Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3891/2020 ~ М-3778/2020 от 28.10.2020

63RS0039-01-2020-004736-64

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.,

при секретаре Ахметовой Л.И.,

с участием прокурора Бербасовой А.Н.,

представителя административного истца Нуриева Р.М. – Долговой С.М.,

представителя заинтересованного лица Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара – Нестеровой Т.А.,

представителя заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о.Самара - Ткаченко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3891/2020 по административному исковому заявлению Нуриева Рашада Мамедагаевича об оспаривании нормативного правового акта Администрации г.о. Самара,

установил:

Индивидуальный предприниматель Нуриев Р.М. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать не действующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 1.13 постановления Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N 354 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара", которым из схемы исключен нестационарный объект – торговый павильон (пункт 948), расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В обоснование заявления указано, что Нуриеву Р.М. принадлежит торговый павильон, размещенный на указанном земельном участке на основании постановления Администрации Ленинского района г.Самары от 18.06.1998 №993. 30.08.2011 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Нуриевым Р.М. заключен договор аренды данного земельного участка №1359а-2010/2015 сроком до 16.05.2015. По истечении данного срока договор аренды возобновлен на неопределенный срок. Нестационарный торговый объект был включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара на основании постановления Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара", пункт 948 (далее также – Схема).

Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N354 внесены изменения в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N377, в соответствии с которыми пункт 948 исключен из Схемы.

Административный истец полагает, что оспариваемое решение противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", согласно которым нестационарные торговые объекты размещаются в целях обеспечения населения услугами торговли, а внесение изменений в схему не может ограничивать конкуренцию и служить основанием для пересмотра мест размещения объектов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых была начата до утверждения указанной схемы, а также ограничивает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности.

Торговый павильон не демонтирован, ИП Нуриев Р.М. не желает прекращать торговую деятельность, объективные данные градостроительной необходимости в освобождении места размещения нестационарного торгового объекта отсутствуют.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать вышеуказанное постановление недействующим в части.

В судебном заседании представитель Нуриева Р.М. административный иск поддержала, просила удовлетворить.

Представители заинтересованных лиц Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара возражали против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому просит в административном иске отказать.

Администрация Ленинского внутригородского района г.о. Самара, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представителя в судебное заседание не направила, отзыв не представила, извещена надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара, в пункте 948 которой указан нестационарный торговый объект - торговый павильон площадью 30,00 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N354, опубликованным в издании "Самарская Газета", N 93(6530), 14.05.2020, в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N377 внесены изменения, предусматривающие, в том числе, исключение пункта 948 из Схемы.

В соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2).

Согласно подп. «б.1» пункта 3 статьи 25 Устава городского округа Самара Администрация городского округа Самара для решения вопросов местного значения городского округа Самара разрабатывает и утверждает схемы размещения нестационарных торговых объектов.

На территории Самарской области действует Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области, утвержденный приказом министерства промышленности и торговли Самарской области от 17.06.2019 N87-п.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Порядка схема в городских округах разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов в разрезе районов городских округов. Схема, равно как и внесение в нее изменений, утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления, типовая форма которого установлена приложением 1 к настоящему Порядку.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и опубликования.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 1.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области.

Из материалов дела следует, что 30.08.2011 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Нуриевым Р.М. заключен договор №1959а-2010/2015 аренды земельного участка площадью 30,00 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для использования под временный модульный мини-магазин. Срок действия договора установлен до 16.05.2015.

Письмом от 24.03.2017 №15-07-30/12790 Департамент управления имуществом г.о.Самара уведомил Нуриева Р.М. об отказе от договора аренды земельного участка с 30.04.2017 и необходимости освободить арендуемый земельный участок от размещенного на нем объекта.

Претензией от 22.01.2020 №15-07-15/1766 Департамент управления имуществом г.о.Самара повторно потребовал от Нуриева Р.М. освободить земельный участок и сдать его по акту приема-передачи.

29.01.2020 Департаментом управления имуществом г.о.Самара в адрес Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара направлено обращение №15-07-15/3082 об исключении торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, из схемы размещения нестационарных торговых объектов в связи с прекращением договорных отношений с Нуриевым Р.М.

В ответ на обращение Департамента экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара о целесообразности исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы Администрация Ленинского внутригородского района г.о.Самара письмом от 06.02.2020 сообщила, что считает целесообразным предложение об исключении объекта из Схемы.

На основании представленных материалов судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что единственным основанием для исключения нестационарного торгового объекта из Схемы явилось прекращение арендных отношений между Нуриевым Р.М. и собственником земельного участка.

Между тем, Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Таким образом, истечение срока договора аренды земельного участка №1959а-2010/2015 от 30.08.2011, на котором расположен нестационарный торговый объект, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данного объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Пункт 2.2 указанного выше Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области устанавливает, что разработка Схемы осуществляется с соблюдением норм градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства, правил благоустройства, установленных на территории соответствующего муниципального образования, а также законодательства, регулирующего торговую деятельность.

Согласно пункту 3.4 Порядка основанием для отказа органа местного самоуправления во включении в Схему нестационарных торговых объектов является в частности несоответствие предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта нормам и требованиям законодательства, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Доказательств того, что внесение спорного торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Самара было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, либо его размещение в настоящее время нарушает требования законодательства, в материалах дела не имеется.

Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Требования уполномоченного органа о демонтаже торгового павильона не исполнены, Нуриев Р.М. желает продолжать торговую деятельность, для чего обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке по адресу: <адрес>.

Между тем, отсутствие нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов исключает возможность заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Административным ответчиком не доказана обоснованность исключения спорного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Иных причин для исключения объекта из Схемы кроме истечения срока действия договора аренды не имелось.

Доказательств градостроительной необходимости в освобождении места размещения нестационарного торгового объекта суду не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для исключения спорного нестационарного торгового объекта под номером 948 из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара не имелось, в связи с чем оспариваемое постановление в части исключения объекта из Схемы следует признать недействующим.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся до вынесения решения, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Административное исковое заявление Нуриева Рашада Мамедагаевича удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления решения в законную силу пункт 1.13 постановления Администрации городского округа Самара от 13.05.2020 N 354 "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Самара от 19.04.2013 N 377 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара".

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете "Самарская газета" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

Решение в окончательной форме изготовлено 13.01.2021.

2а-3891/2020 ~ М-3778/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нуриев Р.М.
Прокурор г. Самары
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Другие
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Нестерова Т.А.
Администрация Ленинского внутригородского района г. Самара
Департамент экономического развития, инвестиций и торговли Администрации г.о. Самара
Долгова С.М.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
28.10.2020Регистрация административного искового заявления
28.10.2020Передача материалов судье
29.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.11.2020Предварительное судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
13.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее