Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2018 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре АБРОСИМОВОЙ К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № по иску Карташева Е. А. к Администрации городского округа Кинель Самарской области об установлении границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Карташев Е.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области об установлении границ земельного участка площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. в соответствии с межевым планом МУП «Кинельский центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
В судебном заседании представитель истца Карташева Е.А. – Страхова И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержала и пояснила суду, что Карташев Е.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на земельный участок подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок стоит на кадастровом учете, как ранее учтенный, его площадь является ориентировочной, граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством. С целью уточнения площади земельного участка и его границ на местности по заявке истца МУП «Кинельский центр недвижимости» изготовил межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, который истец сдал в орган регистрации прав с заявлением о государственном учете изменений. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ орган регистрации прав сообщил о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на том основании, что межевой план не соответствует требованиям ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку в представленном межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. При проведении межевания земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>м., при составлении межевого плана кадастровый инженер установил, что графическая и землеустроительная документация на данный земельный участок при его образовании не составлялась, и она отсутствует. Графические материалы к правоустанавливающим документам также отсутствуют. Также отсутствуют какие-либо материалы инвентаризации земель по кадастровому кварталу, в котором расположен земельный участок, что подтверждается письмом Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Иных документов в архиве Росреестра не имеется. В связи с этим межевой план земельного участка подготовлен по фактическому местоположению границ. Сопоставив данные геодезических замеров, кадастровый инженер пришел к выводу, что конфигурация фактического местоположения границ, отображенная в межевом плане, подтверждает существование земельного участка на местности 15 лет и более. В связи с этим полагает возможным при определении таких границ использовать межевой план МУП «Кинельский центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные в нем границы существуют на местности более 15 лет, именно в этих границах фактически пользовались участком предшествующие собственники, начиная с ДД.ММ.ГГГГ., и продолжает пользоваться Карташев Е.А.. Споры по границам принадлежащего Карташеву Е.А. земельного участка со смежными землепользователями отсутствуют, о чем свидетельствует Акт согласования местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями. Все смежные земельные участки стоят на кадастровом учете с уточненными границами. Таким образом, установление земельного участка в границах, представленных в межевом плане МУП «Кинельский центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ не повлечет за собой ущемление чьих-либо прав. Отсутствие у Карташева Е.А. документа, подтверждающего границы земельного участка с кадастровым номером № при его образовании и при выдаче правоустанавливающих документов, лишают Карташева Е.А. возможности осуществить кадастровый учет в отношении принадлежащего ему земельного участка, то есть внести в ЕГРН сведения о местоположении его границ. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. На основании изложенного, просит установить границы земельного участка площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом МУП «Кинельский центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ по координатам характерных точек со следующими значениями: <данные изъяты>
Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В материалах дела имеется отзыв за подписью главы Администрации городского округа <адрес> ФИО1 из которого следует, что администрация городского округа <адрес> исковые требования Карташева Е.А. об установлении границ земельного участка, по адресу: <адрес>. признает в полном объеме. Из данного же заявления следует, что администрация исковые требования истца признает добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте рассмотрения дела.
В материалах дела имеется отзыв филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> из которого следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером №, декларированной площадью <данные изъяты>м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: <адрес>, собственник Карташев Е.А. запись от ДД.ММ.ГГГГ №), дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Карташев Е.А. обратился в орган кадастрового учета с заявлением № о государственном кадастровом учёте изменений объекта с кадастровым номером № на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона вынесено решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 Закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является кроме прочего, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке. С заявлением представлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с утонением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №. Согласно части 10 статьи 22 Закона при уточнении границ земельного участка, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В соответствии с пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ №, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основной ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. Однако представленный межевой план не соответствует вышеуказанным требованиям. В частности, в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствуют сведения об определении границ земельного участка на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона, либо на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, и подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. Осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений приостановлено в соответствии части 2 статьи 26 Закона до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом того факта, что Карташеву Е.А. в решении о приостановлении были даны необходимые рекомендации по устранению причин приостановления, но до настоящего времени в орган регистрации права не поступили дополнительные документы и учетно-регистрационная процедура по заявлению № не завершена, орган регистрации прав не отказывал в осуществлении государственного кадастрового учета, таким образом, права истца не нарушены и отсутствуют основания для обращения в суд за защитой нарушенных прав. В случае невозможности устранения причин приостановления ввиду отсутствия документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона, установление местоположения границ земельного участка в судебном порядке, возможно только после завершения учетно-регистрационных процедур по вышеуказанному заявлению.
Выслушав пояснения истца Карташева Е.А. – Страховой И.В, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Карташева Е.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Карташев Е.А. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>., что подтверждается договором купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус ранее учтенного, его граница не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.14).
Установлено, что Карташев Е.А. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учёте земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> предоставив вместе с заявлением межевой план от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ действия по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего Карташеву Е.А., были приостановлены (л.д.15-16).
При этом, приостанавливая действия в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> сослалось на то, что межевой план не соответствует требованиям ч. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и пункту 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 08 декабря 2015 года № 921.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 Требований к межевому плану, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Истцом Карташевым Е.А. в качестве основания для уточнения местоположения границ земельного участка был предоставлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-13).
Суд считает, что местоположение границ земельного участка Карташева Е.А. фактически подтверждено тем, что границы смежных земельных участков, а соответственно и границы принадлежащего Карташеву Е.А. земельного участка, уже уточнены и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о координатах характерных точек данных участков. Данные обстоятельства подтверждают то, что границы земельных участков Карташева Е.А. и смежных землепользователей соответствуют сложившемуся порядку землепользования, споры по границам земельных участков между Карташевым Е.А. и смежными землепользователями отсутствуют.
Данное обстоятельство подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Карташеву Е.А. (л.д.13), площадь и границы земельных участков смежных землепользователей уточнены и соответствуют материалам межевания, с землями же общего пользования согласования границ (границы) не проводится в соответствии с частью 3 статьи 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Карташева Е.А. об установлении границ земельного участка подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Карташева Е. А. удовлетворить.
Установить границы земельного участка площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом МУП «Кинельский центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ по координатам характерных точек со следующими значениями: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
председательствующий –