24RS0019-01-2018-000117-16 Дело № 2-88/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре Вершининой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белеля С.Н. к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Белеля С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» о взыскании заработной платы. Требования мотивировала тем, что она работает у ответчика, который начислил ей заработную плату на ставку с учетом районного коэффициента, надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера за период с марта по май 2018 г. по 21.831 руб. ежемесячно, несмотря на то, что с 01.01.2018 года минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен в размере 22.774 руб., а 01.05.2018 г. – 26.791 руб. 20 коп. Просит взыскать с ответчика в свою пользу не начисленную заработную плату за указанный период в общей сумме 6.845 руб. 40 коп., в том числе за март, апрель 2018 г. – по 942 руб. 60 коп. за каждый месяц, май 2018 г. - 4.960 руб. 20 коп. (л.д. 4).
Истец Белеля С.Н. в судебное заседание не явилась. О мете и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 13, 53-54).
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки»,извещенного о месте и времени слушания дела надлежащим образом и своевременно, в судебное заседание не явился. Представил суду возражения, из которых видно, что заработная плата работнику начислялась на основании штатного расписания и заключенного трудового договора, а также в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» в размере 21.831 руб., что соответствует минимальному размеру заработной платы в крае. Просит в удовлетворении исковых требований Белеля С.Н. отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 23, 52).
Определением от 03 июля 2018 года Игарского городского суда Красноярского края к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление образования администрации Туруханского района и администрация Туруханского района (л.д. 14).
Представители администрации Туруханского района и Управления образования администрации Туруханского района, извещенных о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Администрация Туруханского района о причинах неявки своего представителя суд не уведомила, возражений против заявленных исковых требований не представила (л.д. 49-50).
Управление образования администрации Туруханского района представило в суд возражения, из которых следует, что при начислении заработной платы истцу Управление образования руководствовалась Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений) и аналогичными положениями муниципальных правовых актов, ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Считая, при начислении заработной платы истцу исполнены требовании действующего законодательства, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления образования (л.д. 45-47, 51).
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав истца, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителей третьих лиц, не заявляющих о требований на предмет спора, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания гражданского дела.
Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
Часть 1 статьи 129 <данные изъяты> Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01.10.2009 г. № 1160-О-О, от 17.12.2009 г. № 1557-О-О, от 25.02.2010 г. № 162-О-О, от 25.02.2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размета оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особым климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплат труда, установленного федеральным законом, после чего у ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-П, в п. 42 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающими по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат работников, вязанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписания статья 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части 1 статьи 423 <данные изъяты> Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совет СССР от 10.02.1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 года N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.
Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда СССР от 23.06.1965 года № 401) в городе Игарке Красноярского края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен: с 01.01.2018 года в размере 9.489 руб., с 01.05.2018 г. в размере 11.163 руб. в месяц.
Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу в городе Игарке Красноярского края, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда с 01.01.2018 года должна быть: с 01.01.2018 г. не ниже 9.489 руб.? а с 01.05.2018 г. не ниже 11.163 руб. месяц без учета районного коэффициента и полярной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, а с учетом указанных компенсационных выплат не ниже 22.773 руб. 60 коп. в месяц (9.489 руб. (минимальный размер оплаты труда) + 5.693 руб. 40 коп. (районный коэффициент 60 %) + 7.591 руб. 20 коп. (максимальная процентная надбавка 80%)) с 01.01.2018 г. и не ниже 26.791 руб. 20 коп. (11.163 руб. (минимальный размер оплаты труда) + 6.697 руб. 80 коп. (районный коэффициент 60 %) + 8.930 руб. 40 коп. (максимальная процентная надбавка 80%)).
Судом установлено, что Белеля С.Н. работает в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ По условиям трудового договора и дополнительного соглашения к нему работнику установлен оклад, районный коэффициент 60 %, надбавка за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (л.д. 6-9). С учетом всех компенсационных выплат за март, апрель, май месяцы 2018 г. истцу была начислена и выплачена заработная плата в размере меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда работников, работающих в районах Крайнего Севера. Так, согласно расчетным листкам заработная плата истцу за указанный период выплачивалась по 21.831 руб. ежемесячно, установленного Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» (в ред. Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1270) г.) (л.д. 10).
Доводы Белеля С.Н. о том, что в спорный период при отработанной норме рабочего времени ей была начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению исходя из минимального размера оплаты труда, суд находит обоснованными, а требования о взыскании с муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» не начисленной заработной платы подлежащими удовлетворению.
Таким образом, с муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» в пользу Белеля С.Н. за март, апрель, май 2018 г. должна быть взыскана не начисленная заработная плата в общей сумме 6.845 руб. 40 коп., исходя из следующего расчета:
1) за март 2018 г. - 942 руб. 60 коп. (22.773 руб. 60 коп. (подлежало начислению) -21.831 руб. (начислено фактически);
2) за апрель 2018 г. - 942 руб. 60 коп. (22.773 руб. 60 коп. (подлежало начислению) -21.831 руб. (начислено фактически);
3) за май 2018 г. – 4.960 руб. 20 коп. (26.791 руб. 20 коп. (подлежало начислению) - 21.831 руб. (начислено фактически).
Доводы ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Управления образования администрации Туруханского района о том, что заработная плата начислялась истцу в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 г. №9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений) и аналогичными положениями муниципальных правовых актов, согласно которому с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата на территории Туруханского района установлена в размере 21.831 руб. в месяц, суд находит несостоятельными, поскольку указанной Закон Красноярского края в части установления минимального размера заработной платы на территории Туруханского района, противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что является нарушением требований ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Белеля С.Н. к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» о взыскании заработной платы удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» в пользу Белеля С.Н. не начисленную заработную плату за март, апрель, май месяцы 2018 г. в общей сумме 6.845 (шесть тысяч восемьсот сорок пять) руб. 40 коп.
Взыскать с муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа города Игарки» государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Безрукова