Дело № 2-1558/2020
УИД 23RS0058-01-2020-002807-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года город Сочи
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Крижановской О.А.,
с участием прокурора Хостинского района г. Сочи Юдина Р.В.,
представителя истца администрации города Сочи Аюбова А-Б.И., с участием ответчика Орловой И.О., она же законный представитель несовершеннолетних ответчиков Орловой В.С., Орловой П.С., Бекбулатовой К.Б.,
при секретаре Гончаровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Сочи к Орловой ФИО9 ФИО11, несовершеннолетним Орловой ФИО13 ФИО15, Орловой ФИО23 ФИО16, Бекбулатовой ФИО19 ФИО21 об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа жилого помещения, принадлежащего на праве собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Сочи обратилась в суд с иском к Орловой И.О., Орловой В.С., Орловой П.С., Бекбулатовой К.Б. в котором просит изъять для муниципальных нужд, путем выкупа, принадлежащее на праве долевой собственности ответчикам жилое помещение - квартиру общей площадью 15,2кв. м, находящуюся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, улица <адрес>, дом № №, квартира № №, посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере 1 183 000 рублей на банковский счет либо перечисления указанной денежной суммы в депозит суда, по №,34 рубля каждому собственнику, а также, прекратить право собственности Орловой И.О., Орловой В.С., Орловой П.С. на спорное жилое помещение, кроме того выселить из указанной квартиры Орлову И.О., Орлову В.С., Орлову П.С., Бекбулатову К.Б. после осуществления выплаты выкупной стоимости и снять их с регистрационного учета.
В обосновании заявленных требований истец указывает, что Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23.11.2015 года № 439-р многоквартирный дом № № по ул.<адрес> Хостинского внутригородского района города Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Хостинского районного суда города Сочи от 1 августа 2017 года по делу №2а-1389/2017 удовлетворен иск прокуратуры Хостинского внутригородского района города Сочи и на администрацию города Сочи возложена обязанность незамедлительно расселить жителей многоквартирного дома №№ по улице <адрес> Хостинского внутригородского района города Сочи.
Указанный многоквартирный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 18.07.2018 года № 1100 в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи» утвержденной постановлением администрации города Сочи от 25.12.2015 № 3659.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации после соблюдения установленной предварительной процедуры (требование о сносе), изъят для муниципальных нужд на основании постановления администрации города Сочи от 25.12.2018 года № 2118 «Об изъятии земельного участкам и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома № № по улице <адрес> Хостинского района города Сочи» земельного участка с кадастровым номером № находящегося под многоквартирным домом № № по улице <адрес> Хостинского района города Сочи, за исключением находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.
Факт принадлежности жилого помещения – квартиры, общей площадью 15,2 кв. м, находящейся по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, улица <адрес>, дом № №, квартира № № на праве общей долевой собственности Орловой И.О. (1/3 доля в праве), Орловой В.С. (1/3 доля в праве), Орловой П.С.(1/3 доля в праве) подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 09.04.2020№ №.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по заказу администрации города Сочи оценщиком ИП «<адрес> <адрес> <адрес>» определен размер возмещения за подлежащее изъятию спорное жилое помещение. Согласно отчету об оценке от 20.11.2018 № №, подготовленному оценщиком ИП «<адрес> <адрес> <адрес>», размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение - спорную квартиру, составляет 1 183 000рублей 00 копеек, в том числе: рыночная стоимость жилого помещения - квартиры, общей площадью 15,2 кв.м. по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, город Сочи, Хостинский район, улица <адрес>, дом № №, квартира № №, кадастровый (или условный) номер №, принадлежащей на праве общей долевой ответчикам составляет 1 092 000рублей 00 копеек, размер убытков составляет 91 000 рублей 00 копеек.
Ответчики зарегистрированы в изымаемом жилом помещении, что подтверждается копией поквартирной карточки, выданной муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр».
Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлены правообладателю заказным письмом с уведомлением по адресу изымаемого жилого помещения, являющемуся одновременно адресом регистрации ответчиков, что подтверждается сопроводительными документами о направлении проекта соглашения, квитанциями ФГУП «Почта России», а также отчетами об отслеживании отправления с почтовыми идентификаторами. До настоящего времени соглашение стороной ответчиков не подписано.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, содержащихся в подпункте «д» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкуп жилого помещения может быть осуществлен только на основании вступившего в законную силу решения суда (при отсутствии согласия собственника с решением об изъятии жилого помещения либо соглашения о выкупной цене) по иску органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения.
В связи с тем, что правообладателем до настоящего времени не подписано соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и поскольку по причине аварийного состояния дома существует постоянная угроза его обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан, администрация города Сочи обращается в суд с иском об изъятии жилого помещения, а также с факультативным требованием о выселении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представитель истца администрации г. Сочи Аюбов А-Б.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Орлова И.О., она же законный представитель несовершеннолетних ответчиков Орлова В.С., Орлова П.С., Бекбулатовой К.Б., участвуя в судебном заседании, исковые требования не признала пояснив, что она не согласна с изъятием квартиры, которая является единственным жильем для нее и несовершеннолетних детей. Она обращалась к Администрации г. Сочи, что бы взамен изымаемого им предоставили другое жильё, поскольку в связи с материальным положением приобрести его, используя сумму, подлежащую возмещению, они не могут. Никаких предложений со стороны Администации города Сочи с предложением конкретных жилых помещений ей не поступало.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, отдела по вопросам миграции УВД по г.Сочи, Управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи, а так же судебный пристав-исполнитель Хостинского РОСП г.Сочи УФССП по КК в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не заявили об уважительности причин своей неявки.
С учетом мнения сторон, на основании ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.
Прокурор Юдин Р.В., давая заключение по делу, полагал необходимым отказать в заявленных требованиях, так как установленные Законом условия изъятия жилья, предусмотренные ст.32 ЖК РФ в полной мере истцом не исполнены.
Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23.11.2015 года № 439-р многоквартирный дом № № по ул.<адрес> Хостинского внутригородского района города Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Хостинского районного суда города Сочи от 1 августа 2017 года по делу №2а-1389/2017 удовлетворен иск прокуратуры Хостинского внутригородского района города Сочи и на администрацию города Сочи возложена обязанность незамедлительно расселить жителей многоквартирного дома №№ по улице <адрес> Хостинского внутригородского района города Сочи.
Указанный многоквартирный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 18.07.2018 года № 1100 в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи» утвержденной постановлением администрации города Сочи от 25.12.2015 № 3659.
Также указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением главы администрации (Губернатор) Краснодарского края от 10.04.2019 г. № 186, в Приложении №1 под №46.
Постановлением администрации г.Сочи от 25.12.2018 г. № 2118, изъят для муниципальных нужд, в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу земельный участок с кадастровым номером №, площадью 6811 кв.м., находящийся по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Хостинский район, ул.<адрес> №, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества. В приложении к указанному постановлению указаны жилые помещения – квартиры, изымаемые для муниципальных нужд, в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в названном многоквартирном доме, в том числе квартира № № с кадастровым номером №.
Спорное жилое помещение принадлежит ответчикам Орловой И.О., Орловой В.С., Орловой П.С. на праве общей долевой собственности по 1/3 доли каждому, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
10.07.2018г. собственникам спорного жилого помещения направлено уведомление об изъятии земельного участка и квартиры.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по заказу администрации города Сочи оценщиком ИП «<адрес> <адрес> <адрес>» ИНН № определен размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение. Согласно отчету об оценке от 20.11.2018 № №/15размер возмещения составляет 1 183 000рублей 00 копеек, в том числе: рыночная стоимость указанного жилого помещения 1 092 000 рублей 00 копеек; размер убытков, причиненных собственнику, составляет 91 000 рублей 00 копеек.
18 января 2019г. в адрес ответчиков направлен проект соглашения №31-19, с определением выкупной стоимости жилого помещения в размере 1 183 000 рублей, что подтверждается сопроводительным документом о направлении проекта, квитанциями ФГУП «Почта России», а также отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором.
Однако, до настоящего времени соглашение правообладателями не подписано.
Таким образом, соглашение между сторонами не было достигнуто.
Согласно представленному представителем истца в судебное заседание Акту посещения граждан от 02.09.2020 года ответчик Орлова И.О. отказалась от осмотра жилых помещений муниципального жилого фонда, предназначенных для предоставления взамен изымаемых.
Исходя из разъяснений правоприменительной устойчивой судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 г. "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32ЖК РФ).
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Соответственно согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
При указанных, имеющих место обстоятельствах и совокупности применимых норм права, как разъяснено в п.41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 г., включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Оценивая представленные суду доказательства суд приходит к выводу, что в данном случае администрация г.Сочи, при осуществлении действий по переселению граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, совершила формальные действия, предложив ответчикам осуществить снос многоквартирного дома в месячный срок со дня получения требования, в дальнейшем, в нарушение требований ст.32 ЖК РФ не предоставляя возможность выбора в предоставлении в собственность ответчика иного жилого помещения, направила Орловой И.О., Орловой В.С., Орловой П.С. письмо от 18.01.2019 г. и проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, с предложением выкупа принадлежащего Орловой И.О., Орловой В.С., Орловой П.С. спорного жилого помещения по определенной рыночной стоимости и установленного размера убытков, в совокупности за 1 183 000рублей 00 копеек.
Указанный проект соглашения ответчиками не подписан.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены жилищным законодательством.
Ответчик Орлова И.О., являющаяся так же законным представителем несовершеннолетних ответчиков Орловой В.С., Орловой П.С. пояснила, что они желают, чтобы за изымаемую квартиру, принадлежащую им на праве долевой собственности администрация г.Сочи предоставила другое равноценное, пригодное для проживания жилое помещение.
При этом суд не принимает представленные в качестве доказательства выполнения ответчиком требований ст.32 ЖК РФ представленный представителем истца Акт, поскольку достоверных и допустимых доказательств того, что предлагаемые ответчикам жилые помещения пригодны для проживания суду не представлено. Кроме того, Ответчикам предложено предоставление жилого помещения, после направления в суд иска об изъятии квартиры путем выкупа. При этом Орловой И.О., Орловой В.С., Орловой П.С. не направлялось соглашение об изъятии жилого помещения путем предоставления в собственность конкретного жилого помещения.
Суд также принимает во внимание, что до настоящего времени органы местного самоуправления г.Сочи не исполнили вступившего в законную силу решения Хостинского районного суда г.Сочи от 01.08.2017 г..
Судебной защите в силу статьи 11ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что при установленных обстоятельствах права администрации города Сочи действиями ответчика не могут быть признаны нарушенными. При этом, выселение ответчиков из спорной квартиры приведет к нарушению их жилищных прав.
Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░10 ░░░12, ░░░░░░░ ░░░14 ░░░17, ░░░░░░░ ░░░24 ░░░18, ░░░░░░░░░░░░ ░░░20 ░░░22 ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 14.01.2021░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.