Дело №2-62/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
поселок Пряжа 17 июня 2013 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпинен И.С.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием истца Лымар Н.В. и ее представителя – адвоката Шлыкова Н.М.,
представителя третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гришкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лымар Н.В. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, войсковой части №, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», филиалу «Ленинградский» ОАО «Славянка» о признании права собственности в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Лымар Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Пряжинского национального муниципального района, войсковой части №, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений, ОАО «Славянка» по тем основаниям, что она совместно с семьей зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Настоящая квартира была предоставлена ее мужу <данные изъяты> в/ч № Б. Ордер на предоставленное жилое помещение выдан не был. После смерти Б. ДД.ММ.ГГГГ нанимателем стала она, на нее открыт лицевой счет для оплаты коммунальных услуг. В настоящее время в квартире проживают и зарегистрированы истица, ее дочь Лымар Т.А. и внук А. Вышеуказанное жилое помещение на момент передачи для заселения Б. с семьей состояло на балансе ФГУ «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «<данные изъяты>» было реорганизовано в порядке присоединения к ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. В настоящее время истец собирает документацию для приватизации жилья, в связи с чем, ею были сделаны запросы в ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений», филиал ОАО «Славянка», ГУП РК РГЦ «Недвижимость», Управление Росреестра по РК, Администрацию Пряжинского национального муниципального района с целью определить собственника вышеуказанного жилого помещения, однако согласно представленным ответам, указанные органы не являются собственниками спорного жилого помещения. В данный момент квартира истицы находится в хозяйственном ведении Управляющей организации ОАО «Славянка». Согласно Решению № от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов КАССР «О признании жилой площади служебной», квартира, занимаемая истицей, не включена в список служебных жилых помещений. Таким образом, занимая жилое помещение на условиях фактически социального найма, находящееся в федеральной собственности, на которое установлено оперативное управление, истец полагает, что вправе требовать передачи данного помещения в собственность. Исходя из того, что на данный момент данное жилое помещение согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ находится в ведении Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, именно у данного органа имеется право оперативного управления указанным имуществом, и которое в настоящее время является правообладателем данного имущества. На основании изложенного, истец просит признать за ней право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В последующем Лымар Н.В. уточнила исковые требования, просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ в Пряжинский районный суд поступило заявление об увеличении исковых требований, в котором содержалась адресованная суду просьба признать Лымар Н.В., Лымар Т.А., А. приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, а также обязать ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений заключить с указанными гражданами договор социального найма данного жилого помещения. Указанное заявление, помимо истицы, было подписано также Лымар Т.А., третьим лицом по делу, ранее не заявлявшей самостоятельных требований относительно предмета спора. В связи с этим определением судьи Пряжинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Лымар Т.А. в соответствии со статьей 42 ГПК РФ была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ДД.ММ.ГГГГ в Пряжинский районный суд поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором Лымар Н.В., Лымар Т.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына А., в качестве ответчиков по делу указали Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ «Западное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений». Администрация Пряжинского национального муниципального района и филиал ОАО «Славянка» указаны в заявлении в качестве третьих лиц. В данном заявлении Лымар Н.В. и Лымар Т.А. просили признать Лымар Н.В., Лымар Т.А., А. приобретшими право пользования на условиях социального найма жилым помещением по адресу: <адрес>, а также передать в собственность Лымар Н.В. и А. жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Свое несогласие с исковым заявлением Лымар Н.В. выразил Врио командира части Ч., который в отзыве по делу просил отказать в удовлетворении исковых требований Лымар Н.В. о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
С исковым заявлением Лымар Н.В. не согласно ОАО «Славянка» (третье лицо по делу, ранее – ответчик). Полагает невозможной приватизацию спорной квартиры в связи с отсутствием надлежащим образом заключенного договора социального найма.
В судебном заседании истец Лымар Н.В. и ее представитель – адвокат Шлыков Н.М. поддержали исковые требования в уточненной редакции, по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему, просили признать Лымар Н.В., Лымар Т.А., А. приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; а также признать в порядке приватизации право собственности (по ? доли каждому) за Лымар Н.В., А. на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель третьего лица – Администрации Пряжинского национального муниципального района Гришкина А.В. вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Лымар Н.В., Лымар Т.А. и А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>
Данная квартира была предоставлена Б. (мужу Лымар Н.В., отцу Лымар Т.А. и деду А.) на основании разрешения командования войсковой части №. ДД.ММ.ГГГГ между Сортавальской КЭЧ района и Б. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Б. умер.
Поскольку, как следует из решения <адрес> Совета народных депутатов исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира не является служебной, суд исходит из того обстоятельства, что у истцов фактически сложились отношения социального найма указанной квартиры. В силу последнего обстоятельства, объем прав истцов относительно данной квартиры суд признает равнозначным правам, которые имеют лица с надлежащим образом заключенным договором социального найма.
Как следует из сведений, представленных ГУП РК «РГЦ «Недвижимость», ранее Лымар Н.В., Лымар Т.А., А. участия в приватизации не принимали.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно статье 6 указанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ правообладатель спорной квартиры отсутствует.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерства обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,- денежные средства на приобретение жилых помещений.
В целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. №512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280 установлено, что в соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 №1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» ДЖО МО РФ осуществляет свои функции через четыре специализированные организации, в числе ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктами 2.1 и 2.2 Приказа Министерства обороны РФ от 18 ноября 2010 года №1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
В силу пункта 1 Приказа Министерства обороны РФ №1455 от 3 ноября 2010 года Департамент жилищного обеспечения МО РФ, как уполномоченный орган Министерства обороны РФ осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ – ФГУ Западное, Центральное, Восточное и Южное региональные управления жилищного обеспечения.
Указанные федеральные государственные учреждения приведенными выше нормативными актами наделены полномочиями по согласованию предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность по договорам приватизации.
Приказом Министерства Обороны РФ 27 августа 2010 года №1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в целях организации работы по обеспечению жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации за ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации закреплены территории субъектов Российской Федерации согласно перечню, указанному в Приложении №1 к настоящему приказу. В указанный перечень входит Республика Карелия.
Спорное жилое помещение до настоящего времени Министерством обороны РФ не закреплено на праве оперативного управления за каким-либо федеральным государственным учреждением, не передано в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципального образования для последующего осуществления (реализации) прав граждан (военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей) на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года №1563-р военный городок, расположенный <адрес>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года №752-р. В связи с указанным обстоятельством запрет на приватизацию жилых помещений, расположенных в закрытых военных городках, установленный статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежит.
При вынесении решения об удовлетворении заявленных требований суд учитывает, что в соответствии с правовой позицией, высказанной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность.
Обстоятельств, препятствующих передаче спорного жилого помещения в собственность истцов Лымар Н.В., А., имея в виду согласие на такую передачу Лымар Т.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А., в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», судом не установлено, в связи с чем исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Поскольку право Лымар Н.В., Лымар Т.А., А. на пользование спорной квартирой никем не оспаривается, суд не усматривает препятствий для признания их приобретшими право пользования квартирой, поскольку защита гражданских прав, согласно статье 12 ГК РФ, осуществляется, в том числе, путем признания права.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать Лымар Н.В., Лымар Т.А., А. приобретшими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать право общей долевой собственности, доля в праве ? у каждого, за Лымар Н.В., А. на жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.С. Кемпинен
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 21 июня 2013г.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.