Дело № 2-4641/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2016 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скалкиной ФИО11 к Администрации города Фрязино Московской области о признании решения незаконным, признании права на получение мер социальной поддержки, восстановлении нарушенного права,
У С Т А Н О В И Л:
Скалкина М.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Фрязино Московской области о признании постановления администрации г. Фрязино от 21.04.2016 года № № незаконным в части исключения ее из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.
В обоснование иска указала, что она является инвалидом детства, ей установлена бессрочная инвалидность, в связи с чем, она имеет право на получение дополнительной жилой площади. В 2000 году ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на жилищный учет Постановлением Главы города Фрязино № от 04.09.2000 года. Вместе с заявлением предоставлялся пакет документов, а также ежегодно предоставлялись сведений, подтверждающие инвалидность и иные необходимые документы.
Однако, оспариваемым постановлением администрации она была снята с учета по тем основаниям, что отсутствует ее личное заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся, а также ввиду отсутствия решения администрации о принятии на учет и наличия у истца на праве собственности 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
С вынесенным постановлением истец не согласна, просит суд признать его незаконным, отменить, признать ее право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как ребенка-инвалида в составе семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставшей на учет до 01.01.2005 года, и восстановить в списке указанных граждан в соответствии с законом Московской области № 125/2006-ОЗ от 26.07.2006 года, поскольку она и ее семья состояли как в общей очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в льготной очереди в связи с наличием у истца инвалидности.
В судебное заседание истец Скалкина М.А. не явилась, извещена, ее представитель Скалкина О.А., действующая на основании доверенности (копия в деле) исковые требования по изложенным в иске основаниям поддержала, просила требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации г. Фрязино Московской области Борисова И.Р., действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагала решение администрации законным и обоснованным.
В судебное заседание третье лицо - Министерство строительного комплекса Московской области не явилось, извещено надлежаще, доказательств уважительности причин не явки не представило, в силу чего судом постановлено (протокольно) рассматривать дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению частично в связи со следующим.
Судом установлено, что Скалкина М.А. является инвалидом детства, имеющей вторую группу инвалидности бессрочно, в силу чего обладает предоставленным ей льготами, предусмотренными приказом Минздрава СССР от 28.03.1983 года № 330 «Об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» и льготами, предусмотренными постановлением Правительства РФ № 817 от 21.12.2004 года Об утверждении перечня заболеваний, дающих право инвалидам, страдающим иными заболеваниями, право на дополнительную жилую площадь».
Также, из материалов дела усматривается и подтверждено писмьенными доказательствами, что в 2000 году семья Скалкиной О.А. (матери истца) (состав семьи - 3 человека) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем была поставлена на жилищный учет (категория - общая/льготная), что подтверждается архивной выпиской из протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 24.08.2000 года, утвержденного Постановлением Главы города Фрязино № от 04.09.2000 (л.д.6).
Как следует из материалов учетного дела Скалкиной М.А., вместе с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Скалкины прикладывали соответствующий пакет документов и в последующем, в Комитет по жилищным вопросам города ежегодно предоставляли сведения, подтверждающие инвалидность истца, лицевые счета, выписки из домовой книги и т.д.
Таким образом, суд приходит к выводу, что семья Скалкиной М.А. по обращению ее матери Скалкиной О.А., была принята на учет в установленном порядке и состояла на жилищном учете на общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в льготной очереди, поскольку истец при этом также является инвалидом детства.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, едусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих имания обстоятельств.
Частью 2 ст. 1 Закона МО от 26.07.2006 № 125/2006-03 «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов» предусмотрено, что жилыми помещениями обеспечиваются следующие категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 1 января 2005 года: ветераны боевых действий; инвалиды боевых действий и т.д.; члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и т.д.; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 утверждены правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов, подается заявление, к которому прилагаются:
выписка из домовой книги;
копия финансового лицевого счета;
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).
Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с указанными Правилами инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при постановке семьи ФИО7 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалид детства Скалкина М.А. была также признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе семьи ФИО7, в связи с чем, дополнительного ее личного обращения не требовалось, а при предоставлении жилого помещения с учетом норм закона должна также учитываться дополнительная площадь.
Кроме этого, несостоятельным является и основание для снятия истца с жилищного учета, и не является препятствием для осуществления в отношении Скалкиной М.А. при предоставлении ей мер социальной поддержки как ребенку инвалиду и ее семье как нуждающимся в улучшении жилищных условий, тот факт, что она является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение (квартиру), в котором зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Так, истица как и другие члены ее семьи воспользовались гарантированным государством правом в соответствии со специальным законом на бесплатную приватизацию занимаемого ими жилого помещения. При этом, в 2000 году семья ФИО10, проживая именно в данной квартире, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, соответственно, свои жилищные условия ни семья истицы, ни она сама ни коим образом не улучшили.
Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Фрязино от 30.03.2016 № утвержденного Постановлением администрации города Фрязино от 21.04.2016г. № № Скалкина М.А. была исключена из списка граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона МО от 26.07.2006 № 125/2006-0З «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета льготных категорий ветеранов, инвалидом и семей, имеющих детей-инвалидов», поскольку отсутствует ее заявление о принятии на учет, решение органа самоуправления о принятии на учет в данной категории граждан, а также в связи с наличием доли в праве собственности на жилое помещение.
Вместе с тем, в силу ст. 56 ЖК РФ Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит в случаях:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Доказательств утраты истцом и ее семьей оснований для улучшения жилищных условий не представлено и судом не установлено, в связи с чем, семья истицы и сама истец как инвалид детства, как принятые на учет до 01.01.2005 года, сохранили право на улучшение жилищных условий со стороны государства.
Таким образом, поскольку, оснований для снятия истца с жилищного учета судом не усматривается не установлено в силу вышеизложенных обстоятельства дела и предоставленных доказательств, решение органа местного самоуправления о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий суд находит незаконным и подлежащим отмене, что как следствие должно восстановить нарушенные тем самым права истца на получение жилой площади, восстановление в списке нуждающихся.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в части признания решения администрации незаконным и восстановлении нарушенных прав путем восстановления в списке граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области от 26.07.2006 № 125/2006-0З «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Вместе с тем, в остальной части иска о признании истца имеющей право на льготы суд считает возможным отказать, поскольку фактическим принятием истицы в составе ее семьи как инвалида детства в 2000 года на жилищный учет уже признано ее право на получение социальных гарантий государства в обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета как отдельной категории граждан в соответствии с законом Московской области от 26.07.2006 года № 125/2006-ОЗ, в силу его признание наличия у нее такого права судом - не требуется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Скалкиной ФИО12 – удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление администрации города Фрязино от 21.04.2016 № № в части исключения Скалкиной ФИО13 из списка граждан, указанных в п. 2 ст. 1 Закона Московской области от 26.07.2006 № 122006-ОЗ «ОБ обеспечении жилыми помещениями за чет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семьей, и имеющих детей инвалидов» и отменить в указанной части.
Обязать администрацию города Фрязино Московской области устранить допущенное нарушение прав Скалкиной ФИО14 путем восстановления ее в списке граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона Московской области от 26.07.2006 № 125/2006-03 «Об обеспечении силыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
В требованиях Скалкиной ФИО15 о признании имеющей право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета как ребенка-инвалида в составе семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, вставшей на учет до 01 января 2005 года – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца в апелляционном порядке.
Председательствующий:
Федеральный судья Разумовская Н.Г.