Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-27/2021 (12-422/2020;) от 11.12.2020

Дело № 12-27/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

18 февраля 2021 года                         город Мурманск

Судья Ленинского районного суда города Мурманска Кузнецова Т.С., рассмотрев жалобу директора Североморского автотранспортного предприятия филиала акционерного общества «Мурманскавтотранс» ФИО на постановление государственного инспектора Мурманской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 18 ноября 2020 года № 20-70 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Мурманской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 18 ноября 2020 года № 20-70 директор Североморского автотранспортного предприятия филиала АО «Мурманскавтотранс» ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО обратился в суд с жалобой, указав, что в нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» решение о проведении внеплановой проверки в отношении АО «Мурманскавтотранс» не принималось, протокол об административном правонарушении был составлен лишь на основании обращения АО «Управление отходами». При рассмотрении дела не были учтены представленные Североморским АТП письма, из которых следует, что имеется действующий договор, заключенный между Предприятием и АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов», АО «Управление отходами» было уведомлено о готовности рассмотреть предложение о заключении договора на сбор и вывоз ТКО с 01 января 2021 года, с учетом срока действия и условий договора, заключенного с АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов». Полагал, что заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не относится к требованиям по охране окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а является установленным законом требованием организационного характера, не связанным с природоохранными нормами. Обратил внимание, что в адресном перечне мест накопления ТКО объектов инфраструктуры на территории муниципального образования город Мурманск отсутствует место, по которому расположено Североморское АТП – город Мурманск, улица Транспортная, дом 12. Также выразил мнение о незаконности перенаправления прокурором обращения для возбуждения дела об административном правонарушении. Полагал, что в данном случае отсутствует состав и событие административного правонарушения, кроме того, на момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности истек. Просил постановление от 18 ноября 2020 года отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, отсутствием состава и события административного правонарушения и существенными процессуальными нарушениями, допущенными при вынесении постановления.

В судебном заседании ФИО доводы жалобы поддержал, настаивал на отмене постановления, при этом в случае, если его вина в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела, просил учесть отсутствие негативных последствий и причинение вреда и ограничить наказание замечанием либо предупреждением.

Должностное лицо МПР Мурманской области ФИО1 в судебном заседании полагал, что оснований для признания жалобы обоснованной и отмены постановления не имеется.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дел об административных правонарушениях и проверив доводы жалоб, прихожу к следующему.

В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с данным Кодексом.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса и примечанием к данной статье административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 данного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 1 которого предусмотрено, что обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 07 октября 2020 года в адрес Мурманского межрайонного природоохранного прокурора поступило обращение АО «Управление отходами» по факту отказа Североморского АТП филиала АО «Мурманскавтотранс» от подписания договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год.

Указанное обращение в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» направлено для рассмотрения Министру природных ресурсов и экологии Мурманской области.

По результатам рассмотрения поступившего в МПР Мурманской области обращения и выявления факта нарушения, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Североморского АТП филиала АО «Мурманскавтотранс» ФИО составлен протокол об административном правонарушении от 06 ноября 2020 года № 20-46 и вынесено постановление от 18 ноября 2020 года № 20-70, которым ФИО признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Объективной стороной вмененного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среда» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации относятся к обязанностям региональных операторов.

Статьей 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

В силу пункта 4 указанных Правил обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

    Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) данных Правил (пункт 5).

Пунктом 8(1) Правил установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном данным разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся, в том числе, в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В соответствии с пунктом 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) данных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) данных Правил.

Заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил).

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления в его адрес от регионального оператора двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору (пункт 8(11) Правил).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность собственником твердых коммунальных отходов по заключению с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Материалами дела подтверждено, что в нарушение вышеуказанных требований Североморское АТП филиал АО «Мурманскавтотранс» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором – АО «Управление отходами» в лице Мурманского филиала на момент выявления факта указанного нарушения не заключило, проект договора, направленный Предприятию региональным оператором, директором Предприятия возвращен без подписания со ссылкой на действующий договор на услуги по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов производства и потребления III-V классов опасности, заключенный с АО «Завод по термической обработке твердых бытовых отходов».

Вместе с тем, данное обстоятельство, на которое сослался директор Североморского АТП ФИО, не является основанием для освобождения Предприятия от выполнения требований действующего законодательства, данный договор не подменяет собой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися в деятельности Предприятия, который подлежит заключению с региональным оператором.

Таким образом, данное нарушение, допущенное должностным лицом – директором Североморского АТП филиала АО «Мурманскавтотранс» ФИО, не исполнившего надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Имеющиеся по делу об административном правонарушении доказательства изучены должностным лицом МПР Мурманской области в ходе рассмотрения дел всесторонне и в совокупности, им дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица о виновности ФИО в совершении административного правонарушения полностью соответствует фактическим обстоятельствам.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки должностного лица административного органа, они не опровергают наличие в деянии директора Североморского АТП состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу постановления.

Несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу, с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием действующего законодательства, не свидетельствует о том, что в ходе рассмотрения дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении директора Североморского АТП ФИО к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ФИО от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имеется.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Мурманской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области от 18 ноября 2020 года № 20-70 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора Североморского автотранспортного предприятия филиала акционерного общества «Мурманскавтотранс» ФИО - без удовлетворения.

Судья подпись     Т.С. Кузнецова

12-27/2021 (12-422/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Иванов Сергей Валерьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Кузнецова Татьяна Сергеевна
Статьи

ст. 8.2 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
11.12.2020Материалы переданы в производство судье
17.12.2020Истребованы материалы
12.01.2021Поступили истребованные материалы
18.02.2021Судебное заседание
01.04.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее