Решение по делу № 2-1174/2018 ~ М-1073/2018 от 17.07.2018

Дело № 2-1174/2018 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище 11 сентября 2018 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Скоробогатовой Е.И.

при секретаре Светашевой А.И.

с участием прокурора Пенской А.Е.,

представителя ответчика администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности от 15 января 2018 года Чиненовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с указанным иском к администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в администрации Грачевского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения.

В результате проведенной проверки установлено, что на территории Грачевского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению).

Выявленные нарушения препятствуют реализации жителям Грачевского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области предоставленных им государством социальных гарантий, а также лишает их возможности воспользоваться предусмотренным законом, гарантированным перечнем услуг.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

С учетом изложенного просит суд возложить обязанности на администрацию Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области: организовать специализированную службу похоронного дела на территории Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор Пенская А.Е. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Чиненова И.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований в виду отсутствия финансовой возможности у администрации, поскольку организация специализированной службы по похоронному делу требует больших затрат.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 01 января 2016 г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).

Статья 17 Федерального закона № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона № 8-ФЗ).

Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона № 8-ФЗ).

В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).

Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона № 8-ФЗ).

Закон № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.

Статьей 9 Закона № 8-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).

В силу положений статьи 10 названного закона в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 этого закона.

Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом № 8-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона № 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

Кроме того, местное самоуправление является признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации формой осуществления народом своей власти, наиболее приближенной к населению, которая обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии экономической и финансовой самостоятельности местного самоуправления, устанавливает, что его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (часть 1 статьи 132).

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 11 ноября 2003 г. № 16-П указал, что конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусматривающем выделение бюджетов местного самоуправления (местных бюджетов) в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 28 и 29) и устанавливающем принцип самостоятельности бюджетов, из которого вытекает, в том числе, право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств (статья 31).

Следовательно, орган местного самоуправления вправе самостоятельно определить конкретную организационно-правовую форму создания специализированной службы, уполномоченную выполнять функции, предусмотренные для таковой Законом № 8-ФЗ.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Как следует из материалов дела, вышеуказанные требования законодательства администрацией Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не соблюдаются. На территории Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 20 июня 2018 года, проведенной прокуратурой Городищенского района Волгоградской области, а также сообщением главы Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Калининой Н.И. от 06 июня 2018 года из которого усматривается, что специализированная служба, осуществляющая похоронную деятельность, на территории Грачевского сельского поселения не создана.

Из анализа ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно- правовых формах и в зависимости от этого действует на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Выявленные нарушения препятствуют реализации жителям Грачевского сельского поселения Городищенского района предоставленных им государством социальных гарантий, а также лишает их возможности воспользоваться предусмотренным законом гарантированным перечнем услуг.

Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

При установленных судом обстоятельствах, суд находит исковые требования исполняющего обязанности прокурора Городищенского района Волгоградской области о возложении обязанности на администрацию Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области: организовать специализированную службу похоронного дела на территории Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, реализуя требования ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Городищенского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о понуждении устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области организовать специализированную службу похоронного дела на территории Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования исполняющего обязанности прокурора Городищенского района Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 сентября 2018 года.

Председательствующий: подпись Е.И. Скоробогатова

Копия верна:

Судья                           Е.И. Скоробогатова

2-1174/2018 ~ М-1073/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Городищенского района
Ответчики
Администрация Грачевского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
Суд
Городищенский районный суд
Судья
Скоробогатова Елена Ивановна
17.07.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2018[И] Передача материалов судье
20.07.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.08.2018[И] Предварительное судебное заседание
11.09.2018[И] Судебное заседание
14.09.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее