Дело № 5-46/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Прилузский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кочанова Л.А.,
при секретаре Костылевой М.В.,
рассмотрев 16 марта 2016 года в открытом судебном заседании по адресу: с. Объячево, ул. Мира, д. 72 Прилузского района Республики Коми дело об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Спецтехника», привлекаемого к административной ответственности по статье 11.15.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
25.02.2016 в Прилузский районный суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Спецтехника» (далее – МУП «Спецтехника») в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель МУП «Спецтехника», при условии надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Директор МУП «Спецтехника» направил ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, законного представителя МУП «Спецтехника».
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, 20.02.2016 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении МУП «Спецтехника» составил протокол № об административном правонарушении по ст. 11.15.1 ч. 3 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении в ходе проведения плановой документарной проверки МУП «Спецтехника» с 28.01.2016 по 18.02.2016, на основании Распоряжения УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 19.01.2016 № установлено, по адресу: <адрес>, МУП «Спецтехника» совершило действие (бездействие), выразившееся в неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, совершённое умышленно 18 февраля 2016 в 14 час. 00 мин., содержащее признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, а именно:
1. Не разработан Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств: <данные изъяты>, на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении транспортных средств, что является нарушением п. 5.6.9 ч. 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утверждённых Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 42 (далее – Требования №);
2. Не разработан Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности: лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры МУП «Спецтехника» и лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию, что является нарушением п. 5.6.11 ч. 2 Требований №.
3. Не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности: лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортного инфраструктуры МУП «Спецтехника» и лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ), для прекращения трудовых отношений, что является нарушением п. 5.10 ч. 2 Требований №.
4. Не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности: лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры МУП «Спецтехника» и лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, в соответствии с программами и документами, определёнными законодательством Российской Федерации, что является нарушением п. 5.12 ч. 2 Требований №.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона № 16-ФЗ субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Основным видом деятельности муниципального унитарного предприятия «Спецтехника» является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию. Дополнительными видами деятельности – междугородние автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию и пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию. П. 2.2 ч. 2 Устава МУП «Спецтехника» предусмотрено, что одним из основных видов деятельности является осуществление грузопассажирских перевозок. Имеется лицензия на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) от 10.09.2013 №.
Согласно представленным договорам между Администрацией муниципального района «Прилузский» и МУП «Спецтехника» на праве хозяйственного ведения МУП «Спецтехника» использует на законном основании следующие транспортные средства: - <данные изъяты>.
Согласно предоставленным путевым листам автобуса МУП «Спецтехника» осуществляет перевозку пассажиров вышеуказанными транспортными средствами по территории МР «Прилузский» по установленным маршрутам.
Таким образом, МУП «Спецтехника» является субъектом транспортной инфраструктуры в понятиях определённых Законом № 16-ФЗ.
В ходе проведения проверки установлено, что Закон № 16-ФЗ и Требования № МУП «Спецтехника» исполняет не в полном объёме.
П. 4 ст. 1 Закона 16-ФЗ: обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно п. 10 ст. 1 Закона № 16-ФЗ транспортная безопасность состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
П. 2 ч. 2 Требований № – требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для зашиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
П. 4 ч. 2 Требований № – требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств.
В соответствии с п. 5.6 ч. 2 Требований №, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, в том числе п.п. 5.6.9. 5.6.11 ч. 2 Требований №; разработать Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств, на подготовку к совершению актов незаконного вмешательства или совершение актов незаконного вмешательства в отношении транспортных средств; разработать Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности: лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры МУП «Спецтехника» и лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортные средства, информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию. Эти Порядки не разработаны МУП «Спецтехника».
В соответствии с приказом МУП «Спецтехника» от 11.06.2015 № в субъекте транспортной инфраструктуры и на каждом вышеуказанном транспортном средстве назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности.
Согласно п. 7.2 Закона 16-ФЗ, силы обеспечения транспортной безопасности - лица ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
МУП «Спецтехника» также не исполнило п.п. 5.10, 5.12 ч. 2 Требований №: не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности: лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры МУП «Спецтехника» и лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона № 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений не осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности: лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры МУП «Спецтехника» и лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на транспортных средствах, в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Представленными в ходе проведения проверки документами, МУП «Спецтехника» подтверждает исполнение п.п. 5.1, 5.3, 5.6.6, 5.6.10, 5.14.1, 5.14.2, 5.14.4 Требований №. Помимо этого, прокурором Прилузского района был заявлен иск в Прилузский районный суд Республики Коми, об обязании МУП «Спецтехника» направить заявление в Федеральное дорожное агентство на присвоение категории транспортным средствам, эксплуатируемым на законном основании. Согласно выписки из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, приказа Федерального дорожного агентства от 23.03.2015 № всем вышеуказанным транспортным средствам присвоена первая категория. Следовательно, подтверждается исполнение ст. 6 Закона 16-ФЗ.
Законом № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 №, находятся в открытом, свободном доступе. МУП «Спецтехника» знало об этих нормативных правовых актах, имело достаточно времени для их выполнения, но не исполняло их в полном объеме, мотивируя отсутствием финансовых средств, чем совершило правонарушение умышленно.
Частью 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно.
Так, частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под обеспечением транспортной безопасности следует понимать реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании; а под транспортной безопасностью - состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Из содержания ч. 1 ст. 6 этого же Закона объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; 2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; 4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; 5) внесённые в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»; 6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приёме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности; 7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке; 8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности; 9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ч. 1 ст. 10 Закона «О дорожной безопасности»).
Согласно п. 2 Раздела II «Автомобильный транспорт» Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утверждённых приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № (далее – Требования), изданных во исполнение вышеуказанного Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», указанные Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).
В соответствии с пунктами 3-5 этого же Раздела II «Автомобильный транспорт» Требований – Требования применяются в отношении ОТИ и ТС эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС. 5. Требований: Субъект транспортной инфраструктуры обязан: 5.6. Разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: 5.6.9. – Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ или ТС. 5.6.11. – Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а также реагирования на такую информацию. 5.10. – Проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу. 5.12. – Осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Совершение административного правонарушения, наряду с протоколом об административном правонарушении, подтверждается:
- распоряжением начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по северо-западному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) от 19.01.2016 № 4-р о проведении проверки в отношении муниципального унитарного предприятия «Спецтехника» с целью контроля (надзора) за деятельностью юридического лица по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с Планом проведения плановых проверок;
- актом проверки № (А) от 18.02.2016 с указанием нарушений требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- предписанием об устранении нарушений требований законодательства от 18.02.2016 №(П) со сроком устранения нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в срок до 12.09.2016;
- свидетельством о постановке на учёт муниципального унитарного предприятия «Спецтехника» в налоговом органе по месту его нахождения серии № и присвоением ИНН/КПП 1112007528/111201001;
- лицензией на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек № от 10.09.2013 с видом работ – регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
- уставом МУП «Спецтехника», где в пункте 2.2 указано об осуществлении предприятием основных видов деятельности: - осуществление грузопассажирских перевозок.
Доказательства того, что МУП «Спецтехника» приняло своевременные и исчерпывающие меры по соблюдению п. 5 Требований, Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», не представлены. Оснований полагать, что у МУП «Спецтехника» отсутствовала возможность исполнения требований законодательства за период с февраля 2011 года, не имеется.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях МУП «Спецтехника» события и состава вменяемого административного правонарушения.
Санкция части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При установленных обстоятельствах, суд, с учётом характера и тяжести совершенного административного правонарушения, приходит к выводу о необходимости применения к МУП «Спецтехника» административного наказания в виде наложения административного штрафа.
Частью 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Исходя из анализа совокупности вышеприведённых правовых норм и установленных обстоятельств дела, административный штраф в размере двухсот тысяч рублей, оплата которой безусловно ставит юридическое лицо в тяжёлое финансовое положение, суд, с учётом характера совершённого административного правонарушения, финансового положения МУП «Спецтехника», приходит к выводу о необходимости применения к виновному лицу административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ и считает возможным назначить ему административный штраф в размере 100000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать муниципальное унитарное предприятие «Спецтехника», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.15.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: Банк – ГРКЦ ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург, № сч. 40101810200000010001 получатель УФК по г. Санкт-Петербург (УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора), ИНН – 7838434432, КПП – 783801001, КБК – 10611690010016000140, ОКТМО – 40303000, БИК – 044030001 (протокол об административном правонарушении №).
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Жалоба может быть подана в тот же срок непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья - Л.А. Кочанов