№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО8., с участием заместителя прокурора Советского района <адрес> ФИО6, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО9 о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащего состояния пешеходных переходов и организации уличного освещения автомобильных дорог и улиц местного значения в пределах городского округа
установил:
<адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФИО9 о признании незаконным бездействия по обеспечению надлежащего состояния пешеходных переходов и организации уличного освещения автомобильных дорог и улиц местного значения в пределах городского округа, сославшись на то, что прокуратурой Советского района <адрес> во исполнение задания прокуратуры <адрес>, с привлечением специалистов УГИБДД МВД по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства регламентирующего безопасность дорожного движения (ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ). По результатам проведенной проверки установлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в деятельности ФИО9 при содержании пешеходных переходов, организации уличного освещения автомобильных дорог, расположенных рядом с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Многопрофильная гимназия №13» (<адрес>). На указанном участке проезжей части пешеходный переход не обозначен дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2. «Пешеходный переход» в количестве 4-х штук на стойках. Дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» стерта, требуется обновление. Пешеходный переход упирается в стойку дорожного знака 1.23 «Дети» и бордюрный камень. Пешеходные переходы не обустроены уличным искусственным освещением.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки пешеходных переходов улично-дорожной сети <адрес> в местах расположения общеобразовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ.
По ходатайству представителя истца в качестве ответчика ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчиков привлечены ФИО13 и ФИО14
В судебном заседании заместитель прокурора Советского района гор. Махачкала ФИО6 просил признать бездействие ФИО9 выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения незаконным, и обязать ФИО9 и ФИО13 устранить отмеченные нарушения и привести состояние дорог и улиц, отмеченных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Представитель администрации <адрес> ФИО7 пояснил, что надлежащим ответчиком по данному делу является ФИО13 поскольку обязанность за соблюдением надлежащего состояния дорог, возложена на них.
Представитель ФИО13 ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то что, большая часть указанных в заявлении нарушений устранена, оставшиеся будут в сжатые сроки исправлены.
ФИО14 <адрес> надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения заявления своего представителя в судебное заседание не направили.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры, представителя ФИО9, представителя ФИО13 исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.6 ч.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании ст. 12 ч.2 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющего содержание автомобильных дорог.
Статья 21 приведённого Федерального закона возлагает осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Статья 16 ч.1 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселений дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог я осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст.З п.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожной деятельностью признается, деятельность, в том числе по содержанию автомобильных дорог".
Исходя из ст.5 ч.1 п.п. 3 и 9 приведенного Федерального закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в. границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.6 ч.8 указанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог по ст. 17 ч. З приведенного Федерального закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог закреплена в Приказе Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них». В п.п. 1 п. 16 данного приказа предусмотрено, что в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке недостающих дорожных знаков.
Пунктом 5 статьи 6 Устава муниципального образования ГО «<адрес>» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.4.1.1.,4.1.2,4.2.1,4.2.2,4.2.3,4.2.4,4.4.1,4.4.2,4.6.1,4.6.3,4.6.5 ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие. Разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% -термопластичными массами. Светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать установленным требованиям.
Опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений.
Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Согласно требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1090, дорожный знак «Пешеходный переход» является знаком особых предписаний, который вводит или отменяет определенные режимы движения. Пешеходным переходом признается участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 ( Приложение№1к Правилам дорожного движения РФ) и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (Приложение №2 к Правилам дорожного движения РФ) <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. На основании п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных этим же постановлением Правительства Российской Федерации, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов норм и правил.
При отсутствии на переходе разметки 1.14.1 или 1.14.2 знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, а знак 5.19.2 - слева от дороги на дальней границе перехода. Разметка 1.14.1, 1.14.2 ("зебра") -обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содержит иную информацию для участников дорожного движения. Она может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная -оранжевый цвет. Горизонтальная разметка разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
Проверкой установлено, что ФИО9 допущены нарушения по эксплуатационному состоянию дорог и улиц ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» рядом с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Многопрофильная гимназия №13» (<адрес>). На указанном участке проезжей части пешеходный переход не обозначен дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2. «Пешеходный переход» в количестве 4-х штук на стойках. Дорожная разметка 1.14.1 «Зебра» стерта, требуется обновление. Пешеходный переход упирается в стойку дорожного знака 1.23 «Дети» и бордюрный камень. Пешеходные переходы не обустроены уличным искусственным освещением.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При изложенных обстоятельствах суд требования прокурора Советского района <адрес> считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района <адрес> ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО9 выразившееся* в непринятии мер по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязать ФИО9 устранить допущенные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, организовать уличное освещение автомобильных дорог, установить пешеходные ограждения и привести состояние пешеходных переходов, расположенных рядом с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Многопрофильная гимназия №13» (<адрес>), отмеченных в акте проверки от 17.07.2014, в соответствие с «ГОСТ Р 52289- 2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения, Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв.Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №120-ст)( ред.от 09.12.2013), ГОСТ Р 51256-99 «Дорожная разметка»,ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Якубова Н.Г.