Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-131/2015 ~ M-124/2015 от 27.04.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Одинцово

5 мая 2015 г.

Одинцовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Воробьева К.С., при секретаре Демченко М.Ю., с участием прокурора - помощника военного прокурора Солнечногорского гарнизона лейтенанта юстиции Томс К.А. и заявителя, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части майора юстиции запаса ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части 11361, связанных с исключением из списков личного состава воинской части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором указала, что была уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 20 января 2015 года приказом командира войсковой части от 19 января 2015 года № 6 исключена из списков личного состава. Кроме этого в заявлении указала, что на основании договора краткосрочного найма проживает в служебном жилом помещении в Красногорском районе Московской области и в связи с увольнением подлежит выселению из него. Также исключена из списков личного состава воинской части без обеспечения вещевым довольствием.

Считая приказ командира войсковой части от 19 января 2015 года № 6 нарушающим ее права, ФИО2 в заявлении просит суд признать его незаконным и обязать указанное должностное лицо его отменить, а также восстановить ее в списках личного состава до обеспечения жилым помещением и положенными видами довольствия.

В судебном заседании ФИО2 настаивала на удовлетворении заявления в полном объеме, дополнительно пояснив при этом, со ссылкой на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2009 года, что жилое помещение по договору социального найма либо в собственность ей не предоставлено и она не может считаться обеспеченной жилым помещением.

Прокурор полагал необходимым заявление ФИО2 удовлетворить частично.

Рассмотрев дело по существу, заслушав объяснения заявителя и заключение прокурора, оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их достаточной совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из копии послужного списка ФИО2 видно, что заявитель проходила военную службу по контракту на различных должностях, а с 2009 года находилась в распоряжении командования.

Из копии договора найма жилого помещения от 23 июля 2013 года № 12/к видно, что заявителю и членам ее семьи предоставлено жилое помещение в Красногорском районе Московской области, общей площадью 73,4 кв. м.

Из копии решения директора ДЖО МО РФ № 000213 от 20 марта 2012 года видно, что заявитель с составом семьи 2 человека принята на учет нуждающихся с 31 августа 2011 года.

Из копий выписок из приказов Командующего войсками ЗВО от 19 ноября 2014 года № 513 и командира войсковой части от 19 января 2015 года № 6 видно, что заявитель соответственно уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключена из списков личного состава.

Из копии акта от 3 июля 2014 года видно, что заявитель отказалась без объяснения причин написать рапорт на увольнение с военной службы.

Из рапорта ФИО2 от 9 апреля 2015 года видно, что она просила не увольнять ее до обеспечения вещевым имуществом.

Следует отметить, что хоть суд и не связан основаниями и доводами заявления, но не вправе выходить за пределы заявленных требований заявителя и их предмета, а ФИО2, имеющая высшее юридическое образование и профессиональный опыт в сфере военно-служебных отношений, оспаривает исключительно приказ командира войсковой части об исключении ее из списков личного состава воинской части.

При этом, вопреки мнению заявителя, закон не содержит какого-либо запрета на исключение военнослужащего, не обеспеченного жилым помещением, из списков личного состава воинской части. Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.

ФЗ "О статусе военнослужащих", определяя особый правовой статус военнослужащих, основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает также права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.

Так, в силу п. 1 ст. 15 указанного закона, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

При этом, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Из смысла указанных норм права следует, что реализовать свое право на получение жилого помещения по избранному месту жительства военнослужащие с выслугой 10 лет и более могут только в процессе увольнения с военной службы по соответствующему основанию, что прямо вытекает из абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в противном же случае предоставление им таких жилых помещений не основано на законе.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом жилищное обеспечение военнослужащих регулируется как ЖК РФ, так и специальными нормами, содержащимися в ФЗ "О статусе военнослужащих", других федеральных законах, а также издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации. Специальное регулирование обеспечения жильем военнослужащих, помимо предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, предусматривает и иные формы.

Так, согласно ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства.

Аналогичная правовая норма содержится и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237. При этом в данном пункте уточнено, что при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом норма закона, запрещающая увольнять военнослужащего до предоставления ему жилого помещения, должна применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения таковым по установленным нормам по последнему месту военной службы. Иное толкование ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих" уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из закона такое равенство не вытекает. Следовательно, препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.

Решением Совета депутатов Красногорского района Московской области от 25.08.2005 № 542/8 "Об утверждении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" утверждена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв. м. общей площади для проживающих в отдельных квартирах.

Таким образом, поскольку ФИО2 предоставлено служебное жилое помещение общей площадью 73,4 кв. м., в котором она проживает с дочерью и отцом, то они обеспечены жильем с превышением учетной нормы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. № 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба. По смыслу п. 5 данного нормативного правового акта жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.

Кроме того, из п. 1.2 указанного выше договора найма служебного жилого помещения видно, что он заключен на срок – до заключения договора социального найма.

Таким образом, рассматривая доводы ФИО2 с учетом указанных правовых норм, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, тщательно проанализировав доводы участвующих в деле лиц, в том числе и доводы заявителя, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО2 обеспечена служебным жилым помещением по установленным нормам и состоит на жилищном учете для предоставления жилого помещения в г. Москва (избранном после увольнения месте жительства), то она правомерно была уволена с военной службы в запас.

При этом суд считает необходимым отметить, что действия воинских должностных лиц не только соответствуют требованиям закона, а также не могут расцениваться как нарушающие права заявителя, поскольку направлены на упорядочение отношений по предоставлению заявителю жилого помещения и прекращению военной службы ФИО2 и обусловлены объективными причинами и потребностями военной организации.

Что касается ссылки заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2009 года, то какого-либо преюдициального значения по настоящему делу оно не имеет.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что доводы ФИО2, в этой части основаны на правовой несостоятельности.

Что касается требований заявителя в части оспаривания законности приказа командира войсковой части , связанных с необеспечением ее положенным вещевым имуществом, то суд исходит из следующего.

Из приказа Минобороны России от 26 июля 2012 года № 1827 видно, что ФИО2 зачислена в списки личного состава войсковой части на все виды обеспечения.

Из п. 28 и 31 приказа Министра обороны РФ от 14.08.2013 № 555 "О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время" следует, что зачисление военнослужащих на вещевое обеспечение производится на основании аттестата военнослужащего и приказа командира воинской части, при невозможности представления аттестата военнослужащего военнослужащий по контракту принимается на вещевое обеспечение на основании приказа командира воинской части и акта о приемке материалов как полностью обеспеченный вещевым имуществом личного пользования по нормам снабжения.

Таким образом, поскольку приказом Минобороны России ФИО1 была зачислена в войсковую часть на обеспечение в том числе и вещевым имуществом, то командир обязан обеспечить ее положенным вещевым имуществом из расчета, что она была обеспечена полностью вещевым имуществом личного пользования по нормам снабжения на дату зачисления ее в списки воинской части.

В судебном заседании установлено, что вещевым имуществом заявитель не обеспечена, что безусловно нарушает ее права, предусмотренные действующим законодательством. Однако, при этом, значение получения заявителем вещевого имущества в натуре, а именно предметов военной формы одежды, не может быть переоценено судом, поскольку оно не оказывает существенного влияния на адаптацию бывшего военнослужащего после прекращения с ним правоотношений в сфере военной службы, и не может повлечь за собой необходимость восстановления ее в списках личного состава воинской части.

В связи с чем суд, в целях восстановления прав заявителя в данной части, считает необходимым обязать командира войсковой части обеспечить ФИО2 вещевым имуществом по нормам снабжения.

Кроме этого в суде установлено, что заявитель не была своевременно обеспечена денежным довольствием.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами заявления, хотя ФИО2 и не связывает незаконность оспариваемых действий с несвоевременным получением денежного довольствия, суд считает необходимым проверить законность таковых в полном объеме и приходит к следующему.

В п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" указано, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен в том числе установленным денежным довольствием.

ФИО2 обеспечена денежным довольствием 3 февраля 2015 года, то есть после исключения ее из списков личного состава воинской части. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что права заявителя оспариваемым приказом командира воинской части безусловно были нарушены, поскольку заявитель имела реальные правовые ожидания на обеспечение положенным денежным довольствием именно в период прохождения военной службы, что и установлено действующим законодательством, поскольку она осуществляла свою трудовую деятельность посредством прохождения военной службы.

Таким образом, для восстановления прав заявителя в указанной части суд считает необходимым обязать командира войсковой части 11361 внести изменения в оспариваемый приказ, изменив дату исключения ФИО2 с 20 января на 3 февраля 2015 года, после чего направить приказ для реализации в довольствующий орган.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части , связанных с исключением из списков личного состава воинской части, – удовлетворить частично.

Признать незаконными действия командира войсковой части , связанные с исключением ФИО1 из списков личного состава воинской части до производства с ней окончательного расчета.

Обязать командира войсковой части внести изменения в приказ от 19 января 2015 года № 6 в части касающейся даты исключения ФИО1 из списков личного состава воинской части, изменив дату исключения из списков личного состава воинской части с 20 января на 3 февраля 2015 года, после чего направить приказ для реализации в довольствующий орган.

Обязать командира войсковой части обеспечить ФИО1 положенным вещевым имуществом по нормам снабжения.

В удовлетворении заявления ФИО1 в остальной части – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Одинцовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий

К.С. Воробьев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-131/2015 ~ M-124/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпенко Оксана Алексеевна
Другие
Командир в/ч 11361
Суд
Одинцовский гарнизонный военный суд (Московская область)
Судья
Воробьев Кирилл Станиславович
Дело на странице суда
ogvs--mo.sudrf.ru
27.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2015Передача материалов судье
27.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2015Подготовка дела (собеседование)
30.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2015Судебное заседание
05.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2017Дело оформлено
06.09.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее