РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2014 года суд Ленинского района Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.
при секретаре Семеновой М.В.,
с участием истца Бородина А.В., его представителя Белеванцевой Н.А. допущенной по устному ходатайству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 2900/2014 по иску Бородина А.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о возложении обязанности принять к зачету в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности, произвести перерасчет трудовой пенсии по старости, и выплате задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Бородин А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о возложении обязанности принять к зачету в его общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ., произвести перерасчет пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить образовавшуюся задолженность.
В обоснование требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года Дзержинским районным военным комиссариатом г.Н.Тагила был призван на специальные военные сборы, проходившие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи, с чем его здоровью был причинен вред.
ДД.ММ.ГГГГ. признан инвалидом <...> группы, с <...>% утраты трудоспособности, причина инвалидности-увечье, связано с аварией на ЧАЭС, сроком на 5 лет, согласно Указания Министерства социальной защиты населения РФ «О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы» от ДД.ММ.ГГГГ. №.
При переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ. подтверждена <...> группа инвалидности и <...>% утраты трудоспособности, причина инвалидности - заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС.
При переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ. вновь подтверждена <...> группа инвалидности, в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС, с <...>% утраты трудоспособности, бессрочно.
С06.04.1994г. истец уволен с работы и более не был трудоустроен, что подтверждается записью в трудовой книжке.
В соответствии с законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ( в редакции - Закона РФ от 18.06.92 №3061-1) п.1 ст. 29 с ДД.ММ.ГГГГ. Бородину А.В. назначена и выплачивалась пенсия по инвалидности.
Учитывая, что он утратил трудоспособность в связи с воздействием вредного производственного фактора-радиации в период выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, следовательно, имеет право на получение льгот по компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
Согласно преамбуле к разделу 4 базового Закона - отношения связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим законом, Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а также действующим законодательством РФ в части норм по возмещению ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
Согласно п.п. 3, 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в том числе период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Аналогичное правило предусмотрено п. «а» ст. 92 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ», действующего на момент установления истцу впервые инвалидности и до 01.01.2002.
Пунктом 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции от 24.11.1995 № 179-ФЗ) предусмотрено, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, которая утратила силу в связи со вступлением ФЗ от 18.07.2006 № 112-ФЗ, которым п. 1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Право на одновременное получение двух пенсий возникло у истца до 01.01.2002 и законодательство, действующее на момент назначения второй пенсии по старости, приравнивало заболевание и увечье, связанное с аварией на ЧАЭС к трудовому увечью или профессиональному заболеванию.
Решением Управления Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области истцу назначена пенсия по старости, однако не включены в общий трудовой стаж время нахождения на 2 и 1 группе инвалидности, поскольку ответчик считает, что инвалидность наступившая вследствие катастрофы на ЧАЭС, не является инвалидностью по увечью связанному с производством, т.к. отсутствует акт о несчастном случае на производстве.
Согласно разъяснениям Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.08.1998 № 1-69 и «О порядке определения рабочим и служащим профессионального заболевания, вызванного событием на ЧАЭС, и назначения им пенсии по Списку № 1» и Указанию Министерства социальной защиты населения РФ от 10.11.1992 № 1-98-У «О порядке назначения (перерасчете) пенсий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы…» заболевание, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, считается профессиональным.
Инвалидность истца вызвана воздействием радиации и является профессиональной.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РФ» действовавшего до 01.01.2002, пенсия на основаниях предусмотренных для военнослужащих (включая партизан великой Отечественной и гражданских войн, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (статья 41 Закона) либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 42 закона).
ФЗ № 5 от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» внесено изменение п. 2 ч. 1 ст. 29 предусматривающее назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванных на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняющим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой статьи 14 настоящего Закона».
В настоящее время законодатель сохранил преемственность вышеуказанных разъяснений и право инвалидов-чернобыльцев на льготы при назначении пенсии по старости, т.к. иное противоречит нормам Конституции РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П содержащаяся в п. 4 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ норма, в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции РФ.
Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 01.01.2002 пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действующего законодательства.
При определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действующего на 31.12.2001 правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.
По вине ответчика истец получает пенсию в меньшем размере, чем предусмотрено законом, т.к. при подсчете общего трудового стажа необоснованно исключен период нахождения на инвалидности <...> группы с ДД.ММ.ГГГГ.
.В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования и основания требований, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в городе Н.Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменное возражение на иск, в котором указал, что требования не признает, в удовлетворении требований просит отказать. В обоснование возражений указал, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», другими федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.2 ч. 1 ст.29 Закона от 15.05.1991 года № 1244-1 военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантировано право на назначение пенсии в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами, вследствие военной травмы.
Инвалидам вследствие военной травмы предоставляется право на получение одновременно двух пенсий: трудовой по старости и государственной пенсии по инвалидности.
Бородину А.В. пенсия по инвалидности (2 группы) вследствие военной травмы назначена сДД.ММ.ГГГГ года.
В связи со вступлением в силу Федерального закона РФ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» был произведен перевод на государственную пенсию по инвалидности в соответствии со ст. 15 указанного закона, при этом размер пенсии был определен в более высоком размере-250% размера социальной пенсии (пп.1 п.2 ст. 15 Закона №166-ФЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ. Бородину А.В. назначена вторая пенсия - трудовая пенсия по старости в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Размер государственной пенсии по инвалидности не пересчитывался в сторону уменьшения.
Трудовой стаж истцу был подсчитан в соответствии с п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принимались во внимание постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 9 апреля 1985 г. № 147 «Об утверждении Положения о врачебно-трудовых экспертных комиссиях» (п. 3), действующее в период признания истца инвалидом; постановлению Правительства РФ от 13.08.1996г. № 965, (п. 21); постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 (п. 14); указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 11.09.1992 года № 1-76-У «О порядке установления причинной связи заболевания и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы» для инвалидов из числа военнослужащих и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению устанавливается причина: «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС»; разъяснение Минтруда РФ от 15.04.2003г. № 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003г. № 17; п. 2 ч.1 ст. 13 Закона № 1244-1; п. 2 ст. 15 ФЗ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Исходя из указанных нормативных актов, причины инвалидности определяются в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством РФ, от установленных причин инвалидности зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставления различных льгот.
Полагает, что законодатель разграничил понятия «инвалидность, связанную с профессиональным заболеванием, трудовым увечьем» и «инвалидность, наступившую вследствие военной травмы», следовательно, нельзя одновременно применять трудовое увечье и военную травму.
При установлении инвалидности истцу установлена причина - «заболевание, связанное с исполнением обязанностей военной службы на ЧАЭС», которая не имеет признаков трудового увечья или профзаболевания.
Применение пункта 1 статьи 29 Закона РФ от 15.05.1991 г, № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ, действующей в спорный период пребывания на инвалидности), в соответствии с которым гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются назначение пенсии по инвалидности, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания необоснованным.
Федеральным законом от 18.07.2006 № 112-ФЗ пункт 1 части первой данной статьи изложен в новой редакции, согласно которой назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС гарантируется по желанию гражданина в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» или ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002г.
В соответствии с редакцией п. 1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 (до 01.01.2002г.) назначение пенсии по инвалидности указанным в законе лицам, как пенсии вследствие трудового увечья или профзаболевания, гарантировалась законодателем при ее назначении по нормам Закона РСФСР от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР».
Истец претендует на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и трудовой пенсии по старости, такое право по своему характеру является льготой для указанных в п. 2 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 лиц.
Учитывая это, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в данной норме до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
Назначение трудовой пенсии по старости, произведенное, на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», исключает возможность зачета в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС.
Заслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2002, оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 30 этого Федерального закона, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании письма Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П», при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.
Судом установлено, что Бородин А.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии № № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.6), справкой Дзержинского
райвоенкомата от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17), удостоверением участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в <...>. (л.д.23 оборот).
Согласно выписки из акта освидетельствования во ВТЭК к справке Сер. ВТЭ-216 № Бородину А.В. ДД.ММ.ГГГГ. установлена впервые вторая группа инвалидности сроком до 01.05.1999г., причина инвалидности - увечье связано с аварией на ЧАЭС (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГ. истцу установлена <...> группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание получено при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на ЧАЭС, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы МСЭ к справе Сер.МСЭ-004 № на срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.23).
При последующем ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ. истцу подтверждена вторая группа инвалидности бессрочно, с причиной инвалидности - заболевание полученное при исполнении иных обязанностей в/службы, с катастрофой на ЧАЭС, что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 № (л.д.7).
Из копии трудовой книжки Бородина А.В. следует, что ДД.ММ.ГГГГ он уволен в связи с несоответствием выполняемой работе вследствие состояния здоровья п.2 ст. 33 КЗоТ РФ, больше записей в трудовой книжке не имеется (л.д.10-12).
С ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии со ст. 27 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» является получателем пенсии по инвалидности 2 группы, что сторонами не оспаривалось.
В связи со вступлением в силу Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» был произведен перевод истца на государственную пенсию по инвалидности на основании ст.15 этого закона.
С ДД.ММ.ГГГГ Бородин А.В. является получателем пенсии по старости на основании ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что не оспаривалось сторонами и подтверждается решением № от ДД.ММ.ГГГГ. и заявлением о назначении пенсии (л.д.28,31).
При назначении трудовой пенсии по старости в общий трудовой стаж истца не были включены периоды нахождения на инвалидности <...> группы с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о зачете в общий трудовой и страховой стаж периода нахождения на инвалидности <...> группы, что не оспаривалось представителем ответчика.
Согласно п.п.3,4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.
Аналогичное правило было предусмотрено п. «а» ст. 92 Закона Российской Федерации №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01.01.2002 г.
Учитывая, что истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и стал инвалидом в результате указанной деятельности, то на него распространяются положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец относится к категории лиц, поименованных в статье 13 названного Закона.
В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002, пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ст. 41 Закона) либо заболевания, полученного в период военной службы (ст. 42 Закона).
Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-11 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Вышеназванная редакция п.1 ст. 29 закона от 15.05.1991г. №1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 № 112-ФЗ, которым п.1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
В силу ст. 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в общий трудовой стаж включаются наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.
Статьей 39 указанного закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что до 01.01.2002 года инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС считалась следствием трудового увечья (профессионального заболевания), действующее в тот период законодательство приравнивало заболевание и увечье, связанные с аварией на ЧАЭС к трудовому увечью или профессиональному заболеванию. При этом законодатель гарантировал назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и именно в таком порядке пенсия по инвалидности назначена истцу.
Согласно выписок из актов освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19, 23), -причина инвалидности указана как увечье, связанное с аварией на ЧАЭС.
Причина инвалидности - заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с аварией на ЧАЭС, была установлена истцу только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой серии МСЭ-2001 № (л.д.8) что по действовавшему законодательству относилось к профессиональному заболеванию или трудовому увечью и правого значения отсутствие Акта формы Н-1в данном случае значения не имеет.
Доводы ответчика в той части, что в случае определения истцу в качестве причины инвалидности в спорный период - профессионального заболевания, он утратит право на получение двух пенсий, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно п.2 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно - правовому статусу, а не по причине определения инвалидности - военная травма.
Учитывая, что инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС до 01.01.2002г. относилась к профессиональному или трудовому увечью, пенсия назначалась как вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), требования истца о включении в его общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности 2 группы с момента увольнения ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, отсутствие Акта формы Н-1 не имеет значения, т.к. в силу закона данная инвалидность признавалась трудовым увечьем.
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
В соответствии с ч.2 ст. 23 вышеназванного закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Учитывая, что Бородин А.В. получал пенсию по старости в меньшем размере по вине ответчика вследствие нарушения последним требований пенсионного законодательства, суд считает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии истца по старости с даты ее назначения с ДД.ММ.ГГГГ и выплатить образовавшуюся задолженность.
Учитывая, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 ст. 103 ГПК РФ, под. п.8 п.1 ст. 333.20 части 2 Налогового кодекса РФ, п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░.░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.