МВД России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Малошихина Л.А. обратилась в суд с иском, в котором просила суд взыскать с ответчика моральный ущерб в размере 80 000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что постановлением старшего инспектора ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по <адрес обезличен> Шараповой О.В. <номер обезличен> по делу об административном правонарушении от <дата обезличена> она привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ за нарушение п.10.1,10.2, 10.3 ПДД РФ и подвергнута штрафу в размере 500 рублей. Решением Советского районного суда СК указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием действиях состава административного правонарушения. Своими действиями старший инспектор ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по СК капитан полиции Шарапова О.В. причинила физические и нравственные страдания, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию истицы, которые она оценивает в 80 000 рублей.
В судебном заседании истец Малошихина Л.А. поддержала доводы, изложенные в заявлении, и просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Петин Ю.Н. в судебном заседании просил в иске отказать, поддержал доводы письменных возражений по заявленным требованиям.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГПК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от <дата обезличена> N 36-П "По делу о проверке конституционности статей 15, 16, части первой статьи 151, статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 и 3 статьи 24.7, статей 28.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьи 13 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан Л. и Ш.Р." восстановление нарушенных прав и свобод лиц, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации, может сопровождаться требованием такими лицами компенсации причиненного им в результате административного преследования морального вреда.
Согласно статьям 151, 1064, 1070 и 1100 ГК Российской Федерации причиненный гражданину моральный вред (физические или нравственные страдания) компенсируется при наличии вины причинителя такого вреда, за исключением случаев, предусмотренных законом. Применительно к случаям компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, лицам, в отношении которых дела были прекращены на основании пунктов 1 или 2 части 1 статьи 24.5 либо пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП Российской Федерации, это - в соответствии со статьями 1.6, 3.2, 3.9, 27.1, 27.3 КоАП Российской Федерации и с учетом выявленного в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 9-П конституционно-правового смысла статьи 27.5 данного Кодекса - означает, что в системе действующего правового регулирования компенсация морального вреда может иметь место независимо от вины причинивших его должностных лиц во всяком случае, когда к гражданину было незаконно применено административное наказание в виде административного ареста либо он незаконно был подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест (с учетом того что административное наказание в виде исправительных работ, также указанное в абзаце третьем статьи 1100 ГК Российской Федерации, в настоящее время законодательством об административных правонарушениях не предусмотрено).
При незаконном применении к гражданину вследствие привлечения к административной ответственности иных - не затрагивающих эти ценности - мер административного принуждения гражданин не лишен возможности использовать общие основания и порядок компенсации причиненного морального вреда, предусмотренные статьями 151 и 1064 ГК Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае, поскольку к истице не применялось административное наказание в виде административного ареста, она не была подвергнута административному задержанию, должна быть установлена вина должностного лица ГИБДД в причинении истице физических и нравственных страданий
В исковом заявлении истица указала, что при обращении в суд для обжалования постановления по делу, она оповестила об этом ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по <адрес обезличен> письмом. Однако, в нарушении требований ст. 32.6 КоАП РФ, предусматривающей приостановку исполнения постановления, в случае принесения жалобы, до вынесения решения суда по заявлению, старший инспектор ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по <адрес обезличен> капитан полиции Шарапова О.В. <дата обезличена>, то есть в день судебного заседания, незаконно направила электронным документооборотом в отдел судебных приставов УФССП России по <адрес обезличен> исполнительный документ - постановление по делу об административном правонарушении. В результате судебный пристав Назарян Л.Г., не знавший о рассмотрении искового заявления в суде и его решении, и действующая на основании инструкции, возбудила исполнительное производство, в рамках которого вынесла постановление об обращении взыскания на денежные средства истицы, а также было наложено ограничение на автомашину истца, в результате чего была сорвана сделка с клиентом по договору купли-продажи данной машины на выгодных для истца условиях.
Между тем, незаконность действий должностного лица по направлению исполнительного документа ничем не подтверждена, в судебном заседании истица указала, что действия инспектора в данной части вышестоящему должностному лицу или в суд не обжаловала.
Доказательств тому, что какая-то сделка планировалась, но не состоялась по причине ареста автомобиля, суду представлено не было, а в целом данные доводы могут свидетельствовать о причинении истице имущественного ущерба, что не является предметом заявленного иска о возмещении морального вреда.
Также истица указала, что для защиты своих прав и свобод и для оказания юридической помощи она была вынуждена обратиться за правовой защитой к адвокату, которому уплачен гонорар в размере 5000 рублей, что истцу пришлось трижды выезжать в Советский районный суд <адрес обезличен> с адвокатом, который находится на расстоянии 95 км от <адрес обезличен>, в котором проживает истец, как для ознакомления с материалами дела, так и для участия в судебном заседании.
Между тем, требований о взыскании расходов, понесенных в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, в рассматриваемом деле заявлено не было.
Перечень нематериальных благ закреплен в статье 150 ГК РФ, в соответствии с которой к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В ходе судебного разбирательства суд предлагал истице представить дополнительные пояснения и доказательства нарушения именно личных неимущественных прав.
Однако истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не было представлено достоверных и объективных доказательств, подтверждающих, что в результате производства по делу об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности ей были причинены какие-либо физические или нравственные страдания.
Суд исходит из того, что само по себе исполнение должностным лицом государственных органов своих обязанностей, оформление в отношении истицы документов о совершении им административного правонарушения не нарушает личные неимущественные права гражданина. То обстоятельство, что в дальнейшем установлено, что отсутствовал состав вмененного истице правонарушения, также не влечет нарушение каких-либо ее личных неимущественных прав. Данное обстоятельство не порочит достоинство истицы.
Суд также учитывает, что к истице какие-либо меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не применялись, каких-либо прав истица не лишалась.
Таким образом, поскольку факт причинения истице физических и нравственных страданий, а также вина должностного лица этом, в ходе судебного разбирательства не установлены, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
- ¬
░░░░░ ░░░ ░░░░░░░
L -
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░