Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6472/2016 ~ М-6115/2016 от 29.08.2016

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

05.12.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28.11.2016

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя истца ФИО5ФИО13,

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО14,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права, признании решения незаконным,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО10, действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО1 и ФИО2, обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит:

- признать за истцом и ее детьми право на получение жилого помещения по договору социального найма за счет средств федерального бюджета через жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации с одновременным возложением на истца и ее детей обязанности по сдаче занимаемого служебного жилого помещения после предоставления жилого помещения по договору социального найма,

- признать незаконным и обязать отменить ответчика его решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма на семью из трех человек, и принять новое решение о признании истца нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска ФИО5 указала, что вышеуказанным решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. С таким решением истец не согласна в связи со следующим. Истец с двумя детьми проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации и в ведении Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления. Перед вселением истца в эту квартиру она была отнесена к категории служебных жилых помещений с целю проживания там военнослужащих и членов их семей. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и военнослужащим ФИО12 был зарегистрирован брак. Решением жилищной комиссии войсковой части 55247 квартира по адресу: <адрес> была предоставлена ФИО12 в качестве служебного жилья для заселения с тремя членами семьи. ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 был выдан контрольный ордер на данную служебную квартиру. С этого времени его семья вселилась в указанное жилое помещение. Договор найма служебного жилого помещения был заключен с ФИО11 в отношении указанной квартиры ДД.ММ.ГГГГ. Решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ брак между истцом и ФИО12 был расторгнут. Приказом командира войсковой части 55247 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО12 был исключен из списков личного состава указанной войсковой части и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в другую войсковую часть в <адрес>. С этого времени он выехал из квартиры по адресу: <адрес> вывез свои вещи. В связи с тем, что бывший супруг истца утратил связь с Министерством обороны Российской Федерации, заместитель прокурора Кировского гарнизона обратился в Ленинский районный суд <адрес> с иском о выселении ФИО5 и ее детей из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения. В удовлетворении этого иска было отказано в связи с тем, согласно ранее действовавшему Жилищному кодексу ФИО8 возможность выселения членов семьи военнослужащего без предоставления другого жилого помещения не была предусмотрена. Вместе с тем, поскольку истец не является военнослужащей или членом семьи военнослужащего, она не вправе проживать в служебном жилом помещении. Жилищным кодексом ФИО8 и Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность юридических лиц, предоставивших служебное жилое помещение, по выселению таких лиц с представлением другого жилого помещения. При этом им должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Однако для предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. Подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрена возможность признания лиц, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, нуждающимися в получении жилья по линии данного ведомства, однако такое право следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, истец признана малоимущей, ни она, ни ее дети не имеют других жилых помещений в собственности или по договору социального найма.

Определением суда ФИО2, которая в ходе рассмотрения дела в суде достигла совершеннолетия, привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ее письменного заявления.

В судебном заседании представитель истца ФИО10ФИО13 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации – ФИО14 возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в соответствии с действующим законодательством обеспечению жилыми помещениями подлежат только военнослужащие, признанные нуждающимися в получении жилых помещений. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обеспечивает и осуществляет постановку на учет нуждающихся только военнослужащих на основании ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Инструкции, утвержденной приказом ФИО6 обороны Российской Федерации. Истцы не относятся к указанной категории граждан. У Министерства обороны Российской Федерации обязательств по обеспечению жильем в отношении истцов не возникло.

Истец ФИО5, третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

С учётом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя истца, пояснения представителя ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО5, ее дети ФИО2 и ФИО1 зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>.

ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке с ФИО12

Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Кировского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, к ФИО5, ФИО2, ФИО1 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Указанным решением установлено, что квартира по адресу: <адрес>, являющаяся служебной, была предоставлена военнослужащему ФИО12, на состав семьи из трех человек на основании решения жилищной комиссии войсковой части 55247 от ДД.ММ.ГГГГ по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12 и ФГКЭУ «Кировская КЭЧ района» заключен договор найма служебного жилого помещения в отношении квартиры по адресу: <адрес>. В договор включены ФИО5, ФИО2, ФИО1 ФИО12 исключен из списков личного состава войсковой части 55247 с ДД.ММ.ГГГГ и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в <адрес>.

Перечисленные обстоятельства лицами, участвующими в настоящем деле, не оспаривались.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ее детям отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (п.1).

Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (п. 13).

Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обеспечение жилыми помещениями по линии Министерства обороны Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей.

При этом права членов семьи военнослужащего производны от его прав. Следовательно, для приобретения членами семьи военнослужащего права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации таким правом должен обладать сам военнослужащий.

Между тем, ФИО5 не является военнослужащей или членом семьи военнослужащего. ФИО1 приходится сыном военнослужащего ФИО12, однако в рамках настоящего дела отсутствуют сведения о том, что ФИО12 приобрел право на получение жилого помещения в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения вместе с сыном ФИО1

Таким образом оснований для выводов о приобретении истцами права на предоставление им жилого помещения за счет средств, выделенных Министерству обороны Российской Федерации, согласно нормам действующего законодательства, не имеется.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

На момент предоставления военнослужащему ФИО12 квартиры по адресу: <адрес> действовал Жилищный кодекс ФИО8.

В соответствии со ст.ст. 28, 30, 31 Жилищного кодекса ФИО8 граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО16 народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых ФИО3 и ФИО4, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО8. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного ФИО16 народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 94 Жилищного кодекса ФИО8 офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил ФИО7 и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами ФИО7.

Статья 108 Жилищного кодекса ФИО8 устанавливала запрет на выселение без предоставления другого жилого помещения семей военнослужащих.

В соответствии с ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.

Согласно ч. 3 указанной статьи названной категории граждан предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

Между тем, указанные нормы Жилищного кодекса ФИО8 и Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязательного отселения лиц, утративших связь с Министерством обороны Российской Федерации, из служебных жилых помещений, находящихся в жилищном фонде данного ведомства. Законодательство лишь предусматривает обязательное предоставление им иного жилого помещения в случае выселения из служебного жилья.

Однако в отношении истцов процедура по выселению из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилья в настоящее время не инициирована. Иск военного прокурора о выселении ФИО5 и ее детей из служебной квартиры без предоставления другого жилого помещения был оставлен без удовлетворения вступившим в законную силу судебным постановлением.

Изложенное свидетельствует о том, что истцы не приобрели право на получение жилого помещения за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, обязанности у Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению истцам жилого помещения на условиях социального найма взамен занимаемой служебной квартиры не имеется.

Истцы вправе претендовать на предоставление им жилого помещения по договору социального найма только в общем порядке, установленном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом, согласно выписке из протокола заседания комиссии по признанию граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № ******, ФИО5 признана малоимущей на основании п. 2 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ****** с составом семьи из трех человек.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО5, действующей в своих интересах и в интересах ФИО1, к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права, признании решения незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-6472/2016 ~ М-6115/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Еремеева Наталия Александровна
Ответчики
ФГКУ "Центррегионжилье"
Другие
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Кайгородова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
29.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2016Передача материалов судье
02.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2016Судебное заседание
28.11.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее