УИД 63RS0№-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2022 года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Зинкина В.А.,
при секретаре судебного заседания Зацепиловой А.С.,
с участием представителя истца Левушкиной О.А.,
ответчика Абрамова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ по исковому заявлению Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара к Абрамову С. А. взыскании вреда, причиненного почвам,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что при осуществлении регионального экологического надзораДепартаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара <дата> установлен факт несанкционированного складирования и размещения отходов производства и потребления, подобных отходам «Отходы коммунальные твердые» непосредственно на почву земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Красноглинский внутригородской район, в границах СНТ «Нижние Донки - массив №», то есть за пределами территории, специально отведенной и оборудованной для этих целей, носящий длящийся характер.
По данному факту постановлением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от22.07.2020Абрамов С. А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Размер вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов, рассчитанной в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от <дата> №, составляет 62 400 рублей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд и просит взыскать с Абрамова С. А. вреда, причиненного почвам, в размере 62 400 рублей.
Представитель истца Левушкина О.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Ответчик Абрамов С.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, подтвердил, что присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, получил постановление о привлечении к административной ответственности, оплатил штраф и представил в Министерство лесного хозяйства подтверждение ликвидации свалки. Возражал против удовлетворения требований, поскольку свалка образована недобросовестными дачниками.
Выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 указанного Федерального закона окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природно-антропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности т.д.
В силу статей 1, 4 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Обохране окружающей среды» почвы являются компонентами природной среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно статье 77 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе планового рейдового обследования территории Красноглинского внутригородского района г.о. Самара <дата> в 09 часов 00 минут Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) при осуществлении регионального экологического надзора по заданию № от <дата> выявлено изафиксировано несанкционированное складирование и размещение отходов производства и потребления, подобных отходам «Отходы коммунальные твердые» (код ФККО 73100000000) непосредственно на почву земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Красноглинский внутригородской район, в границах СНТ «Нижние Донки - массив №» (ИНН 6313130866), то есть за пределами территории, специально отведенной и оборудованной для этих целей, (координаты 53,33/50.249 н 53.322/50.246), носящий длящийся характер.
Объем размещенного отхода согласно информационному письму СНТ «Нижние Дойки- массив №» составил (60 м3) - 12 тонн.
Согласно протоколу общего собрания членов СНТ «Нижние Дойки - массив №» <дата> председателем товарищества избран Абрамов С. А. на период с 2019 по 2022 год, который в соответствии с приказом № от <дата> СНТ «Нижние Дойки - массив №» является ответственным за обеспечение экологической безопасности и за исполнение законодательства в сфере охраны окружающей среды.
По факту правонарушения Департаментом составлен протокол № от 11.062020 и постановлением Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> №-ОТ от<дата> Абрамов С. А., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 61 ГПК РФ постановления по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу, в связи с чем установленные указанным постановлением обстоятельства, в том числе о вине ответчика АбрамоваС.А. в причинении вреда почвам вследствие несанкционированногоскладирования и размещения отходов производства и потребления являются установленными и обязательными для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий ответчика.
Кроме того, ответчиком не оспаривалось, что он присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, составленного в отношении него, как должностного лица СНТ «Нижние Дойки - массив №», постановление ответчиком не обжаловалось и ответчик не просил возложить ответственность за совершение административного правонарушение на иных лиц или на СНТ «Нижние Дойки - массив №», оплатил штраф и устранил нарушение.
Из опросовАбрамоваС.А. от <дата> и <дата> следует, что всю ответственность за охрану окружающей среды ответчик берет на себя, обязался убрать свалку.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», указано, что согласно статье 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования обоснованно предъявлены к Абрамову С.А., на которого подлежит возложение гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный почвам.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛКРФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от <дата> № «О недрах»).
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Равным образом указанные положения подлежат применению при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде гражданами (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Согласно статье 78 Федерального закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Минприроды России от <дата> №, предусматривает процедуру расчета вреда.
Стоимость размера вреда, причиненного почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов составляет62 400 рублей (УЩотх = 1 х 12 х 4000 х 1,3), что подтверждается представленным истцом расчетом, составленным на основании Методики, оснований не доверять которому у суда оснований не имеется. Ответчик относимых и допустимых доказательств отсутствия ущерба или иного размера ущерба суду не представлено.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что с АбрамоваС.А. в бюджет городского округа Самара подлежит взысканию возмещение вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, в размере 62 400 рублей, а также на основании статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 2072 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -198 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии администрации городского округа Самара- удовлетворить.
Взыскать с Абрамова С. А. вреда, причиненного почвам, в размере 62 400 (шестьдесят две тысячи четыреста) рублей.
Взыскать с Абрамова С. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2072 рубля.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья: В.А. Зинкин