Дело № 2-593/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Светлогорск           23 июня 2021 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Аниськова М.В.

при секретаре Никоненко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светлогорского межрайонного прокурора Калининградской области в интересах многодетной семьи, имеющей несовершеннолетних детей, в лице Тарасовой Т.Н. к администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» о понуждению к устранению выявленных нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Светлогорский межрайонный прокурор, действуя в интересах многодетной семьи, имеющей несовершеннолетних детей, обратился в суд с названным иском к администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ».

В исковом заявлении указывается, что администрацией муниципального образования «Светлогорский городской округ» в 2014 году семьям, имеющим трёх и более детей, бесплатно в собственность предоставлено 99 земельных участков <Адрес>. В соответствии с постановлением администрации от 04.04.2014 г. <№> в собственность Тарасовой Т.Н. бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> площадью 713 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. В ходе проведения проверки было установлено отсутствие подъездных путей к земельному участку, предоставленному семье Тарасовой Т.Н. Вследствие этого, многодетная семья истица лишена возможности реализовать своё право на строительство индивидуального жилья. Не смотря на ранее внесённое в адрес главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» представление об устранении нарушений закона, за шесть лет с момента предоставления земельного участка подъездные пути к нему не были обустроены, поэтому предусмотренное законодательством улучшение жилищных условий многодетной семьи фактически не осуществлено. Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ» выполнить работы по обустройству подъездной дороги (с покрытием из щебня и с обустройством водопропускной трубы), обеспечивающей проезд к земельному участку истицы с кадастровым номером <Данные изъяты>, расположенному по адресу: <Адрес>, в срок до 31 декабря 2021 года.

В судебном заседании представитель Светлогорского межрайонного прокурора старший помощник прокурора Люкшина Е.В. и представитель Тарасовой Т.Н.- Клевцов В.А., действующий на основании доверенности, поддержали исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям. Возражали против доводов ответчика о пропуске срока исковой давности.

Представитель ответчика Гайдук И.С., действующая на основании доверенности, не согласилась с исковыми требованиями, просила в иске отказать, заявив о пропуске исковой давности. Также пояснила, что администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ» не отказывается от выполнения своих обязанностей по строительству подъездной дороги к обозначенному земельному участку, однако просит позволить выполнить данные работы к 1 июля 2022 года, так как утверждение муниципального бюджета запланировано только на ноябрь 2021 года.

Истица Тарасова Т. Н. извещалась судом о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, однако в судебное заседание не явилась, в связи с чем, дело рассмотрено судом в её отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 4 апреля 2014 года <№> «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Данные изъяты> в собственность бесплатно гражданке Тарасовой Т.Н.» по договору безвозмездной передачи земельного участка в собственность <№> от 18.04.2014 г. Тарасовой Т.Н. был бесплатно передан земельный участок площадью 713 кв.м. как гражданину, имеющему трёх и более детей (л.д. 7-9).

Земельный участок из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием- под строительство индивидуального жилого дома, расположен по адресу: <Адрес>.

Право собственности Тарасовой Т.Н. на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН 07.07.2014 года.

В соответствии с ч. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 16.1 Закона Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» определен порядок предоставления земельных участков без торгов в собственность бесплатно гражданам, имеющим трёх и более детей.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет (многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей (п. 1).

Пунктом 2 ст. 16.1 Закона предусмотрено, что порядок предоставления земельных участков предусматривает, в частности: принятие органом местного самоуправления решения о постановке многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке его на учет; образование органом местного самоуправления земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным гражданам в собственность бесплатно в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (осуществляется в случае, если земельный участок не образован).

Таким образом, предоставление многодетным семьям земельных участков в собственность бесплатно для целей жилищного строительства является, по существу, мерой социальной поддержки многодетных семей, нуждающихся в жилых помещениях, направленной на обеспечение многодетных семей жилыми помещениями и реализацию такой категорией граждан конституционного права на жилище.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Между тем, как было выявлено прокурором в ходе проведенной проверки, подъездной автомобильной дороги и инженерных коммуникаций, необходимых для строительства индивидуального жилого дома, к предоставленному Тарасовой Т.Н. земельному участку до сих пор не подведено.

Подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером <Данные изъяты> не имеется, что лишает многодетную семью Тарасовой Т.Н. возможности реализовать свое право на строительство индивидуального жилого дома и возможности беспрепятственно пользоваться им после постройки дома.

Факт отсутствия подъездных путей подтверждается фотографиями земельного участка, приобщёнными к материалам дела (л.д. 95) и по существу не оспаривается администрацией муниципального образования.

Из пояснений представителя ответчика следует, что администраций были приняты меры к устройству подъезда только от <Адрес> до границы массива земельных участков, предоставленных многодетным семьям- согласно публичной кадастровой карте <Адрес>, отображенная на фотографиях на л.д. 95 насыпная дорога заканчивается в районе земельного участка под номером 449 (л.д. 87). Далее возможность подъезда к образованным земельным участкам, в том числе к земельному участку с кадастровым номером <Данные изъяты>, отсутствует.

18 июня 2019 года заместителем Светлогорского межрайонного прокурора в адрес главы администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» направлено представление об устранении нарушений земельного законодательства, в котором указано на непринятие в нарушение действующего законодательства мер по созданию необходимой инфраструктуры на земельном участке, предоставленном многодетной семье (л.д. 12-15).

Представление прокурора было признано главой администрации муниципального образования обоснованным и удовлетворено. Но, несмотря на это, подъездные пути к земельному участку так и не обустроены.

Суд полагает, обоснованными доводы прокурора о том, что бездействие органа местного самоуправления, противоречит закону, нарушает права и интересы многодетной семьи, имеющей несовершеннолетних детей.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к вопросам местного значения городского округа.

При этом, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017 г. №2516-О по жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изложена правовая позиция о том, что если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.

Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащей дорожной и иной инфраструктуры для строительства индивидуального жилья на предоставленном участке возложена на администрацию муниципального образования «Светлогорский городской округ».

Наличие такой обязанности в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось. Более того, администрацией МО «Светлогорский городской округ» представлены доказательства того, что некоторые меры по устройству подъездных путей к земельным участкам в районе <Адрес> уже были приняты.

Так, постановлением администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 27 февраля 2019 г. <№> утверждена муниципальная программа «Ремонт автомобильных дорог». Постановлением администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 01 февраля 2021 г. <№> в указанную муниципальную программу внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотрено выделение денежных средств на ремонт участка подъездной дороги по <Адрес>.

Выделение денежных средств на реализацию муниципальной программы «Ремонт автомобильных дорог» предусмотрено также решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 21.12.2020 г. <№> «О бюджете муниципального образования «Светлогорский городской округ» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Тем не менее, несмотря на принятые меры, каких-либо конкретных действий по обустройству подъездной дороги именно к земельному участку Тарасовой Т.Н. ответчиком не принято.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Светлогорского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд полагает, что для выполнения работ по обустройству подъездной дороги ответчику должен быть предоставлен разумный срок, который должен быть определен периодом до 31 декабря 2021 года с учетом объема предстоящих работ.

Более длительный срок, о котором просил представитель ответчика, не может быть принят судом с учетом длительности нарушения прав граждан - многодетной семьи Тарасовой Т. Н., и продолжительного времени не осуществления необходимого строительства дороги. Обязанности по обеспечению подъездной дороги к земельному участку не исполняются органом местного самоуправления с 2014 года, то есть, на протяжении уже более 7 лет.

При этом, суд не может согласиться с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.

Ответчик полагает, что к требованиям прокурора подлежит применению трёхлетний срок исковой давности, который следует исчислять с момента, когда Тарасова Т.Н. узнала или должна была узнать о нарушении своих прав.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 ст. 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, правовое значение для определения вопроса начала течения срока исковой давности имеет то, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае суд учитывает, что администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ» не принимала решений и не совершала ни каких действий, исходя из которых для Тарасовой Т.Н. было бы очевидно, что орган местного самоуправления не считает своей обязанностью обустройство подъездной дороги к земельному участку многодетной семьи.

Напротив, ответчик признавал за собой обязанность по обустройству подъездной дороги. 16 мая 2019 года Тарасова Т.Н. обратилась в администрацию Светлогорского городского округа с заявлением, в котором указала, что отсутствие дороги с твердым покрытием препятствует её доступу к предоставленному земельному участку и препятствует началу строительства на земельном участке и просила построить дорогу местного значения в срок до 31 декабря 2019 года. 04 июня 2019 года администрация МО «Светлогорский городской округ» направила Тарасовой Т.Н. ответ, в котором указала, что в администрации разработана сметная документация на устройство участка временной подъездной дороги с покрытием из щебня и с устройством водопропускной трубы к территории земельных участков <Адрес>.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела администрация муниципального образования также представила документы, подтверждающие то, что орган местного самоуправления признает строительство указанной дороги своей обязанностью и принимает меры для поэтапного обустройства дороги к земельным участкам, предоставленным многодетным семьям, включив строительство части дороги в муниципальную программу и предусмотрев в местном бюджете выделение денежных средств.

В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Суд считает, что в 2019 и в 2020 годах администрацией муниципального образования были совершены действия, повлекшие перерыв течения срока исковой давности.

Кроме этого, суд полагает, что исковые требования прокурора в интересах многодетной семьи фактически направлены на устранение нарушений права собственности на земельный участок.

Земельный участок с кадастровым номером <Данные изъяты> был предоставлен Тарасовой Т.Н. для строительства индивидуального жилого дома.

Однако, отсутствие подъездных путей к земельному участку препятствует возможности использования земельного участка по назначению. Фактически земельный участок находится в поле, поросшем мелкими деревьями и кустарником. Даже в случае завоза специальной техникой строительных материалов на земельный участок, последующая эксплуатация построенного жилого дома при отсутствии дороги может быть существенно затруднена. Также отсутствие дороги может влиять на стоимость строительства дома, что имеет значение для многодетной семьи.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░

2-593/2021 ~ М-315/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Светлогорской межрайонной прокуратуры Калининградской области
Ответчики
Администрации Светлогорского городского округа Калининградской области
Другие
Тарасова Татьяна Николаевна
Клевцов Виктор Александрович - представитель третьего лица Тарасовой Т.Н.
Суд
Светлогорский городской суд Калининградской области
Судья
Аниськов М.В.
Дело на сайте суда
svetlogorsky--kln.sudrf.ru
08.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2021Передача материалов судье
13.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2021Предварительное судебное заседание
23.06.2021Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее