Дело № 2-193 М/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Коломна
Коломенский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Шевченко С.Н., при секретаре судебного заседания ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО2о признании его не приобретшим право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, в направленном в адрес суда заявлении просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.22).
Представитель истца – ФИО6, действующая на основании доверенности (л.д.23), в судебное заседание так же не явилась, в направленном в адрес суда ходатайстве просила рассмотреть дело в свое отсутствие, настаивая на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям (л.д.35).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ее представителя в порядке ч.ч.5 ст. 167 ГПК РФ.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что ФИО3является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которой в настоящее время зарегистрирован ответчик ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходящийся истцу внуком. При этом ответчик был зарегистрирован по указанному адресу с рождения. Его мать –ФИО9 (ФИО8, ФИО10., приходящаяся истцу дочерью, была зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, проживала по месту регистрации до ДД.ММ.ГГГГ года, когда вышла замуж за ФИО7 и выехала на другое место жительства, в дальнейшем в жилое помещение не вселялась, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик в жилом помещении никогда не проживал, а его регистрация в квартире истца всегда носила и носит формальный характер. В период регистрации расходы по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг ни им, ни его родителями не оплачивались, его вещей в квартире не имеется. Кроме того, в связи с неисполнением ответчиком кредитных обязательств, по адресу принадлежащей истцу квартиры поступает множество претензий кредиторов, что причиняет истцу, являющейся инвалидом второй группы, глубокие нравственные страдания.
Истец просит суд признать ответчика не приобретшим право пользования спорным жилым помещением и снять его с регистрационного учета по данному адресу.
Ответчик ФИО2неоднократно извещался судом о месте и времени слушания по делу надлежащим образом, однако в судебное заседание не являлся (л.д.20,21, 28,29).
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО2, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1. ГК РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, учитывая, что ответчик извещался надлежащим образом о дне слушания дела по адресу регистрации по месту жительства и адресу фактического проживания, указанному истцом, но злоупотребил своим правом, уклонившись от получения судебных извещений и не явившись в суд (л.д.20,21, 28,29).
Исследовав материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности истца ФИО3 на основании справки № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате пая за квартиру, выданной ЖСК «ТЕМП», право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Как следует из доводов искового заявления, не опровергнутых в ходе судебного разбирательства ответчиком, согласующихся с материалами дела: копиями выписки из домовой книги (л.д.9), свидетельств о расторжении брака (л.д.33), о заключении брака (л.д.34)о смерти (л.д.8), по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9), который приходился сыном ФИО11, ФИО3) Ю.Ю. и ФИО7 Халтурцева (ФИО8, ФИО12 приходящаяся истцу дочерью, была зарегистрирована в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, проживала по месту регистрации до сентября ДД.ММ.ГГГГ, когда вышла замуж за ФИО7 и выехала на другое место жительства, в дальнейшем в жилое помещение не вселялась, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В исковом заявлении также указано, что ответчик в жилом помещении никогда не проживал, а его регистрация в квартире истца всегда носила и носит формальный характер. В период регистрации расходы по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг ни им, ни его родителями не оплачивались, его вещей в квартире не имеется. Суд находит перечисленные доводы установленными, принимая во внимание акт о непроживании и отсутствии личных вещей ответчика в спорной квартире от ДД.ММ.ГГГГ, составленный комиссией в составе председателя <данные изъяты>», истца и ее соседей (л.д.10), справку <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой внук истца ФИО2 по адресу регистрации не проживал, а также тот факт, что стороной ответчика в материалы дела доказательств обратного не представлено.
Кроме того, данной справкой подтверждаются доводы ФИО3 о том, что в период регистрации ответчика в жилом помещении расходы по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг ни им, ни его родителями не оплачивались.
В связи с неисполнением ответчиком кредитных обязательств, по адресу принадлежащей истцу квартиры поступают претензии его кредиторов (л.д.35-40).
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Между тем по настоящему делу сведений о совместном проживании истца ФИО3 и ФИО2 материалы дела не содержат. В суде было установлено, что ответчик с рождения проживал совместно с родителями и в спорную квартиру не вселялся.
В силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
Из системного толкования перечисленных норм следует, что право несовершеннолетних детей производно от прав их родителей, поскольку лица, не достигшие возраста 14 лет, не могут самостоятельно реализовывать свои права, в том числе на вселение в жилое помещение и проживание в нем.
По данному делу законный представитель несовершеннолетнего ФИО14 (ФИО8, ФИО3) Ю.Ю. из спорной квартиры на момент регистрации ответчика в жилом помещении выехала, в дальнейшем в жилое помещение не вселялась, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Отец ФИО2 – ФИО7 право пользования указанной квартирой не приобретал, зарегистрирован в нем не был, в него не вселялся.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Применительно к спорному жилищному правоотношению правовое значение имеет наличие семейных отношений между сторонами.
Между тем состояние родства, в силу приведенных выше норм права, и регистрация по спорному адресу не могут служить достаточным основанием для вывода о том, что ФИО2 является членом семьи собственника спорной квартиры, а, следовательно, имеет право пользования жилым помещением, принадлежащим ФИО3
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд находит обоснованными исковые требования ФИО3о признании ФИО2 не приобретшим право пользования спорным жилым помещением.
Поскольку судом ФИО2 признан не приобретшим право пользования спорным жилым помещением –квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, в силу требований статьи 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания в пределах Российской Федерации», статей 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации от 17 июля 1995 года за № 713 (с последующими изменениями и дополнениями), он подлежит снятию с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3 к ФИО2 о признании не приобретшим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать ФИО15,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не приобретшим право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
По вступлении решения суда в законную силу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подлежит снятию с регистрационного учета по месту жительства из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение одного месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья С.Н.Шевченко