дело 2-2838/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Серпухов
11 сентября 2013 года
Серпуховский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,
при секретаре судебного заседания Жмыховой Е.Ю.,
с участием:
представителя заявителя Шилова А.А. - адвоката Буевой О.А.,
представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области - Андрюшиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шилова А.А. о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
установил:
Шилов А.А. обратился в суд с заявлением в котором просит признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 24.07.2013 года <номер> об отказе в учете изменений объекта недвижимости. Свои требования мотивирует тем, что 24.07.2013г. по результатам проверки представленных документов, межевого плана от 28.03.2013г. и заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области было принято решение об отказе в учёте изменений объекта недвижимости. Считает принятое решение незаконным, нарушающим его права на исправление кадастровой ошибки в сведениях государственного реестра в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в целях приведения его границ в соответствии с решением Серпуховского городского суда от 27.06.1988 года. Заявитель указал, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым <номер>. Решением Серпуховского городского суда от 27.06.1988 года ему выделен земельный участок площадью <данные изъяты> для обслуживания жилого дома <адрес>. Решение суда было принято на основании заключения эксперта, в соответствии с которым положенный судом в основу принятого решения вариант раздела выделяет ему земельный участок площадью <данные изъяты> для обслуживания дома, входящий в состав земельного участка, выделенного ему при разделе. В 2008 году им было проведено межевание земельного участка, в соответствии с которым были установлены на местности его границы. Однако, при проведении межевания была допущена кадастровая ошибка, а именно, земельный участок площадью <данные изъяты> выделенный ему, ошибочно включён в границы соседнего земельного участка с кадастровым <номер>. В результате обнаружения кадастровой ошибки 28.06.2013 года был подготовлен межевой план, в соответствии с которым кадастровая ошибка была исправлена. Согласно межевого плана сведения о характерных точках границ уточняемых земельных участков с кадастровыми <номер> и <номер> были приняты в соответствии с полученными в электронной форме кадастровыми выписками о названных земельных участках. Таким образом, оспариваемое решение в части отказа в учёте изменений объекта недвижимости в связи с пересечением границ земельных участков основаны на наличии неточности в сведениях координат характерных точек земельных участков, содержащихся в государственном реестре и в выдаваемых органом кадастрового учёта выписках, и не связаны с ошибками в оформлении межевого плана. В межевом плане имеется обосновывающий вывод о наличии кадастровой ошибки со ссылкой на письменные документы, что свидетельствует о необоснованном утверждении органа кадастрового учёта в оспариваемом решении о нарушении требований к подготовке межевого плана и отсутствии оснований для отказа в учёте изменений объекта недвижимости.
Представитель заявителя Шилова А.А. - адвокат Буева О.А. в судебном заседании заявление поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области - Андрюшина М.Ю. заявленные требования не признала, считает спорное решение законным и обоснованным, в данном решении есть ссылки по каким причинам было отказано в учёте изменений объекта недвижимости.
Представитель заинтересованного лица ООО «Геоэксп» в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела извещен. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела суд пришел к следующему выводу.
Из материалов гражданского дела судом установлено, что 24.07.2013 года по результатам проверки представленных документов Шиловым А.А., межевого плана от 28.03.2013 года и заявления о государственном учёте изменений объекта недвижимости ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области было принято решение <номер> об отказе в учёте изменений объекта недвижимости (листы дела 6-7).
Судом установлено, что заявителю Шилову А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: <адрес> (листы дела 23, 24).
В материалы гражданского дела представлено учётное дело объекта недвижимости (листы дела 72-104), в котором имеется заявление Шилова А.А. от 10.07.2013 года об осуществлении государственного кадастрового учёта изменений объекта недвижимости с кадастровым <номер> в связи с изменением площади и изменением описания местоположения границ земельного участка (лист дела 74). К своему заявлению Шилов А.А. приложил межевой план от 28.06.2013 года, подготовленный кадастровым инженером Ш, решение Серпуховского городского суда от 27.06.1988 года о реальном разделе дома <адрес> и определении порядка пользования земельным участком между Шиловым А.А. и Шиловым А.А. (листы дела 90-92).
Как видно из содержания межевого плана он был подготовлен в связи исправлением ошибки в местоположении границ двух земельных участков: с кадастровым <номер> и с кадастровым <номер>.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона.
В соответствии с частью 4 статьи 27 указанного Закона при кадастровом учёте в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
По результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года №42, было выявлено: заключение кадастрового инженера не содержит обосновывающий вывод о наличии кадастровой ошибки в местоположении границы ранее учтённого земельного участка, заявленного к кадастровому учёту; в случае внесения изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым <номер> (согласно каталогу координат межевого плана), уточнённые границы данного земельного участка будут пересекать границы земельного участка с кадастровым <номер>
Заявителю отказано в государственном кадастровом учёте изменений сведений о местоположении границ и уточнении площади земельного участка с кадастровым <номер>, рекомендовано представить надлежаще оформленный межевой план.
Суд считает, что решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42.
Уточнение месторасположения границы и площади земельного участка с кадастровым <номер> не обусловлено уточнением его границ.
По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок является ранее учтённым, поставлен на государственный кадастровый учет.
Кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана).
Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков.
Суд считает, что имеющееся в межевом плане заключение кадастрового инженера не содержит обоснованный вывод о наличии кадастровой ошибки в определении характерных точек границ земельного участка с кадастровым <номер>. Как видно из материалов гражданского дела, межевание земельного участка и постановка границ земельного участка на кадастровый учёт была произведено в 2008 году. Суд считает, что кадастровый инженер свой вывод о наличии кадастровой ошибки в определении характерных точек границ земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты> (предоставленного Шилову А.А. в собственность в 1995 году и межевание которого проведено в 2008 году) не обосновал. В учётное дело не было представлено Постановление Главы г.Серпухова от 13.01.1995 года №27 «О регистрации земельных участков при домовладениях и предоставлении их гражданам», в котором указано о предоставлении Шилову А.А. в собственность земельного участка общей площадью <данные изъяты>, хотя в выданном свидетельстве указана другая площадь - <данные изъяты>
Согласно статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при кадастровом учёте в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учёта в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Согласно частей 2, 6, 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учёта заявления о постановке на учёт земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учёте части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, примерная форма извещения о согласовании местоположения границ земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412.
Указанные нормативные акты предусматривают, что в разделе 6 межевого плана должны быть указаны сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ: кадастровые номера этих участков, их смежная граница, сведения о правообладателях.
Статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
Из межевого плана от 28.06.2013 года следует, что согласование границ земельного участка при доме <адрес> в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка не проводилось. Из межевого плана видно, что он составлялся для исправления ошибки в местоположении границ и площадей двух земельных участков: с кадастровым <номер>, собственником которого является Шилов А.А. и с кадастровым <номер>, собственником которого является иное лицо, однако его намерения на такие изменения не известны.
Таким образом, требования статьи 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при подготовке межевого плана соблюдены не были.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка является законным, в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Шилова А.А. о признании незаконным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 24.07.2013 года <номер> об отказе в учете изменений объекта недвижимости - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Серпуховский городской суд.
Председательствующий В.А.Коляда
Мотивированное решение суда изготовлено 17 сентября 2013 года.
Председательствующий В.А.Коляда