Дело № 2-1213/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Лиманской В.А.,
при секретаре Пановой О.Г.
с участием истца Голова Д.П., представителя ответчика администрации городского округа- <адрес>, представителя третьего лица- Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа город В.Е.С.
15 марта 2013 года в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голова Д.П. к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о понуждении предоставить земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Голов Д.П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа- <адрес> о признании отказа незаконным, понуждении предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, в обосновании указав, что он принимал участие в боевых действиях на территории <...> республики и является ветераном боевых действий, жителем <адрес>. На своё заявление от "."..г. о предоставлении земельного участка, как ветерану боевых действий, получил ответ от "."..г. №..., в котором указано, что на момент составления данного ответа проводится подготовка документации по планировке территорий, отведенных для земельных участков под ведение личного подсобного хозяйства. Считает позицию администрации городского округа- <адрес> незаконной, нарушающей права истца как ветерана боевых действий и создает необоснованные препятствия возможности пользоваться услугами системы государственной социальной защиты. Просил признать отказ администрации городского округа- <адрес> в предоставлении земельного участка незаконным, обязать администрацию городского округа- <адрес> предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа- <адрес>.
В судебном заседании истец Голов Д.П. заявленные исковые требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил обязать администрацию городского округа- <адрес> предоставить истцу земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа- <адрес>.
Представитель ответчика администрации городского округа - <адрес>, являющаяся также представителем 3-го лица Комитета Земельных ресурсов администрации городского округа - <адрес> В.Е.С. в судебном заседании, не оспаривая право истца на предоставление ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что в соответствии с ч.4 ст.1 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Согласно ст.42 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. В настоящее время утверждена документация по планировке территории <...>, в соответствии с которой администрацией будет решаться вопрос о предоставлении ветеранам земельных участков в соответствии с льготным реестром. Удовлетворение же требований Голова Д.П. нарушит права других очередников. В связи с изложенным, в удовлетворении требований истца о возложении обязанности по предоставлению земельного участка просила отказать.
Суд, выслушав истца Голова Д.П., представителя ответчика администрации городского округа- <адрес>, представителя третьего лица комитета земельных ресурсов администрации городского округа <адрес>- В.Е.С., исследовав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу части 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В судебном заседании установлено, что истец Голов Д.П. является ветераном боевых действий, что подтверждается копией удостоверения №... от "."..г.(л.д.7).
Судом также установлено, что истец является жителем <адрес>, зарегистрирован с "."..г. по адресу: <адрес> проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа – <адрес>. Факт проживания истца в городе <адрес> представителем ответчика не оспаривался.
Голов Д.П., как ветеран боевых действий, "."..г. обратился к Главе городского округа – <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельных участков, для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа - <адрес>, что подтверждается копией выписки из списка очередности постановки на учет граждан, в целях последующего предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно №... от "."..г..
Согласно данной выписки, истец значится в очереди учета граждан, претендующих на предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно по<адрес>.
Администрация городского округа - <адрес> письмом №... от "."..г. в ответ на обращение Голова Д.П. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – <адрес> указала, что администрацией городского округа – <адрес> принято Городское Положение «О внесении изменений в Городское Положение от "."..г. №...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – <адрес>». В Городском Положении в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в <адрес> и <адрес>, а также прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства. В настоящее время проводится подготовка документации по планировке указанных выше территорий, после чего будет осуществляться предоставление земельных участков на территории городского округа – <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, и определен необходимый перечень предоставляемых документов. Также указанным письмом истцу сообщено, что он включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – <адрес> (л.д.6).
Копией постановления №... от "."..г., копиями проекта планировки и межевания подтверждается, что администрацией городского округа – <адрес> утверждена документация «Проект планировки с проектом межевания территории поселка Уральский городского округа – <адрес>»(л.д.12,14-17).
Вместе с тем, в Преамбуле Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» №... от "."..г. указано, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
<адрес> от "."..г. №...-ОД «О предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», реализуя государственную политику в отношении ветеранов, указывает, что ветеранам боевых действий для ведения личного подсобного хозяйства в черте поселений предоставляются земельные участки в собственность бесплатно (часть 1 статьи 1 закона).
Согласно статье 4 части 1, 2 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» N 112-ФЗ от "."..г. для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Администрацией городского округа – <адрес> "."..г. принято Городское Положение №...-ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа – <адрес>», в Карту градостроительного зонирования добавлена новая градостроительная зона Ж-1-1 для размещения приусадебных земельных участков под личное подсобное хозяйство в посёлке <...>, прописаны требования к объектам личного подсобного хозяйства.
Из вышеупомянутого письма Администрации городского округа – <адрес> следует, что истец включен в реестр льготной категории граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории городского округа – <адрес>. Вместе с тем, в настоящее время (дата письма "."..г.) проводятся мероприятия по подготовке необходимой документации.
По сути, право истца на предоставление ему земельного участка администрацией городского округа – <адрес> не реализовано до настоящего времени, что свидетельствует о формальном характере разрешения вопроса в отношении реализации государственной политики по вопросам обеспечения ветеранов боевых действий, так как вопрос о наличии свободных земельных участков с истцом не обсуждался, других реальных мер по реализации их прав не предпринималось.
Данная позиция администрации городского округа – <адрес> противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам.
Так, в силу статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли населенных пунктов выполняют функцию территориально-пространственного базиса. Земельный кодекс РФ выделяет эти земли в качестве самостоятельной категории земель. Землями населенных пунктов являются земли, функциональным назначением которых является использование их для застройки и иных целей развития городов, поселков и сельских поселений. Главным критерием, на основании которого земли населенных пунктов выделяются в качестве категории земель, является их функциональное, а не целевое назначение, поскольку эти земли используются для самых разнообразных целей. Признаком, с помощью которого эти земли ограничиваются от иных категорий земель, является граница населенного пункта.
Однако понятие «земли населенных пунктов» непосредственно связано с понятием «поселение».
В статье 2 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от "."..г. № 131-ФЗ приводятся понятия сельского и городского поселений.
Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Закреплено также понятие «административный центр сельского поселения, муниципального района». Административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 11 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от "."..г. N 131-ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.
Так, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2).
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, с учетом положений статьи 4 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от "."..г., статьи 28 Земельного кодекса РФ, нормы которого не допускают отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением отдельных случаев, суд считает исковые требования Голова Д.П. о понуждении ответчика предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа- <адрес> обоснованными.
Кроме того, необходимо учесть, что "."..г. постановлением <адрес> утвержден Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно.
Согласно п. 7.1 утвержденного Порядка, предоставление земельных участков гражданам, состоящим на учете, осуществляется по месту постановки их на учет в границах соответствующего муниципального образования.
В силу п. 7.2 приведенного Порядка, земельные участки предлагаются гражданам в порядке очередности их постановки на учет.
Истец Голов Д.П. является ветераном боевых действий, по нормам действующего законодательства он имеет право на бесплатное получение земельного участка для ведения подсобного хозяйства, в связи с чем, требования истца о понуждении ответчика предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно в черте городского округа - <адрес> являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Голова Д.П. к Администрации городского округа - <адрес> о возложении обязанности предоставить земельный участок удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа - <адрес> в порядке очередности постановки на учет предоставить Голову Д.П. в собственность бесплатно земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в черте городского округа - <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Справка: мотивированный текст решения составлен 20 марта 2013 года.
Судья