дело № 2-590/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 18 марта 2020 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре Лобыревой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первого заместителя прокурора Волгоградской области в интересах ФИО2 к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства путем заключения договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд в интересах ФИО2 к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», в котором просит Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в лице абонентского отдела общества с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в г. Волжском устранить нарушения жилищного законодательства путем (включения с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска истец указал, что Прокуратурой Волгоградской области на основании материалов, размещенных в средствах массовой информации, обращений председателя комитета строительства Волгоградской области и ФИО2, проведена проверка исполнения ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» жилищного законодательства.
В результате проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и ФИО2 заключен договор № найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - <адрес> многоквартирном <адрес> по ул. им. генерала Карбышева в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения.
В целях газоснабжения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в абонентский отдел ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в г. Волжском подано заявление о заключении договора поставки газа.
Письмом начальника абонентского отдела ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в г. Волжском от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в заключении договора поставки газа по причине того, что, по мнению газоснабжающей организации, стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» как наймодатель. Данная позиция не соответствует действующему законодательству.
Действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями.
Аналогичная позиция отражена в судебной практике (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2017 № АКПИ16-1300, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № АПЛ 17-124).
Выводы, изложенные в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 № 12АП-15659/2019 по делу
№ А12-22571/2019, основаны на Правилах поставки газа в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, которые не относятся к анализируемой ситуации. Кроме того, в отличие от ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации», упомянутого в вышеуказанном постановлении суда, ГКУ «Управление капитального строительства» не является управляющей компанией по отношению к жилым помещениям специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопреки вышеуказанной норме ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в отказе ФИО2 не приведены правовые основания, препятствующие заключению договора поставки газа.
Названные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» вышеуказанных норм жилищного законодательства, положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающих хозяйствующим субъектам шоу потреблять доминирующим положением на рынке.
Отказ ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в заключении с ФИО2 договора поставки газа приводит к невозможности использования им жилого помещения в полном объеме по целевому назначению, нарушает права нанимателя на предоставление качественных коммунальных услуг, что препятствует соблюдению гарантированных государством жилищных прав детей-сирот, созданию им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе.
В судебном заседании первый заместитель прокурора Волгоградской области ФИО4 и начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Волгоградской области ФИО5, исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении по изложенным в иске доводам.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования поддерживает, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» ФИО6, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и просила в их удовлетворении отказать.
Представитель 3-го лица администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщил.
Представитель 3-го лица Комитет строительства Волгоградской области ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель 3-го лица ГКУ Волгоградской области «Управление капитального строительства» ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства с учетом доводов и возражений сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Гарантированное ст. 7 Конституции Российской Федерации право социального обеспечения предполагает особое положение детей-сирот, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Основной проблемой, с которой сталкиваются лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из государственных организаций, является отсутствие жилья Важность данного вопроса обусловила передачу в 2013 г. полномочий по обеспечению жильем детей-сирот на региональный уровень.
В рамках Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240, реализуются мероприятия по совершенствованию механизмов предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, r случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети- сироты), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 2.1.2, 2.1.16 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утвержденного постановлением губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 170, комитет осуществляет меры социальной поддержки по обеспечению на территории области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Волгоградской области, формирует специализированный жилищный фонд Волгоградской области в части жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений гражданам данной категории, а также реализует полномочия учредителя в отношении подведомственных государственных учреждений.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально- бытовых нужд граждан (далее - Правила).
В силу п. 3 Правил под абонентом понимается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин).
Как установлено п. 5, 7 Правил, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа па территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение названного закона.
Положения п. 7 Правил согласуются с п. 2 ст. 432 ГК РФ, согласно которому договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В п. 9 Правил содержится перечень документов, которые прилагаются к оферте. Подпунктом «в» этого пункта к их числу отнесены документы, подтверждающие право собственности заявителя в отношении помещений, газоснабжение которых необходимо обеспечить, или иные основания пользования этими помещениями.
Исходя из положений ст. 678 ГК РФ и п. 5 ч. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями.
Пунктом 13 Правил поставки газа в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 предусмотрены основания для отказа газоснабжающей организации в заключении договоров поставки газа, а именно:
а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения;
б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты.
в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;
г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Вопреки вышеуказанной норме ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в отказе ФИО2 не приведены правовые основания, препятствующие заключению договора поставки газа.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Волгоградской области на основании материалов, размещенных в средствах массовой информации, обращений председателя комитета строительства Волгоградской области и ФИО2, проведена проверка исполнения ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» жилищного законодательства. В ходе проведения проверки Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и ФИО2 заключен договор № найма жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - <адрес> многоквартирном <адрес> по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения.
В целях газоснабжения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в абонентский отдел ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в г. Волжском подано заявление о заключении договора поставки газа.
Письмом начальника абонентского отдела ООО «Г азпром Межрегионгаз Волгоград» в г. Волжском от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в заключении договора поставки газа по причине того, что, по мнению газоснабжающей организации, стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» как наймодатель. Данная позиция не соответствует действующему законодательству по следующим обстоятельствам.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что названные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» вышеуказанных норм жилищного законодательства, положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающих хозяйствующим субъектам шоу потреблять доминирующим положением на рынке.
Отказ ООО «Газпром Межрегионгаз Волгоград» в заключении с ФИО2 договора поставки газа приводит к невозможности использования им жилого помещения в полном объеме по целевому назначению, нарушает права нанимателя на предоставление качественных коммунальных услуг, что препятствует соблюдению гарантированных государством жилищных прав детей-сирот, созданию им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе.
В этой связи суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.