Дело 2-256-13
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
п. Октябрьский 26 июня 2013 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Частухиной Г. Г.,
при секретаре Немытых С. К.,
с участием представителя истца ФИО12
ответчика ФИО13
ответчика представителя администрации Октябрьского муниципального района ФИО14
ответчика представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский Пермского края дело по иску ФИО2 к ФИО3, Управлению ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района о признании недействительным договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1, Управлению ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района о признании недействительным договора аренды. В обоснование своих требований истец указал, что ему на основании договора мены от 11 марта 1998 года принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 400 кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Право собственности подтверждается свидетельством на право собственности на землю. Договор зарегистрирован в Октябрьском райкомземе 30 марта 1998 года. В сентябре 2013 года он обнаружил, что на принадлежащем ему земельном участке начались земляные работы и устройство фундамента. В конце сентября 2013 г. обратился в Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, где ему сообщили, что между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка общей площадью 82 кв. м. для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия из земель населенных пунктов кадастровый номер земельного участка №, местоположение <адрес>. Просил признать недействительным договор аренды земельного участка площадью 82 кв. м. для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия из земель населенных пунктов кадастровый номер земельного участка № местоположение <адрес>, заключенный между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела истец заявил дополнительные требования, просил признать недействительными постановление администрации Октябрьского муниципального района Пермского края № 515 от 22 августа 2012 года «О передаче земельного участка в аренду ФИО1 для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия», договор аренды земельного участка № 99/001-12 общей площадью 82 кв.м. с разрешенным использованием: для размещения автостоянки с устройством асфальтового или бетонного покрытия из земель населенных пунктов, кадастровый номер земельного участка № местоположение <адрес> напротив <адрес>, заключенного между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры Октябрьского муниципального района <адрес> и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ и применить последствия недействительности указанной сделки, исключив из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) запись о государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконными действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 82 кв.м. с разрешенным использованием для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия из земель населенных пунктов кадастровый номер земельного участка № местоположение <адрес> напротив <адрес> обязать снять с кадастрового учета указанный земельный участок.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, телефонограммой просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца ФИО5, действующий на основании ордера в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить с учетом дополнительного искового заявления.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что земельный участок напротив его дома заброшен, на нем нет каких–либо строений, ограждений, свидетельствующих о том, что земельный участок кому либо принадлежит. Он обратился в администрацию Октябрьского муниципального района для оформления участка. Участок ему был предоставлен в соответствии с законодательством, он прошел всю процедуру согласования и межевания земельного участка. Ему не говорили, что земельный участок принадлежит ФИО2. Никто никогда прав на данный земельный участок не предъявлял, земельный участок был заросший, захламлен. Считает, что с его стороны никаких прав истца не нарушено, просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района ФИО6, иск не признала, пояснила, что согласно Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Октябрьский муниципальный район, утвержденного Решением Земского Собрания Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N 1092 уполномоченным органом в сфере земельных отношений является Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района (далее-Управление). ДД.ММ.ГГГГ в Управление с заявлением обратился ФИО1дович о предоставлении земельного участка для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия расположенного по адресу: <адрес>, напротив <адрес> примерной площадью 60 кв.м.. Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в течение месяца со дня регистрации заявления принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка, определяет право пользования (аренда, собственность), способ, срок предоставления участка под заявленные цели и запрашивает сведения в Филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о наличии и (или) отсутствии зарегистрированных правах на земельный участок. В течение двух недель после принятия решения о возможности (невозможности) предоставления земельного участка уполномоченный орган в сфере земельных отношений обеспечивает подготовку и заблаговременную публикацию информации о предстоящем предоставлении земельного участка в газете "Вперед", а также размещается на официальном сайте администрации Октябрьского муниципального района <адрес>. В случае если в течение двух недель с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления, Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в месячный срок со дня поступления заявлений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастром плане или кадастровой карте соответствующей территории, с учетом зонирования территорий. После формирования земельного участка, т.е. установления границ на местности и проведения работ по государственному кадастровому учету земельный участок предоставляется заявителю. ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление от ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым № площадью 82 кв.м. с разрешенным использованием: для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия, из земель населенных пунктов, кадастровый номер земельного участка №, местоположение: <адрес>, Октябрьский район, <адрес>, напротив <адрес>. В течение двух недель уполномоченный орган принял решение о предоставлении земельного участка в аренду путем издания постановления и дальнейшего заключения договора аренды. Таким образом, уполномоченный орган действовал в соответствии с нормами действующего законодательства. Истец требует признать недействительным постановление администрации Октябрьского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче земельного участка в аренду ФИО1 для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия». Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако из заявления усматривается, что истец узнал о своих нарушенных правах в сентябре 2012 г., т.е. пропустил срок для оспаривания в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления. Уважительную причину суду не представил. Кроме того, согласно свидетельства о праве собственности на земельный участок, свидетельство выдано ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после вступления в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно п. 2 ст. 4 № 122-ФЗ о государственной регистрации права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действия Закона о государственной регистрации, подлежат обязательной государственной регистрации. Таким образом, выданное свидетельство ФИО10 подлежало государственной регистрации в органах осуществляющих государственную регистрацию прав, что в свою очередь истцом не было предпринято. Право собственности возникает с момента государственной регистрации и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. На основании выше изложенного администрация Октябрьского муниципального района <адрес> просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю ФИО7 пояснила, что с требованиями не согласна по следующим основаниям. По сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 82 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, напротив <адрес>, кадастровый номер № является учтенным земельным участком и внесен в ГКН ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ. В соответствии со ст. 22 указанного Закона для проведения государственного кадастрового учета земельного участка № в орган кадастрового учета было представлено заявление о проведении государственного кадастрового учета и межевой план. При проверке указанных документов оснований для отказа в проведении кадастрового учета, предусмотренных ст.27 Закона о кадастре, выявлено не было. Таким образом, кадастровый учет земельного участка № произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Ко всему прочему, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ, истец в своем заявлении также не указывает оснований для признания незаконными действий органа кадастрового учета по кадастровому учету земельного участка №. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельный участок № Одновременно, ГКН содержит сведения об обременении указанного участка в виде аренды на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО3. ГКН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером №, декларированной площадью 400 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>. Правообладателем указанного земельного участка является ФИО2. Указанный земельный участок в соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о ГКН является ранее учтенным земельным участком. Дата постановки земельного участка на учет ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, утверждение Истца о том, что администрация Октябрьского муниципального района <адрес> и Управление ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района <адрес> распорядились не принадлежащим им земельным участком, является необоснованным, поскольку указанными органами предоставлялся в аренду не земельный участок №:27:0011058:22, принадлежащий Истцу, а земельный участок №. В ГКН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на ЗУ №. Одновременно, ГКН содержит сведения об обременении указанного участка в виде аренды на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО3.
Кроме того, ГКН не содержит сведений о границах, уточненной площади и конфигурации земельного участка №, т.е. его границы не определялись на местности путем проведения землеустроительных работ по межеванию и, следовательно, довод Истца о том, что земляные работы и устройство фундамента проводятся именно на его земельном участке является несостоятельным. Истец полагает, что в случае признания судом недействительными постановления администрации Октябрьского муниципального района Пермского края № 515 от 22.08.2012 г. «О передаче земельного участка в аренду ФИО1 для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия» договор аренды земельного участка № может быть признан недействительным. С указанным доводом нельзя согласиться, поскольку ни Постановление № 515 от 22.08.2012 г., ни договор аренды земельного участка не являются документами - основаниями для государственного кадастрового учета земельного участка № и, следовательно, недействительность указанных документов не влечет признание недействительной процедуры постановки на учет спорного земельного участка. Требование Истца об обязании Филиала снять с кадастрового учета спорный земельный участок является необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Частью 4, 5 ст. 24 Закона № 221-ФЗ и п. 53 Порядка ведения ГКН, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости», содержат исчерпывающий перечень случаев изменения «временного» статуса земельного участка на «аннулированный»: истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и непоступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус; представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости или лицом, в пользу которого установлено ограничение (обременение) права, заявления о снятии с кадастрового учета части объекта недвижимости, сведения ГКН о которой имеют «временный» статус.
В этой связи, поскольку спорный земельный участок стоит на ГКУ со статусом «учтенный», Закон № 221-ФЗ и Порядок ведения ГКН не содержат оснований для аннулирования кадастровых сведений о земельном участке ЗУ №. На основании изложенного, поскольку ГКУ ЗУ № осуществлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, и Истцом не представлено доказательств незаконности ГКУ, а также доказательств нарушения его прав как собственника земельного участка №, считает заявленные требования Истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Представитель 3 лица ООО «Южный землеустроительный центр» в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, изучив представленные письменные доказательства, суд считает, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.1. ст.35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Согласно п.1. ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 п. 9 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2011 года N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".
Согласно ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации, органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Согласно п. 4 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42), при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: 1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 2) постановка на государственный кадастровый учет (далее - кадастровый учет) объекта недвижимости; 3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет части объекта недвижимости и учет адреса правообладателя объекта недвижимости); 4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; 5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре); 6) исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Согласно заявлению ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился к главе администрации Октябрьского района об обмене земельных участков (л.д. 65).
Постановлением администрации Октябрьского поссовета Октябрьского района от 25.02.1998 года № 32 решено произвести обмен земельных участков по <адрес> общей площадью 400 кв.м. на равноценный по площади земельный участок ФИО2 (л.д. 75).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Октябрьского поссовета Октябрьского района Пермской области и ФИО2 заключили договора мены земельных участок, в соответствии с которым к ФИО2 перешло право собственности на земельный участок общей площадью 400 кв.м., расположенный по адресу <адрес> (л.д. 7-9)
Право собственности ФИО2 на указанный земельный участок подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-Х11 №. Договор зарегистрирован в Октябрьском райкомземе 30 марта 1998 года за № 10-015, к Свидетельству приложен план на участок земли, передаваемый в собственность для строительства магазина площадью 0,04 га на котором указаны поворотные точки, описания границ смежных землепользователей (л.д. 5-9).
Согласно кадастровой выписке земельного участка по адресу пгт. Октябрьский <адрес> расположен земельный участок площадью 400 кв.м. с кадастровым номером № земель населенных пунктов под строительство магазина для предпринимательской деятельности, принадлежащий на праве собственности ФИО2 Дата внесения номера в государственный реестр ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, по адресу пгт. Октябрьский <адрес> напротив <адрес> расположен земельный участок площадью 82 ±2 кв. м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов для размещения автостоянки с устройством асфальтового или бетонного покрытия. Земельный участок предоставлен ФИО1 на праве аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Дата внесения номера в государственный реестр ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13).
На л.д. 29-32 имеются акт предварительного согласования местоположения земельного участка для стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия в <адрес> напротив <адрес>, схема размещения земельного участка, объявление о предоставление в аренду земельного участка под автостоянку, опубликованное в газете «Вперед» от 19 апреля 2012 года.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального района № 515 от 22.08.2012 года решено передать ФИО1 в аренду земельный участок с кадастровым номером 59:27:0011058:57 из земель населенных пунктов по адресу <адрес> для размещения автостоянки с устройством асфальтового или бетонного покрытия площадью 82 кв.м. сроком на 4 года 11 месяцев, заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка (л.д. 33).
На основании данного Постановления № между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района и ФИО1 заключен ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка по адресу <адрес> <адрес> для размещения автостоянки с устройством асфальтового или бетонного покрытия площадью 82 кв.м. сроком на 4 года 11 месяцев за арендную плату. К договору приложен акт передачи земельного участка, расчет арендной платы (л.д. 34-39).
Согласно информации ООО «Южный землеустроительный центр» ДД.ММ.ГГГГ специалистами Центра на основании имеющихся материалов на местности были определены границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> В результате этих работ было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> находится внутри земельного участка с кадастровым номером № ( л.д. 76).
В материалах дела имеется заверенный администрацией Октябрьского городского поселения план кадастрового квартала, в котором схематичного указан земельный участок и указан адрес, подписано, что по этому адресу находился магазин «Ветеран» (л.д. 131).
В судебном заседании был допрошен свидетель ФИО8, который пояснил, что на спорном земельном участке первоначально была расположена прокуратура, а затем в данном здании располагался магазин «Ветеран». В настоящее время здание снесено.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации юридических лиц и Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу п. 1 ст. 6 названного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" указанный Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. При этом его реализация зависела от момента создания и начала деятельности территориального регистрирующего органа.
Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" был официально опубликован в Российской газете N 145 от 30.07.1997.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 года.
Чернушинский отдел Пермской областной регистрационной палаты по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пермской области приступил к выполнению своих функций с 11.05.1999 года.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничения (обременения) права на недвижимое имущество возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Из смысла данной нормы следует, что регистрация ранее возникшего права требуется только лишь при переходе права на объект (отчуждение, прекращение и т.д.), следовательно, поскольку право собственности на недвижимое имущество у истца возникло ранее и существует. Таким образом, отсутствие государственной регистрации на момент заключения договора мены не свидетельствует о его недействительности.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса (п. 1).
Статья ст. 11 ГК РФ предусматривает, что судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения…
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Статья 61 ЗК РФ предусматривает, что ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
2. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно правовой позиции изложенной в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено, что ФИО2 на основании Постановления администрации Октябрьского поссовета Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № и договора мены был предоставлен в собственность земельный участок по адресу <адрес> площадью 400 кв.м. с кадастровым номером № в подтверждение права собственности было выдано Свидетельством на право собственности на землю. Договор зарегистрирован в Октябрьском райкомземе ДД.ММ.ГГГГ. В государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об указанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ без установления границ земельного участка. То есть судом установлено, что ФИО2 было приобретено право собственности на земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с действующим на момент предоставления законодательством. Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 59:27:0011058:22 не прекращалось, в связи с чем, у ответчиков оснований для предоставления части данного земельного участка в аренду иным лицам не имелось
В то же время, на основании акта согласования местоположения земельного участка, Постановления администрации Октябрьского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передан в аренду земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов по адресу <адрес> для размещения автостоянки с устройством асфальтового или бетонного покрытия площадью 82 кв.м. сроком на 4 года 11 месяцев. В судебном заседании установлено, что вновь размежеванный земельный участок с кадастровым номером №, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, расположен внутри земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО2. То есть установлено наложение вновь образованного земельного участка с кадастровым номером № на ранее образованный земельный участок №
Таким образом, вновь образованный земельный участок был предоставлен в аренду ФИО1 в нарушение земельного законодательства, в нарушение прав собственника земельного участка, поскольку в государственном кадастре недвижимости имелись сведения о земельном участке № принадлежащем на праве собственности ФИО2, указанному земельному участку был присвоен кадастровый номер, установлена площадь земельного участка, имеется адресный ориентир, название улицы, номер дома и квартиры, план земельного участка, позволяющие определить границы земельного участка на местности и относительно адреса, то есть местоположение земельного участка, принадлежащего истцу являлось определенным, находящимся в определенном месте. Данные сведения при должной осмотрительности позволили бы регистрирующему органу и органу местного самоуправления установить, что на данной местности уже имеется объект недвижимости, принадлежащий другому лицу на праве собственности. Поскольку отвод земельного участка входил в компетенцию комитета по земельным ресурсам администрации Октябрьского муниципального район, администрация района должна была иметь планы земель населенного пункта и организаторы аукциона по земельному участку № площадью 82 кв.м. должны были располагать сведениями о местонахождении и границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 400 кв.м..
Из изложенного следует, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 59:27:0011058:57 осуществлялось в нарушение установленного законом порядке, хотя и процедура оформления земельного участка была соблюдена.
Таким образом, Постановление администрации Октябрьского муниципального района Пермского края № 515 от 22 августа 2012 года о передаче земельного участка в аренду ФИО1 для размещения стоянки автомобиля вынесено в нарушение прав и законных интересов ФИО2, является недействительным.
Соответственно, договор аренды земельного участка, заключенный на основании Постановления № 515 между Управлением ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района и ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду ФИО1 земельного участка по адресу <адрес> напротив 55 для размещения автостоянки с устройством асфальтового или бетонного покрытия площадью 82 кв.м. сроком на 4 года 11 месяцев за арендную плату также является недействитеным.
Таким образом, имеются основания для применения последствий недействительности указанной сделки, исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по постановке на кадастровый учет земельного участка № площадью 82 кв.м. с разрешенным использованием для размещения стоянки автомобиля с устройством асфальтового или бетонного покрытия из земель населенных пунктов местоположение <адрес> напротив <адрес> следует признать незаконными, обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» снять с кадастрового учета земельный участок №
Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района Пермского края заявил о пропуске истцом срока исковой давности, доводы истца суд считает необоснованными по следующим основаниям:
В силу статьи 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Доводы представителя ответчика о том, что истец знал о Постановлении с сентября 2012 года не соответствуют фактическим обстоятельствам. Истцом при подаче искового заявления были представлены документы, имевшиеся у него, заявлено ходатайство об истребовании договора аренды. В судебное заседание представителем Управления ресурсами и развития инфраструктуры администрации Октябрьского муниципального района Пермского края было предоставлено также и постановление, таким образом, истец о наличии постановления узнал только в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что положения ч. 1 ст. 256 ГПК РФ регламентируют сроки обращения в суд с заявлениями об оспаривании действий и решений органов государственной власти (гл. 25 ГПК РФ), тогда как предметом данного судебного разбирательства являются требования о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, также заявлены требования о признании недействительным договора аренды земельного участка, поэтому в данном случае нет оснований полагать, что пропущен срок исковой давности.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 515 ░░ 22 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░3 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 82 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░3 ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░ (░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 82 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01.07.2013 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░░.