Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-23024/2019 от 10.07.2019

    Судья: Рагулина О.Б.                                                    Дело № 33а-23024/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Тюшляевой Н.В., Фенко Е.А.,

при секретаре Овсепян В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2019 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Домодедовского городского суда Московской области от 21 февраля 2019 года по административному делу по иску <данные изъяты> к главе городского округа Домодедово <данные изъяты>, администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным Постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,

    заслушав доклад судьи Тюшляевой Н.В., объяснения представителя главы городского округа Домодедово <данные изъяты> и администрации городского округа Домодедово – <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

         <данные изъяты> обратилась с административным иском к главе городского округа Домодедово <данные изъяты>., администрации городского округа Домодедово о признании незаконным Постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях от <данные изъяты> <данные изъяты> в части снятия с учета <данные изъяты>. с сыновьями (<данные изъяты>, <данные изъяты>), обязании восстановить <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>. в очереди с учетом ее продвижения с 1998 года в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    В обоснование требований истица указала, что в октябре 2018 года она узнала о том, что оспариваемым Постановлением она с семьей снята с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Полагая, что оснований для снятия ее с учета не имелось, <данные изъяты>. обратилась в суд.

    Решением Домодедовского городского суда Московской области от 21 февраля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты>. отказано.

    Будучи несогласной с решением суда, <данные изъяты>. обжалует его, просит решение суда отменить, вынести новое решение.

     Выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.                                    Из материалов дела следует, что <данные изъяты>. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с <данные изъяты> с супругом <данные изъяты>., сыном <данные изъяты>., так как они проживали в общежитии, а с 2007 года по Договору найма служебного жилого помещения истица с семьей зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты>.                         Постановлением от 30.03.2018 г. № 860 на основании заявления                         <данные изъяты>. в состав семьи, состоящей на учете, был включен <данные изъяты>.

При обращении с заявлением об изменении состава семьи <данные изъяты>. в 2016 г. не указала о расторжении <данные изъяты> брака с <данные изъяты>

Постановлением о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях от <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> в составе семьи из четырех человек снята с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

        Основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось обнаружение нескольких объектов недвижимости, находившихся в собственности <данные изъяты> в различные периоды времени, то есть, в течение срока нахождения семьи истицы на учете нуждающихся.

         Отказывая в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> суд первой инстанции исходил из того, что <данные изъяты> и ее супруг, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, в период с 2002 года до расторжения брака имели в собственности, в том числе, жилые помещения, не поставив об этом в известность жилищный орган, и сохранив тем самым за собой и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. Суд первой инстанции посчитал, что приобретенные в собственность объекты подлежали учету, и поскольку суммарная общая площадь жилых помещений, приходящаяся на истицу, ее супруга и двух сыновей, не позволяла находиться на жилищном учете, данное обстоятельство является основанием для снятия истицы и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

Последующее распоряжение <данные изъяты> и ее супругом объектами жилой недвижимости с сохранением намерения состоять на учете для получения жилого помещения за счет государства было расценено судом, как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение 5 лет с такого ухудшения.

Судебная коллегия полагает решение суда ошибочным, вынесенным с нарушением норм материального права, по следующим основаниям.

При разрешении заявленных требований суд первой инстанции не учел, что в соответствии со ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

      Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

    Из приведенных норм следует, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

    В статье 29 Жилищного кодекса 1983 года ( действовавшего до 01.03.2005 г. ) перечислялись категории граждан, обладавшие правом на улучшение жилищных условий.

    В соответствии с названной нормой права, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

    По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия г с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма. По причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет ( Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009г. № 1549-О-П).

    Таким образом, снятие административных истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий могло производиться ответчиком исходя из положений ч. 2 ст. 6 Вводного закона по основаниям, указанным в подп. 1,3-6 ст. 56 ЖК РФ, а также ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР ( Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2015 г. <данные изъяты>-1).

В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

    Оспариваемое постановление не содержит ссылок на основания снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ.

    Доказательств наличия оснований для снятия с учета, предусмотренных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также утраты <данные изъяты> оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали административному истцу и членам ее семьи право на получение жилого помещения по договору социального найма, административным ответчиком не представлено.

    Кроме того, вывод суда о том, что суммарная общая площадь жилых помещений, приходящихся на истицу, ее супруга и двух сыновей не позволяла находиться на жилищном учете, не основан на имеющихся в деле доказательствах.

    Из решения неясно, площадь каких жилых помещений учитывалась судом, кто ими владел, и на какой период времени судом производилось суммирование площади принадлежащих членам семьи помещений, каких либо расчетов решение суда первой инстанции не содержит.

    Из материалов дела следует, что решением Домодедовского городского суда произведен выдел <данные изъяты> долей жилого дома по адресу: <данные изъяты>, принадлежащих <данные изъяты>., при этом, общая площадь выделенных в его собственность помещений составила 21.88 кв.м., жилая – 12,4 кв.м.

    При таком положении на момент принятия оспариваемого решения на каждого члена семьи <данные изъяты> приходилось по 5,47 кв.м. общей площади жилых помещений, что менее учетной нормы предоставления – 9 кв.м., установленной Решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 30 марта 2016 г. <данные изъяты> «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в городском округе Домодедово Московской области».

    Суд же учел площадь жилых помещений, которых на момент принятия оспариваемого решения у административного истца и членов ее семьи не было.

    Обстоятельство отчуждения жилплощади, как основание ухудшения жилищных условий по действующему законодательству является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а не снятия с него.

      С учетом вышеизложенного, вынесенное судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным Постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях от <данные изъяты> <данные изъяты>.

    Определяя способ восстановления нарушенного права, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность восстановить <данные изъяты> <данные изъяты>., <данные изъяты>, а также бывшего супруга <данные изъяты>. <данные изъяты> в очереди на учет нуждающихся в жилых помещениях с момента первичной постановки их на учет.

    То обстоятельство, что брак между <данные изъяты> и <данные изъяты> расторгнут, по мнению судебной коллегии, не влияет на право <данные изъяты>. состоять на данном учете, поскольку изначально он был поставлен на учет, как член семьи <данные изъяты>., об изменениях в составе своей семьи <данные изъяты>. администрацию городского округа <данные изъяты> не уведомляла.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Домодедовского городского суда Московской области от 21 февраля 2019 года – отменить, вынести новое решение.

Признать Постановление от <данные изъяты> <данные изъяты> в части снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> незаконным.

Восстановить <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> в очереди на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с момента первичной постановки на учет.

Председательствующий

Судьи

33а-23024/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Ивлева А.Ю.
Ответчики
Администрация г.о. Домодедово
Двойных Александр Владимирович
Другие
Ивлев В.В.
Ивлев И.В.
Ивлев К.В.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
17.07.2019Судебное заседание
09.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее