дело № 3а-18/2020 (3а-1025/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 29 января 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гукалиной Светланы Николаевны к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Гукалина С.Н. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под объектом торговли (магазин), общей площадью 866 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 1 354 597,20 и нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общей площадью 202,0 кв.м., с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 13 198 431,54 руб., равной их рыночной стоимости, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как налогоплательщика.
Просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под объектом торговли (магазин), общей площадью 866 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 276 271 руб., и нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общей площадью 202,0 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, по состоянию на 01 января 2015 года в размере 809 245 руб.
Административный истец Гукалина С.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла. В заявлении от 25 сентября 2019 года просила рассматривать административное дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности.
Представитель административного истца Киндиров А.С. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В заявлении от 27 января 2020 года просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Ивотская поселковая администрация, ООО «РОЗАЛ-ТРЕЙД», ПАО «Сбербанк России» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов и обществ не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Из ходатайств представителя управления имущественных отношений Брянской области Семиленковой Е.В. от 17 сентября 2019 года и 08 октября 2019 года следует, что управление имущественных отношений Брянской области по существу заявленных исковых требований возражает против их удовлетворения, поскольку установление кадастровой стоимости объектов в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости управление не оспаривает.
В ходатайстве от 27 января 2020 года представитель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. просит провести судебное заседание без участия представителя управления Росреестра по Брянской области. В отзыве от 26 сентября 2019 года указано, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Ростреестра по Брянской области не оспаривается, также не оспаривается представленный административным истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Управление Росреестра по Брянской области как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает, в отношении установления кадастровой стоимости в размере рыночной полагается на усмотрение суда.
Из отзыва заместителя директора ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Жензировой О.В. от 23 сентября 2019 года следует, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
В ходатайстве от 21 января 2020 года врио главы Ивотской поселковой администрации Борисов А.Е. просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации. Согласно ранее представленному ходатайству врио главы Ивотской поселковой администрации Степина Р.А. от 09 октября 2019 года, Ивотская поселковая администрация возражает против удовлетворения заявленных требований, так как кадастровая стоимость объектов недвижимости является налоговой базой для налога на имущество физических лиц и земельного налога, которые представляют собой доход муниципального образования, зачисляемый в местный бюджет по нормативу 100%. Снижение кадастровой стоимости приведет к уменьшению доходной части бюджета муниципального образования.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Гукалиной С.Н., представителя административного истца Киндирова А.С., представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, заинтересованных лиц -ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Ивотской поселковой администрации, ООО «РОЗАЛ-ТРЕЙД», ПАО «Сбербанк России».
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки ( статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области, утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального района «Дятьковский», утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 26 ноября 2015 года №1864.
Как следует из материалов административного дела, Гукалина С.Н. является собственником: земельного участка, площадью 866+/-20,60 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под объектом торговли (магазин), с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, и нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 202,0 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 08 августа 2019 года № 32/ИСХ/19-248970 и № 32/ИСХ/19-249401 и информации, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1 354 597,20 руб., помещения (нежилое) с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> – 13 198 431,54 руб.
Дата утверждения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости- 27 декабря 2015 года, дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 30 декабря 2015 года, нежилого помещения - 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена указанная кадастровая стоимость данных объектов недвижимости (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2015 года.
Учет изменений размера кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости с момента ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости и до настоящего времени не осуществлялся.
В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца Гукалиной С.Н., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ей объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец Гукалина С.Н., оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представила отчет об оценке от 01 августа 2019 года № 01-277-2019, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для использования под объектом торговли (магазин), общей площадью 866 кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый №, составляет 276 271 руб., нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, этаж № 1, общей площадью 202,0 кв.м, адрес: <адрес>, кадастровый №, - 809 245 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Киндирова А.С. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено эксперту ИП ФИО1
Согласно заключению эксперта ИП ФИО1 от 06 декабря 2019 года №01-051/Э-2019 отчет об оценке от 01 августа 2019 года № 01-277-2019, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года в действующей редакции, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В процессе экспертизы не было выявлено факторов, влияющих на итоговую величину рыночной стоимости недвижимого имущества. Сделанные оценщиком выводы о величине рыночной стоимости объектов оценки следует признать обоснованными.
Оценивая заключение эксперта ИП ФИО1 от 06 декабря 2019 года №01-051/Э-2019 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ИП ФИО1 является членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 01 августа 2019 года № 01-277-2019, выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», и заключение эксперта ИП ФИО1 от 06 декабря 2019 года №01-051/Э-2019, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 и установлении кадастровой стоимости: земельного участка, площадью 866+/-20,60 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под объектом торговли (магазин), с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 276 271 руб.; нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 202,0 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым номером 32:06:0110402:125, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 809 245 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, Гукалина С.Н. обратилась в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 09 сентября 2019 года (л.д.2).
Таким образом, датой подачи Гукалиной С.Н. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 09 сентября 2019 года, т.е. дату ее обращения в суд.
По смыслу положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом изложенного настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Гукалиной Светланы Николаевны к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 866+/-20,60 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для использования под объектом торговли (магазин), с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 276 271 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое помещение, общей площадью 202,0 кв.м, номер этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 809 245 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 сентября 2019 года – дату обращения Гукалиной С.Н. с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская