с. Тасеево 16 июня 2015 года
Тасеевский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи ГУРОЧКИНОЙ И.Р.,
с участием заместителя прокурора Тасеевского района КОНОНОВА Н.Н.,
при секретаре ТРИППЕЛЬ Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохловой Г.А. к администрации Суховского сельсовета Тасеевского района о признании сокращения работника незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец Хохлова Г.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Суховского сельсовета Тасеевского района о признании сокращения работника незаконным по тем основаниям, что 01 января 2006 года она была переведена с должности делопроизводителя на должность специалиста 1 категории, с ней был заключен трудовой договор о муниципальной службе № № от 01 января 2006 года. 05 ноября 2014 года с ней был прекращен трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Её увольнение было признано незаконным, она восстановлена на работе. При выходе на работу с 16 декабря 2014 года, после отмены приказа об увольнении, со стороны главы администрации Суховского сельсовета Тасеевского района Ермаковой Г.В. в отношении нее были постоянные преследования на рабочем месте. 30 декабря 2014 года ей вручили уведомление о предстоящем сокращении, поскольку на заседании Суховского сельского Совета депутатов, состоявшегося 23 декабря 2014 года, была изменена структура администрации Суховского сельсовета Тасеевского района и её должность попала под сокращение. Однако заседание было проведено с нарушением регламента, поскольку глава администрации сельсовета Ермакова Г.В. ввела в заблуждение членов Совета депутатов о необходимости изменения структуры, так как по словам депутатов Ермакова Г.В. пояснила, что её (Хохловой Г.А.) должность останется, и изменения в структуре её (Хохлову Г.А.) не коснуться, так как на введенную должность заместителя главы администрации будет назначена ФИО6, которая на данный момент занимает должность специалиста 1 категории и на должность заместителя главы она будет назначена в связи с повышением квалификации, а не получением высшего образования. Кроме того, принятое Советом депутатов решение не было опубликовано. Так же штатное расписание с 30 декабря 2014 года не соответствует структуре администрации Суховского сельсовета Тасеевского района, что противоречит закону Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 14-4354 «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы». Администрацией Суховского сельсовета Тасеевского района нарушен п. 2 ст. 25 Закона РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ», поскольку о вакансиях в центр занятости населения было сообщено только 12 января 2015 года. В распоряжении № № от 30 декабря 2014 года «О проведении организационно-штатных мероприятий» отсутствуют технико-экономическое обоснование для сокращения штатной единицы специалиста 1 категории, а сокращение штата работников было принято произвольно, не в интересах производства, а с целью избавления от неугодного работника, путем переименования должностей в произвольной форме, без изменения численности служащих. 04 марта 2015 года она была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднего заработка, но в нарушение ст. 140 ТК РФ выплата не была произведена. Полагает, что сокращение имело место в результате дискриминации со стороны работодателя, что в свою очередь нарушает её право на труд. В связи с произошедшими событиями ей были причинены физические и нравственные страдания, у неё были постоянные стрессы, в коллективе была напряженная атмосфера, на фоне чего у нее были постоянные головные боли и ей приходилось обращаться в больницу. Просит признать решение от 30 декабря 2014 года № № «О проведении организационно-штатных мероприятий» незаконным, обязать ответчика восстановить истца в должности специалиста 1 категории и провести перерасчет оплаты по среднему заработку за время вынужденного прогула, признать действие главы администрации Суховского сельсовета Тасеевского района Ермаковой Г.В. в отношении Хохловой Г.А. дискриминационными, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Хохлова Г.А. исковые требования уточнила в части суммы компенсации морального вреда просила взыскать сумму <данные изъяты> рублей, а не <данные изъяты> рублей, как указанно в скобках в исковом заявлении, поскольку это опечатка. В остальном исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на их удовлетворении, при этом подтвердила все основания обращения в суд, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что считает нарушенным порядок ее увольнения по указанным в исковом заявлении основаниям, а также полагает, что со стороны главы администрации Ермаковой Г.В. в отношении неё была постоянная дискриминация: ей не давали исполнять её обязанности, отношение к ней было негативным. Незаконным увольнением и действиями главы администрации сельсовета ей причинен моральный вред, так как она перенесла и переносит нравственные и физические страдания. Просит удовлетворить ее требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Ермакова Г.В. исковые требования Хохловой Г.А. не признана в полном объеме, пояснила, что Хохлова Г.А. была принята на должность специалиста 1 категории 01 января 2006 года. 30 декабря 2014 года Хохловой Г.А. вручено уведомление о предстоящем сокращении в установленный ч. 2 ст. 180 ТК срок, то есть не менее чем за два месяца, которое Хохлова Г.А. получила под роспись 30 декабря 2014 года. Сокращение муниципальных служащих было обусловлено принятым Решением Суховского сельского Совета депутатов от 23 декабря 2014 года № №, Распоряжением № № от 30 декабря 2014 года. Доводы истца о том, что со стороны главы сельсовета допускались постоянные преследования и дискриминация нельзя принимать во внимание, поскольку данные доводы являются голословными и фактически ни чем не подтверждены. Доводы истца о том, что заседание Суховского сельского Совета депутатов об изменении структуры администрации Суховского сельсовета проведено в нарушении Регламента, нельзя принять во внимание, поскольку не понятно какое именно нарушение имеет в виду истец и какое положение Регламента нарушено. Кроме того нельзя принять во внимание доводы истца о том, что Ермакова Г.В. ввела членов Совета депутатов в заблуждение, поскольку Хохлова Г.А. не присутствовала на заседании. Доводы истца о том, что нарушены положения ст. 25 Закона «О занятости населения в РФ» не соответствуют действительности, поскольку сведения о сокращении численности работников организации, высвобождаемых должностях датированы 30 декабря 2014 года, а представлены в центр занятости населения 12 января 2015 года, то есть сразу после выходных дней. Так же истцом указано на отсутствие в Распоряжении № № от 30 декабря 2014 года технико-экономического обоснования для сокращения штатной единицы, однако действующим законодательство указание на технико-экономические обоснование не предусмотрено. Доводы истца о том, что в структуре произведено переименование должностей является домыслами Хохловой Г.А., поскольку 30 декабря 2014 года последней было вручено уведомление об отсутствии вакансий в администрации Суховского сельсовета. Так, штатная численность работников администрации до и после 30 декабря 2014 года составляла 5 человек. В настоящее время есть вакансия заместителя главы. Так же, в администрации работает технический персонал - техничка, истопник, водитель – они все заняты. При принятии решения о сокращении работника, было принято решение сократить Хохлову Г.А., а не ФИО6, поскольку последняя проходила курсы повышения квалификации, переподготовку, она более профессиональна чем Хохлова Г.А., у неё есть малолетний ребенок. Хохлова Г.А. заявляет, что действиями ответчика ей причинены не только нравственные, но и физические страдания, вместе с тем доказательств этому не имеется, так же Хохловой Г.А, не доказан факт её обращения в медицинское учреждение. На основании вышеизложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Хохловой Г.А. в полном объеме, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Судом установлено, что Хохлова Г.А. была принята на работу в администрацию Суховского сельсовета Тасеевского района специалистом 1 категории с 01 января 2006 года на основании распоряжения № № от 17 января 2006 года. На основании Распоряжения № № от 04 марта 2015 года «О прекращении трудового договора с работником» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ действие трудового договора от 01 января 2006 года со специалистом 1 категории Хохловой Г.А. прекращено в связи с сокращением штата работников организации.
Таким образом, судом установлено, что истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях, на которые должны распространяться нормы трудового законодательства Российской Федерации. Кроме того, судом также установлено, что Хохлова Г.А. занимала должность муниципального служащего, в связи с чем на отношения Хохловой Г.А. и администрации Суховского сельсовета Тасеевского района распространяется действие Федерального Закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Хохлова Г.А. обратилась в суд, поскольку считает свое увольнение по п. 2 ч. 1 ст.81 Трудового Кодекса Российской Федерации незаконным.
Рассматривая вопрос о законности или незаконности увольнения истицы по указанному основанию, суд приходит к следующим выводам:
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, в том числе, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с сокращением штата работников организации.
В соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям имеющиеся у него вакансии.
На основании статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса (часть 1).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2).
В судебном заседании установлено, что решением Суховского сельского Совета депутатов от 23 декабря 2014 года № «О структуре администрации Суховского сельсовета» утверждена структура администрации Суховского сельсовета Тасеевского района, в состав которой кроме главы сельсовета входят: заместитель главы; специалист 1 категории по вопросам работы с населением; специалист 2 категории по решению вопросов по ГО и ЧС и пожарной безопасности, главный бухгалтер. В соответствии с вышеуказанным решением Суховского сельского Совета депутатов главой администрации Суховского сельсовета Тасеевского района 30 декабря 2014 года было издано распоряжение № № «О проведении организационно-штатных мероприятий», которым сокращена с 04 марта 2015 года должность муниципальной службы специалиста 1 разряда; утверждено штатное расписание муниципальных служащих администрации Суховского сельсовета Тасеевского района в количестве 5 человек с 04 марта 2015 года.
Уведомлением о проведении сокращения от 30 декабря 2014 года Хохлова Г.А. уведомлена, что в связи с проводимыми в администрации Суховского сельсовета организационно-штатными мероприятиями было принято решение о сокращении численности муниципальных служащих, в связи, с чем она предупреждалась о том, что занимаемая ею штатная единица специалиста 1 категории сокращается. Уведомлением об отсутствии вакансий от 30 декабря 2014 года Хохлова Г.А. уведомлена о том, что вакансий её квалификации, а так же нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы в администрации Суховского сельсовета Тасеевского района не имеется. О предстоящем сокращении 12 января 2015 года также уведомлен директор Центра занятости населения Тасеевского района. С учетом изложенных обстоятельств суд находит, что процедура увольнения истицы была соблюдена работодателем в полном объеме, и в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы истца о нарушении ответчиком положений ст. 25 закона от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ» также не состоятельны, поскольку согласно положениям вышеуказанной статьи при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Указанное положение закона было выполнено работодателем.
Рассматривая доводы истца о том, что заседание Суховского сельского Совета депутатов было проведено с нарушением Регламента, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
На основании п. 4 ст. 31 главы 5, п. п. 11, 12 ст. 18 главы 3 Устава Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края структура администрации утверждается Советом депутатов по представлению главы сельсовета. Глава сельсовета утверждает штатное расписание, назначает и освобождает от должности работников администрации.
Согласно п. 2 ст. 22 главы 4, п. 7 ст. 24 главы 4, п. 3 ст. 28 главы 4 Устава Суховского сельсовета Совет депутатов состоит из 10 депутатов. Сессия Совета признается правомочной при участии в ней не менее 2/3 избранных членов Совета. Решение Совета депутатов считается принятым если за него проголосовало более половины депутатов от их установленной численности.
Судом установлено, что на заседании сорок первой сессии Суховского сельского Совета депутатов пятого созыва 23 декабря 2014 года присутствовало 7 депутатов: ФИО7, ФИО11, ФИО13, ФИО8, ФИО14, ФИО12, ФИО9, то есть необходимый для принятия решения кворум. На сессии Совета депутатов решался вопрос в том числе «о структуре администрации Суховского сельсовета», по которому выступала глава сельсовета Ермакова Г.В., которая предложила внести изменения в структуру, поскольку в работе необходимо иметь заместителя главы и главного бухгалтера, что не противоречит закону Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17-4354 «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы». По указанному вопросу было проведено голосование, «За» проголосовало 7 депутатов, «против» - 0 депутатов, «Воздержались» - 0 депутатов. Таким образом, решение по вопросу было принято, поскольку за него проголосовали более половины депутатов, а именно 7 от общего числа депутатов – 10.
Следовательно, нарушений порядка созыва, проведения заседания Суховского сельского Совета депутатов судом не установлено.
Рассматривая доводы истца о том, что глава сельсовета Ермакова Г.В. ввела в заблуждение членов Совета депутатов о необходимости изменения структуры, так как по словам депутатов Ермакова Г.В. пояснила, что её (Хохловой Г.А.) должность останется, и изменения в структуре её (Хохлову Г.А.) не коснуться, так как на введенную должность заместителя главы администрации будет назначена ФИО6, которая на данный момент занимает должность специалиста 1 категории и на должность заместителя главы ФИО6 будет назначена в связи с повышением квалификации, а не получением высшего образования, суд так же находит не состоятельными, поскольку, из показаний свидетелей – депутатов Суховского сельского Совета депутатов ФИО14, ФИО12, ФИО8, ФИО11, ФИО7 следует, что на заседании сессии решался вопрос о структуре администрации сельсовета, они голосовали «за» изменение в структуре, при этом свидетелем ФИО14 было пояснено, что он не спрашивал о том коснутся ли изменения в структуре Хохловой Г.А., а из показаний свидетеля ФИО12 следует, что на вопрос коснутся ли изменения структуры Хохловой Г.А., Ермаковой Г.В. было сказано, что не коснуться, при этом свидетель пояснил, что независимо от ответа Ермаковой Г.В. изменения в структуру были бы внесены. Так же в судебно заседании не подтверждены доводы истца о том, что при изменении структуры администрации Суховского сельсовета Тасеевского района не были разработаны технико-экономические обоснования для сокращения штатной единицы специалиста 1 категории, поскольку действующим трудовым законодательством, и законодательством о муниципальной службе, разработка технико-экономических обоснований для сокращения штатной единицы не предусмотрена.
Так же суд находит несостоятельными доводы истца о том, что штатное расписание с 30 декабря 2014 года не соответствует структуре администрации Суховского сельсовета Тасеевского района, поскольку согласно Распоряжения администрации Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края № № от 30 декабря 2014 года «О проведении организационно-штатных мероприятий» муниципальная должность специалиста 1 категории сокращена с 04 марта 2015 года, утверждено штатное расписание муниципальных служащих администрации Суховского сельсовета в количестве 5 человек. Указанное распоряжение вступает в силу с 04 марта 2015 года, следовательно до указанного момента действовала структура администрации Суховского сельсовета Тасеевского района в количестве 5 человек: глава сельсовета; специалист 1 категории по обеспечению жизнедеятельности, специалист 1 категории по решению вопросов в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса территории, специалист 2 категории по решению вопросов по ГО и ЧС и пожарной безопасности; бухгалтер, что соответствовало штатному расписанию на период 01 января 2014 года. После вступления Распоряжения № № от 30 декабря 2014 года в силу структура администрации включает в себя 5 человек: глава сельсовета; заместитель главы администрации Суховского сельсовета; специалист 1 категории по вопросам работы с населением; специалист 2 категории по решению вопросов по ГО и ЧС и пожарной безопасности, главный бухгалтер, что соответствует штатному расписанию на период с 04 марта 2015 года.
Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица (ст. 7 вышеуказанного федерального закона).
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17-4354 «О Реестре должностей муниципальной службы» должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы и в соответствии со структурой органов местного самоуправления. В штатном расписании органов местного самоуправления допускается установление дополнительного наименования к установленному в Реестре должностей муниципальной службы наименованию должности муниципальной службы через указание на выполняемые функции и (или) специализацию должности.
В соответствии с подразделом 2 «Перечень должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городского, сельского поселения» Реестра предусмотрено наименование должности муниципальной службы - категории «руководители» «старшей» группы - глава сельсовета и заместитель главы сельсовета; категории «обеспечивающие специалисты» «ведущей группы» - главный бухгалтер; категории «обеспечивающие специалисты» «младшей группы» - специалист 1 категории и специалист 2 категории.
Так же суд находит, что доводы истца о том, что сокращение штата работников было принято произвольно, не в интересах производства, а с целью избавиться от неугодного работника, а переименование должностей произведено в произвольной форме, являются несостоятельными, поскольку решением Совета от 23 декабря 2014 года № «О структуре администрации Суховского сельсовета» была утверждена структура администрации Суховского сельсовета в соответствии с положениями Федерального закона от 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 27 декабря 2005 года № 17-4354 «О Реестре должностей муниципальной службы», штатное расписание, утвержденное с 04 марта 2015 года, соответствует структуре администрации Суховского сельсовета Тасеевского района, муниципальные должности муниципальной службы установлены в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы.
Кроме того, в судебном заседании не установлено, что изменения в структуре администрации Суховского сельсовета и сокращение должности специалиста 1 категории, вызвано личным конфликтом между Хохловой Г.А. и главой сельсовета Ермаковой Г.В., поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что при увольнении истца 04 марта 2015 года распоряжением № 1 по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ были соблюдены нормы трудового законодательства при сокращении штата работников, то суд приходит к выводу о том, что исковые требования Хохловой Г.А. ни по одному из заявленных ею требований удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Хохловой Г.А. к администрации Суховского сельсовета Тасеевского района о признании сокращения работника незаконным, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Тасеевский районный суд.
Председательствующий: И.Р. Гурочкина
Дело № 2-148/2015