Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2017 года
Дело № 2-1781/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2017 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.,
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Северного флота в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о понуждении к проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель военного прокурора Северного флота обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК СФ») о проведении специальной оценки условий труда рабочих мест в воинских частях (учреждениях) Северного флота.
В обоснование заявленных требований указал, что военная прокуратура Северного флота, проведя проверку исполнения ФКУ «ОСК СФ» требований законодательства по охране труда, выявила, что, вопреки требованиям статей 7, 37 Конституции РФ, статей 2, 21, 22, 92, 117, 147, 212, 219 Трудового кодекса РФ, статей 3, 4, 8, 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в 87 воинских частях и учреждениях Северного флота, входящих в состав ОСК СФ, не проведена специальная оценка условий труда 4902 рабочих мест.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами РФ осуществляет Министр обороны РФ через Министерство обороны РФ. Таким образом, Министерство обороны РФ является работодателем в отношении работников воинских частей.
В рамках реализации принятых Министерством обороны РФ решений по децентрализации производимых расходов приказом Министра обороны РФ от 11.12.2014 № 899 сформировано ОСК СФ, осуществляющее в соответствии с Положением о ОСК СФ, утвержденным данным приказом Министра обороны РФ, оперативную, тактическую или иные функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. Одним из видов деятельности, предусмотренных указанным положением, является, в частности, подготовка аукционной, конкурсной документации на заключение государственных контрактов (договоров) от имени Российской Федерации и на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг соответствии с законодательством РФ, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с разъяснениями директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ от 28.02.2013 № 184/4/614 размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, в том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке через ФКУ «Оперативное стратегическое командование военного округа», являющееся юридическим лицом и получателем бюджетных средств, с оплатой через соответствующий лицевой счет.
Таким образом, обязанность по размещению заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в 97 воинских частях (учреждениях) СФ путем заключения государственного контракта со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда и оплата указанных услуг лежит на ОСК СФ.
В соответствии с указаниями командующего СФ от 21.02.2017 № 55/120 в целях организации названной работы от воинских частей (учреждений) Северного флота, отнесенных к ОСК СФ, получены исходные сведения, на основании которых произведен расчет потребности в бюджетных ассигнованиях, о чем 03.04.2017 представлен соответствующий доклад в Управление службы войск и безопасности военной службы Минобороны России для реализации (исх. № 55/206). Денежные средства на указанные цели центральными органами военного управления Минобороны России не выделены.
Согласно директиве начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 09.06.2017 № 314/2/2222, директиве начальника штаба СФ от 19.06.2017 № 34/1/1834 дсп в штат управления СФ введен отдел (охраны труда и организации проведения специальной оценки условий труда), на который возложена обязанность по организации работы по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала в воинских частях (учреждений) СФ.
04.08.2017 военной прокуратурой Северного флота командующему Северного флота внесено обобщенное представление об устранении нарушений закона, в том числе в части проведения специальной оценки условий труда рабочих мест, которое частично было исполнено.
Поскольку отсутствие специальной оценки условий труда нарушает трудовые права лиц, работающих в 87 воинских частях (учреждениях) СФ, на оплату труда в полном объеме, на безопасные условия труда, получение соответствующих льгот, ссылаясь на статьи 2, 216.1, 352 Трудового кодекса РФ, предусматривающие судебную защиту их трудовых прав граждан и, в том числе, на государственную экспертизу условий труда, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающий обязанность органов военной прокуратуры осуществлять надзор за законностью в Вооруженных Силах РФ и участвовать в рассмотрении дел судами, ст. 45 ГПК РФ, с учетом произведенных уточнений своих требований просил обязать ФКУ «ОСК СФ» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда 2231 рабочего места, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства, в 87 воинских частях (учреждениях) СФ: войсковых частях 06991, 10544, 20475, 20546, 22950, 30976, 31127, 31132, 31360, 36045, 36070, 36070-А, 36070-Б, 36070-В, 36070-Г, 36070-Д 36070-Е. 36070-И, 36070-К, 36085, 36226, 40105-Е, 40105-К, 40105-Щ, 40105-Я 45655, 45655-А, 45655-Б, 45655-В, 45655-И, 45655-К, 45655-Л, 45655-Н, 45655-Р, 45655-С, 45655-Т, 45655-У, 45655-Ш, 45655-Ю, 53167, 53167-Д, 53167-С, войсковую часть 55458, войсковую часть 60134, 62720, 62720-А, 62720-Б, 62720-Д, 62720-Е, 62720-И, 62720-К, 62720-Л, 62720-М, 62720-С, 62720-У, 62720-Ф, 62720-Я, 72092, 74891, 77360-Т, 90829, 99710, 69299, 77360-Е, 20851, 71216, 95155, филиал (г. Заозерск) войсковой части 77360-Т, 10 отдел государственной экспертизы, 161 территориальный отдел эксплуатации и контроля за оказанием услуг, 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора, 253 ВАИ (территориальная),254 ВАИ (территориальная), 255 ВАИ (территориальная), 263 ВАИ (территориальная), 288 отдел технической подготовки (обустройства войск), 5595 военное представительство МО РФ, военную комендатуру (гарнизона, 1 разряда), военную комендатуру (гарнизона, 2 разряда), ГУ 1969 ОМИС, региональное управление военной полиции (по Северному флоту), ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, филиал ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС», Центр (ветеринарно-санитарного контроля и лабораторной и диагностики Северного флота.
В судебном заседании представители военной прокуратуры СФ Тесля С.С. и Мишин Ю.С. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика ФКУ «ОСК СФ» Казакова А.В. и Кругляков Д.И. в судебном заседании, а также в представленных возражениях на исковое заявление и уточнениях к ним указали, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 14.04.2014 № 237cc и директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил от 15.07.2014 № 314/5/0817, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.12.2014 № 899 создано ФКУ «ОСК СФ», 22.12.2014 зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно п. 6 Положения о ФКУ «ОСК СФ», утвержденного названным приказом Министра обороны РФ, ФКУ «ОСК СФ» является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием.
Поскольку статусом юридического лица наделен не весь флот, а лишь его управление, то воинские части и организации, входящие в состав Северного флота, не входят в состав ФКУ «ОСК СФ» как юридического лица.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» представителями Министерства обороны РФ, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников войсковых частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ являются командиры воинских частей (организаций).
Руководитель ФКУ «ОСК СФ» - командующий Северным флотом для работников войсковых частей, указанных в исковом заявлении, работодателем не является, в трудовых отношениях с ними не состоит, в то время как ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанность по проведению специальной оценки условий труда возлагают на работодателя. Также ФКУ «ОСК СФ», исходя из целей, задач и видов своей деятельности, не является организацией, проводящей такую оценку, в ее штате отсутствуют соответствующие эксперты.
В силу п. 12 ст.1 и ст. 2 Федерального закона «Об обороне», в целях обороны созданы Вооруженные Силы Российской Федерации. Финансирование расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФКУ «ОСК СФ» является подразделением Министерства обороны Российской Федерации, а организация оценки условий труда в отношении работников войсковых частей возможна только из средств федерального бюджета.
При этом в соответствии с п. 30 вышеназванного Положения ФКУ «ОСК СФ» имеет право (а не обязанность) заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и не исполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, у руководителя ФКУ «ОСК СФ» имеется право на размещение заказа на проведение специальной оценки условий труда в воинских частях, входящих в состав Северного флота, путем заключения государственного контракта со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда, однако в настоящий момент лимиты бюджетных обязательств на специальную оценку условий труда работников войсковых частей Северного флота отсутствуют, в связи с чем договоры на проведение специальной оценки условий труда со специализированными организациями в 2015-2017 годах учреждение не заключались.
Приказом Министра обороны РФ от 06.12.2016 № 806дсп введена в действие статья сметы Министерства обороны РФ 1813 «Расходы на проведение специальной оценки условий труда».
Директивой Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2016 № Д-76дсп «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации работы по исполнению Федерального закона от 19.12.2016 № 415 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 года» предусмотрено, что ответственным органом военного управления за исполнение расходного обязательства назначено Управление службы войск и безопасности военной службы Министерства обороны РФ, а pacчеты потребности в бюджетных ассигнованиях для истребования лимитов бюджетных ассигнований по распорядителям (получателям) средств федерального бюджета подлежат представлению по подчиненности.
На Северном флоте органом военного управления, ответственным за исполнение расходных обязательств Министерства обороны РФ по ст. 1813, назначен отдел службы войск и безопасности военной службы штаба Северного флота.
Командующим Северным флотом установленным порядком направлены указания от 06.02.2017 №76/42 об организации работы по истребованию денежных ассигнований в 2017 год. В соответствии с указаниями заместителя Министра обороны РФ от 09.02.2017 № 180/4/658 отделом службы войск и безопасности военной службы штаба Северного флота на основании предложений подчиненных воинских частей, соединений и иных подразделений составляется план мероприятий.
Кроме того, 18.01.2017 в ГУ – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направлено обращение о возможности выделения финансирования для проведения мероприятий по специальной оценке условий труда, ответ на которое до настоящего времени не поступил.
Принимая во внимание, что на основании ч. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата государственных контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств, следовательно, государственный заказчик не вправе заключить контракт в отсутствие утвержденных лимитов, работа по заключению договоров на проведении специальной оценки условий труда со специализированными организациями будет организована после доведения Северному флоту лимитов бюджетных обязательств.
С учетом изложенного просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Войсковые части 45655-Ш, 45655-Ю, 51305, 53167, 53167-Д, 53167-С, 55458, 60134, 61287, 62720, 2720-А, 62720-Б, 62720-Д, 62720-Е, 62720-И, 62720-К, 62720-Л, 62720-М, 62720-С, 62720-У, 62720-Ф, 62720-Я, 72092, 72120, 74891, 77360-Т, 90829, 98613, 99710, ГУ 1969 ОМИС, региональное управление военной полиции (по Северному флоту), ФГКУ «1973 ОМИС» МО РФ, ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, филиал (г. Заозерск) войсковой части 77360-Т, войсковые части 69299, 77360-Е, 20851 81877, 90719, 77360-Б, 77360-Г, 71216, 95155, филиал ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС», Центр (ветеринарно-санитарного контроля и лабораторной и диагностики Северного флота), 10 отдел государственной экспертизы, 161 территориальный отдел эксплуатации и контроля за оказанием услуг, 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора, 253 ВАИ (территориальная),254 ВАИ (территориальная), 255 ВАИ (территориальная), 263 ВАИ (территориальная), 288 отдел технической подготовки (обустройства войск), 5595 военное представительство МО РФ, военную комендатуру (гарнизона, 1 разряда), военная комендатура (гарнизона, 2 разряда), войсковые части 06351, 06991, 10544, 20475, 20546, 22950, 26808, 30976, 31127, 31132, 31360, 36045, 36070, 36070-А, 36070-Б, 36070-В, 36070-Г, 36070-Д, 36070-Е, 36070-И, 36070-К, 36085, 36138, 36226, 40105, 40105-Е, 40105-К, 40105-П, 40105-Щ, 40105-Я, 45655, 45655-А, 45655-Б, 45655-В, 45655-И, 45655-К, 45655-Л, 45655-Н, 45655-Р, 45655-С, 45655-Т, 45655-У, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили, письменное мнение относительно заявленных требований не представили.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5); каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).
С учётом указанных выше конституционных норм в Трудовом кодексе РФ для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени (часть первая статьи 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (статья 117) и повышенная оплата труда (часть первая статьи 146 и статья 147).
В развитие положений Трудового кодекса РФ Правительством РФ принято постановление от 20 ноября 2008 года № 870, пункт 1 которого предусматривает в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно статье 2 Трудового кодекса РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
По правилам статьи 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право, в частности, на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В силу статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, в частности, обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда
Статьей 219 Трудового кодекса РФ установлено, что каждый работник имеет право, в том числе, на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда
С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
По правилам статьи 3 данного Федерального закона специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Статьей 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.
В силу статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 статьи 17 ФЗ «О специальной оценке условий труда» случаев, в том числе при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
В судебном заседании установлено, материалами дела подтверждено, что военной прокуратурой Северного флота проведена проверка исполнения должностными лицами ФКУ «ОСК СФ» законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, которые выразились в том, что в ряде воинских частей и организаций, входящих в состав Северного флота, специальная оценка условий труда на рабочих местах не проводилась. После вынесения военной прокуратурой Северного флота обобщенного представления об устранении нарушений закона от 04.08.2017 в адрес командующего Северным флотом, в том числе в части проведения специальной оценки условий труда рабочих мест, были заключены государственные контракты на проведение специальной оценки условий труда со специализированными организациями.
Вместе с тем, в отношении 2231 рабочего места, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства, в 87 воинских частях (учреждениях) СФ: войсковых частях 06991, 10544, 20475, 20546, 22950, 30976, 31127, 31132, 31360, 36045, 36070, 36070-А, 36070-Б, 36070-В, 36070-Г, 36070-Д 36070-Е. 36070-И, 36070-К, 36085, 36226, 40105-Е, 40105-К, 40105-Щ, 40105-Я 45655, 45655-А, 45655-Б, 45655-В, 45655-И, 45655-К, 45655-Л, 45655-Н, 45655-Р, 45655-С, 45655-Т, 45655-У, 45655-Ш, 45655-Ю, 53167, 53167-Д, 53167-С, войсковую часть 55458, войсковую часть 60134, 62720, 62720-А, 62720-Б, 62720-Д, 62720-Е, 62720-И, 62720-К, 62720-Л, 62720-М, 62720-С, 62720-У, 62720-Ф, 62720-Я, 72092, 74891, 77360-Т, 90829, 99710, 69299, 77360-Е, 20851, 71216, 95155, филиале (г. Заозерск) войсковой части 77360-Т, 10 отделе государственной экспертизы, 161 территориальном отделе эксплуатации и контроля за оказанием услуг, 182 отделе государственного архитектурно-строительного надзора, 253 ВАИ (территориальной), 254 ВАИ (территориальной), 255 ВАИ (территориальной), 263 ВАИ (территориальной), 288 отделе технической подготовки (обустройства войск), 5595 военном представительстве МО РФ, военной комендатуре (гарнизона, 1 разряда), военной комендатуре (гарнизона, 2 разряда), ГУ 1969 ОМИС, региональном управлении военной полиции (по Северному флоту), ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, филиале ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС», Центре (ветеринарно-санитарного контроля и лабораторной и диагностики Северного флота) – такая оценка не осуществлена до настоящего времени, что подтверждаются сведениями, представленными в материалы дела указанными воинскими частями и организациями, о количестве рабочих мест, в отношении которых требуется проведение данной оценки, и направлении информации о потребности в финансировании проведения специальной оценки условий труда гражданского персонала для формирования сводной бюджетной заявки в уполномоченные органы военного управления.
Данные обстоятельства не оспаривались и не опровергнуты ответчиком.
Пунктом 1 приказа Министра обороны РФ от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса РФ являются командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).
Согласно разъяснениям директора Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 29.02.2013 № 184/4/614 размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «Оперативное стратегическое командование военного округа», являющееся юридическим лицом и получателем бюджетных средств, лицевой счет, которого обслуживается управлением финансового обеспечения по месту дислокации штаба военного округа. В целях обеспечения потребности воинских частей, учреждений и организаций, дислоцирующихся на территории соответствующего военного округа, в услугах на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствующие процедуры целесообразно осуществлять на уровне военного округа с оплатой через соответствующий лицевой счет ФКУ «Объединенное стратегическое командование военного округа» вне зависимости от источника финансирования заказа и привязки расходных обязательств к соответствующим центральным органам военного управления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
В рамках реализации принятых Министерством обороны РФ решений по децентрализации производимых расходов приказом Министра обороны РФ от 11.12.2014 № 899 сформировано ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота».
Согласно Положению о ФКУ «ОСК Северного флота», утвержденному приказом Министра обороны РФ от 2014 № 899, учреждение создано для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Согласно пунктам 18, 19 Положения, учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности Северного флота и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществлении управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством российской Федерации. Для достижения целей, указанных в пункте 18, учреждение осуществляет, в том числе, следующие основные виды деятельности: обеспечение функционирования закреплённых и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы; организация и осуществление всех видов боевого, технического, тылового, финансового, медицинского, морально-психологического, ветеринарно-санитарного обеспечения, обеспечения экологической, радиационной, химической и биологической безопасности; подготовка аукционной, конкурсной документации на заключение государственных контрактов (договоров) и на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Согласно пункту 7 Положения, для учета операций, осуществляемых учреждением, являющимся получателем (распорядителем) средств в рамках бюджетных полномочий, в территориальном органе федерального казначейства открываются лицевые счета.
Как следует из пункта 30 Положения, учреждение имеет право заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки утверждению представителей ответчиков о том, что работодателями для гражданского персонала воинских частей и организаций, входящих в состав Северного флота, ответственными за проведение специальной оценки условий труда, являются командиры (начальники) данных воинских частей и организаций, анализ вышеприведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что обязанность по размещению заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в 87 названных воинских частях (учреждениях) СФ путем заключения государственного контракта со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда и оплате данных услуг лежит на ФКУ «ОСК СФ» как юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министерством обороны РФ в соответствии с Положением об ОСК СФ.
Принимая во внимание, что вышеуказанные воинские части и организации Северного флота юридическим лицом не являются, своих лицевых счетов не имеют, состоят на финансовом довольствии в органах, подведомственных ФКУ «ОСК СФ» - финансово-экономических службах, суд приходит к выводу, что командиры (начальники) этих воинских частей и организаций, направив сведения о проведении специальной оценки труда для включения в сводную бюджетную заявку на соответствующий финансовый год о потребности финансирования расходов на проведение специальной оценки условий труда гражданского персонала, свои обязанности работодателя по обеспечению надлежащих условий труда выполнили.
Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, тот факт, что до настоящего времени ответчиком не проведена оценка условий труда в 87 войсковых частях (учреждениях) Северного флота, исходя из необходимости соблюдения прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора, полагает возможным согласиться с заявленным сроком и обязать ФКУ «ОСК СФ» в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда 2231 рабочего места, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства, в 87 воинских частях (учреждениях) СФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований неимущественного характера, в соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по данному делу, составляет 6000 руб. и подлежит взысканию с ответчика в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Суд рассматривает спор в пределах заявленных требований, на основании представленных доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Северного флота к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу заключить договоры (государственные контракты) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда 2231 рабочего места в 87 воинских частях (учреждениях) Северного флота: 1) войсковая часть 06991 (70); 2) войсковая часть 10544 (91); 3) войсковая часть 20475 (15); 4) войсковая часть 20546 (11); 5) войсковая часть 22950 (11); 6) войсковая часть 30976 (58); 7) войсковая часть 31127 (59); 8) войсковая часть 31132 (39); 9) войсковая часть 31360 (19); 10) войсковая часть 36045 (9); 11) войсковая часть 36070 (5); 12) войсковая часть 36070-А (16); 13) войсковая часть 36070-Б (20); 14) войсковая часть 36070-В (4); 15) войсковая часть 36070-Г (4); 16) войсковая часть 36070-Д (4); 17) войсковая часть 36070-Е (3); 18) войсковая часть 36070-И (2); 19) войсковая часть 36070-К (4); 20) войсковая часть 36085 (45); 21) войсковая часть 36226 (60); 22) войсковая часть 40105-Е (5); 23) войсковая часть 40105-К (11); 24) войсковая часть 40105-Щ (25); 25) войсковая часть 40105-Я (4); 26) войсковая часть 45655 (1); 27) войсковая часть 45655-А (9); 28) войсковая часть 45655-Б (5); 29) войсковая часть 45655-8 (23); 30) войсковая часть 45655-И (2); 31) войсковая часть 45655-К (65); 32) войсковая часть 45655-Л (1); 33) войсковая часть 45655-Н (9); 34) войсковая часть 45655-Р (8); 35) войсковая часть 45655-С (14); 36) войсковая часть 45655-Т (23); 37) войсковая часть 45655-У (4); 38) войсковая часть 45655-Ш (1); 39) войсковая часть 45655-Ю (1); 40) войсковая часть 53167 (28); 41) войсковая часть 53167-Д (3); 42) войсковая часть 53167-С (9); 43) войсковая часть 55458 (39); 44) войсковая часть 60134 (22); 45) войсковая часть 62720 (7); 46) войсковая часть 62720-А (5); 47) войсковая часть 62720-Б (10); 48) войсковая часть 62720-Д (2); 49) войсковая часть 62720-Е (17); 50) войсковая часть 62720-И (12); 51) войсковая часть 62720-К (23); 52) войсковая часть 62720-Л (15); 53) войсковая часть 62720-М (10); 54) войсковая часть 62720-С (1); 55) войсковая часть 62720-У (12); 56) войсковая часть 62720-Ф (2); 57) войсковая часть 62720-Я (7); 58) войсковая часть 72092 (17); 59) войсковая часть 72120 (16); 60) войсковая часть 74891 (2); 61) войсковая часть 77360-Т (170); 62) войсковая часть 90829 (12); 63) войсковая часть 99710 (19); 64) войсковая часть 77360-Т на 146 рабочих мест в филиале г. Заозерск; 65-67) войсковые части 69299, 77360-Е и 20851 (288); 68) войсковая часть 71216 (94); 69) войсковая часть 95155 (33); 70) 10 отдел государственной экспертизы (7); 71) 161 территориальный отдел эксплуатации и контроля за оказанием услуг (8); 72) 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора (15); 73) 253 ВАИ (территориальная) (3); 74) 254 ВАИ (территориальная) (1); 75) 255 ВАИ (территориальная) (1); 76) 263 ВАИ (региональная) (3); 77) 288 отдел технической подготовки (обустройства войск) (6); 78) 5595 военное представительство МО РФ (19); 79) военная комендатура (гарнизона, 1 разряда) г. Североморск (5); 80) военная комендатура (гарнизона, 2 разряда) г. Полярный (5); 81) военная комендатура (гарнизона, 2 разряда) г. Оленегорск (5); 82) ГУ «1967 ОМИС» (45); 83) Региональное управление военной полиции (по Северному флоту) (8); 84) ФГКУ «1973 ОМИС» МО РФ (81); 85) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (41), 86) филиал ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС» (164); 87) Центр (ветеринарно-санитарного контроля и лабораторной диагностики Северного флота) (33), подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Курчак