Дело №а- 80/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года г.Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Быстровой М.А.
при секретаре – Горенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Военторг-Запад» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
АО «Военторг-Запад» обратилось в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 712 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 4 790 969,68 рублей, которая была установлена Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 на 01.01.2012 год.
По его заказу ООО «Балтийская оценочная компания» была проведена оценка земельного участка, его рыночная стоимость определена в размере 529000 рублей.
Полагает, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение его прав собственника земельного участка.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участок с кадастровым номером № в размере его рыночной – 529 000 рублей и восстановить процессуальный срок для подачи иска.
Представитель АО « Военторг-Запад» - Кукушкина О.Н. в судебном заседании заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока и административный иск поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Калининградской области, Правительство Калининградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области и администрация муниципального образования городское поселение «Город Балтийск», не явились в судебное заседание, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
С учетом мнения участников процесса и положений ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Судом установлено, что АО «Военторг-Запад» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 712 кв.м, категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- магазины, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (л.д. 8-11).
Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области» на 01.01.2012 года установлена кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка в размере 4790969,68 рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 20.09.2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 8).
Материалами дела подтверждается, что АО «Военторг-Запад» 09 декабря 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной, уведомлением которой от 11 декабря 2019 года № 19-36/23983 заявление возращено без рассмотрения со ссылкой на обращение с таким заявлением по истечении пятилетнего срока, установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
На основании части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок на оспаривание кадастровой стоимости соотносился с минимальной периодичностью проведения государственной кадастровой оценки, установленной частью первой статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ее первоначальной редакции), согласно которой государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты проведения последней государственной кадастровой оценки.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части первой статьи 24.12 слова "и не реже чем один раз в течение пяти лет" исключены.
Таким образом, на момент подачи административного искового заявления минимальная периодичность проведения государственной кадастровой оценки не установлена законом.
Как указано выше, оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 20 сентября 2013 года.
Административное исковое заявление подано в суд 25 января 2020 года, то есть по истечении пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 4 790 969,68 рублей по состоянию на 1 января 2012 года установлена с учетом положений постановления Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области».
Данное постановление Правительства Калининградской области действовало до 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2019 года № 788, вступившего в законную силу 1 января 2020 года, утверждены прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области по состоянию на 1 января 2019 года. Сведения о кадастровой стоимости в ЕГРН внесены 30 января 2020 года.
Учитывая закрепленный Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принцип достоверности сведений государственного кадастра недвижимости, при этом на момент обращения АО «Востог-Запад» в суд в государственный кадастр недвижимости не были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, а также принимая во внимание актуальность оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения в суд с настоящим иском, поскольку действующее правое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы за предыдущие налоговые периоды, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка подлежит восстановлению.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Административный истец, являясь собственником вышеуказанного земельного участка, согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признается плательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом в силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав налогоплательщика вследствие увеличения налоговой базы по земельному налогу.
Кроме того, кадастровая стоимость является экономической характеристикой, учитываемой при возможной продаже собственником принадлежащего ему объекта недвижимости.
С учетом изложенного права административного истца, нарушенные несоответствием внесенной 20 сентября 2013 года в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящегося у него в собственности земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года.
АО «Военторг-Запад» 09 декабря 2019 года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной – 529 000 рублей. Уведомлением от 11.12.2019 года № 19-36/23983 заявление возращено без рассмотрения, ссылаясь на обращение с таким заявлением по истечении пятилетнего срока, установленного ст. 24.18 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (л.д. 53-54).
В обоснование административного иска АО «Военторг-Запад» представлены суду результаты отчета № НД-ЗУ 08/923 ООО «Балтийская оценочная компания», в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2012 год рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 529 000 рублей (л.д. 12-51).
Сомнений в обоснованности указанного выше отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется.
Судом установлено, что оценка рыночной стоимости указанного объекта недвижимости произведена оценщиком Новиковым В.В., который отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности (обладает профессиональными знаниями в области оценочной деятельности, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой общественной организации оценщиков, стаж работы в оценочной деятельности – 6 лет).
Отчет об оценке содержит необходимые сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика.
Согласно статье 14 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Из содержания отчета следует, что при подготовке отчета оценщик использовал сравнительный подход, что не противоречит федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ; отказ от использования иных подходов обоснован и сомнений не вызывает.
Для проведения расчетов оценщиком произведен отбор объектов-аналогов, наиболее соответствующих объекту оценки. При этом оценщиком обоснованно определен сегмент рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект; оценщиком обосновано неприменение соответствующих корректировок. Использованные оценщиком источники информации приведены в отчете об оценке.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что представленный административным истцом отчет об оценке содержит необходимые сведения доказательственного значения.
Ответчики и заинтересованные лица в установленном процессуальным законом порядке также не поставили под сомнение достоверность отчета и не указали обстоятельств, которые могут свидетельствовать об его неясности, противоречивости или необоснованности.
При этом каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в отчете, суду не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2012 года имел другую рыночную стоимость, соответствующих ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы также не заявлено, при этом такое право судом было разъяснено.
При вышеприведенных фактических данных суд считает доказанными обстоятельства, на которые административный истец ссылается в обоснование заявленных исковых требований.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2012 года превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, являющегося собственником земельного участка, в связи с чем заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению, учитывая при этом, что на дату обращения АО «Военторг-Запад» в суд с настоящим иском у административного истца в связи с внесенными в налоговое законодательство изменений имелось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в комиссию.
С учётом вышеизложенного, датой подачи АО «Военторг-Запад» заявления об установлении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере его рыночной стоимости является дата обращения в комиссию – 09 декабря 2019 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Восстановить АО «Военторг-Запад» срок для обращения в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Административное исковое заявление АО «Военторг-Запад» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 712 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 год в размере 529 000 (пятьсот двадцать девять тысяч) рублей.
Датой подачи АО «Военторг-Запад» заявления об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения его комиссию – 09.12.2019 года.
Решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости, действующей до 31.12.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 22 мая 2020 года
Судья Калининградского
областного суда М.А. Быстрова