УИД <Номер обезличен>
Дело <Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года <адрес>
Зейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Клаус Н.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> Овчинникова Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес> к администрации <адрес> о возложении обязанности по устранению нарушений требований к антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> с учетом последующего уточнения исковых требований обратился в суд с иском к администрации <адрес> о возложении на ответчика обязанности оборудовать место с массовым пребыванием людей – площадь Коммунаров <адрес> автономной системой оповещения, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в обоснование требований указав, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществляемого надзора законодательства о противодействии терроризму проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, в ходе которой установлено, что решением антитеррористической комиссии <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден реестр мест массового пребывания людей на территории области. На территории <адрес> в реестр мест массового пребывания людей включена площадь Коммунаров. При обследовании площади Коммунаров <адрес> на предмет соответствия требованиям к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденным постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено отсутствие системы видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации), отсутствие автономной системы оповещения, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Нарушение требований действующего законодательства в части антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей создает непосредственную угрозу совершения террористического акта, что может в свою очередь повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Овчинников Ф.А. на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения настаивал по основаниям, изложенным в иске. Считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, отзыв на иск не представил.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Предъявление настоящего иска прокурором <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования осуществлено в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, обусловлено тем, что непринятие мер по оборудованию мест с массовым пребыванием людей создает угрозу совершения террористического акта и может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья людей.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от <Дата обезличена> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
На основании ст.3 Федерального закона от <Дата обезличена> №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из содержания Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от <Дата обезличена>, общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму, и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (п.6 Концепции).
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий (п.7 Концепции).
В силу п.21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе, организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Согласно п.п.40, 42 Концепции, финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей утверждены постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В соответствии с п.2 названных Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая мероприятия по защите служебной информации ограниченного распространения, осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей (п.3 Требований).
Пунктом 21 раздела IV Требований установлено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем:
а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
б) инженерно-технического оборудования объектов (территорий) и обеспечения контроля за наличием и работоспособностью инженерно-технических средств охраны объектов (территорий), а также технического обслуживания инженерно-технических средств охраны объектов (территорий);
в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);
г) проведения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях);
д) осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).
Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения (п.23 Требований).
В соответствии с п.п.31-32 вышеназванных Требований, система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Согласно п.8 ст.14 Устава <адрес>, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
Решением антитеррористической комиссии <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утвержден Реестр мест массового пребывания людей на территории <адрес>, подлежащих категорированию. Указанным решением постановлено собственникам мест массового пребывания людей в срок до <Дата обезличена> обеспечить разработку паспортов безопасности в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, органам местного самоуправления <адрес> обеспечить контроль за исполнением Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Согласно указанному решению, в реестр мест массового пребывания <адрес>, подлежащих категорированию включены, в том числе: во вторую категорию - площадь Коммунаров <адрес>, муниципальное образование <адрес>.
Таким образом, площадь Коммунаров <адрес> в настоящее время относится к месту массового пребывания людей на территории <адрес>, полномочия собственника в отношении указанного объекта осуществляет администрация <адрес>.
Согласно акту проверки мест массового пребывания людей на территории <адрес> от <Дата обезличена>, комиссией было проведено обследование места массового пребывания людей – площади Коммунаров <адрес>, которой по результатам категорирования присвоена вторая категория. При обследовании установлено отсутствие автономной системы оповещения, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Таким образом, судом установлено, что администрацией <адрес>, как правообладателем места массового пребывания людей, не исполнены требования по антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, утвержденные постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», что нарушает состояние защищенности места массового пребывания и создает угрозу совершения террористического акта, и как следствие может повлечь наступление негативных последствий для жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного, суд считает, что требования и.о. прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> в судебном заседании полагает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда равный шести месяцем со дня его вступления в силу.
Исходя из характера возлагаемых на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их выполнения, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать место с массовым пребыванием людей – площадь Коммунаров <адрес> автономной системой оповещения, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами, обеспечивающей оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Клаус
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья Н.В.Клаус