Дело № (№
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 сентября 2020 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Новорецкой Е.П.,
при секретаре ФИО9,
с участием представителя истца- старшего помощника прокурора <адрес> ФИО10,
истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО25 ФИО5, ФИО1, несовершеннолетних ФИО23 ФИО6, ФИО24 ФИО7 к Министерству социальной защиты населения по <адрес>, ГКУ АО- Управление социальной защиты населения по <адрес> об установлении факта постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд, в защиту прав ФИО22 ФИО1, несовершеннолетних ФИО21 с иском об установлении факта, имеющего юридическое значение, указав что ФИО20 и ФИО1 со своими несовершеннолетними детьми длительное время проживают по адресу: <адрес>, том числе и на дату ДД.ММ.ГГГГ, когда в <адрес> в связи с паводком, был введен режим чрезвычайной ситуации. Указанный дом, огород были затоплены, утрачено имущество. ФИО26. и ФИО1 обратились в ГКУ АО - Управление социальной защиты населения по <адрес> за выплатой адресной социальной помощи в связи с повреждением имущества в результате указанного паводка, но выплате было отказано.
Установление юридического факта постоянного проживания ФИО19 и ФИО1 со своими несовершеннолетними детьми имеет юридическое значение и необходимо для получения мер социальной поддержки. Установить факт постоянного проживания иным способом, отличным от судебного, в целях реализации прав на социальную поддержку, не представляется возможным, поэтому просит суд установить факт постоянного проживания ФИО17.ФИО18 и ФИО1 со своими несовершеннолетними детьми в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на момент чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ. Также, в порядке ст. 212 ГПК РФ решение просит обратить к немедленному исполнению, так как заявление на получение мер социальной поддержки ограничено временным промежутком.
В судебном заседании ст.помощник прокурора <адрес> ФИО10 иск поддержал в полном объеме по указанным в нем доводам, поскольку ФИО29 и ФИО1 со своими несовершеннолетними детьми с 2018 года постоянно проживают в доме по <адрес>, несут бремя его содержания, обрабатывают огород. В результате прошедших в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ливневых дождей дом с приусадебным участком, где проживают истцы были подтоплены, но в выплате социальной помощи им отказано ГКУ АО Управлением социальной защиты населения по <адрес> в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на дом. Кроме того, просит обратить решение в соответствии со ст. 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.
Истец ФИО1, действующая также в интересах несовершеннолетних ФИО27 на иске настаивает, пояснив, что она с мужем Логачёвым С.П. и детьми с 2018 года постоянно проживают в жилом доме по <адрес>, поскольку другого жилья не имеют, только зарегистрированы по <адрес>, где проживают родители мужа. Они несут бремя содержания дома, ухаживают за приусадебным участком, садят огород. В результате сильных дождей ДД.ММ.ГГГГ был подтоплен огород, вода была в подполье дома. В связи с утратой части имущества, обратились в ГКУ АО УСЗН по <адрес> за социальной выплатой, но было отказано, поскольку не имеют документов, подтверждающих право собственности на дом.
Истец ФИО28., представители ответчиков министерства социальной защиты населения по <адрес>, ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес>, третьих лиц министерства финансов <адрес>, администрации Королинского сельсовета <адрес>, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд с учетом мнения лиц, участвующих дела, рассмотрел дело без участия указанных лиц.
Выслушав доводы представителя истца, изучив материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Основанием для обращения с иском прокурором в интересах истцов и их несовершеннолетних детей в суд явился факт подтопления спорного жилого помещения, приусадебного хозяйства в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, и отказом истцам социальной выплаты в связи отсутствием документов, подтверждающих проживание их в селе.
Положениями ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций - наводнения.
Согласно п. "л" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона Амурской области от 6 марта 1997 года № 151-ОЗ "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что губернатор области принимает решение об отнесении возникших на территории области чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст.11 ч.2 п. «б» Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.
Распоряжением администрации Октябрьского района Амурской области от 26 июля 2020 года №214р «О введении режима «Чрезвычайная ситуация» в связи с прохождением обильных осадков виде очень сильных дождей, сильных ливней с грозами и ухудшением гидрологической обстановки сложилась чрезвычайная ситуация-подтопление и с 21:00 часа 26 июля 2020 года введен режим «Чрезвычайная ситуация» муниципального характера, определены границы зоны чрезвычайной ситуации, в том числе село Смелое Королинского сельсовета.
Из материалов дела следует, что ФИО30 и ФИО1 администрацией Королинского сельсовета <адрес> включена в списки жителей <адрес>, у которых на подворьях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ находилась вода.
Актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что в результате подтопления в <адрес>, где проживают истцы, в подполье вода под крышку пола, фундамент печи подмыт, огород затоплен, подтоплены хозяйственные постройки.
Согласно ст.3,4 Закона Амурской области от 19.01.2005 N 411-ОЗ "Об адресной социальной помощи" получателями адресной социальной помощи могут быть: семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения.
Адресная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателей адресной социальной помощи. Размер, условия и порядок назначения и предоставления адресной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, устанавливаются Правительством области.
Согласно п.2,3,4 постановления Правительства Амурской области от 14.02.2011 N 64 "Об утверждении Порядков назначения, периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи" назначение и предоставление гражданам адресной социальной помощи осуществляются государственными казенными учреждениями - управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН). Министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство) осуществляет распределение бюджетных средств, предусмотренных на реализацию Закона, между ГКУ УСЗН в соответствии с заявками, полученными от них, на финансирование расходов, связанных с предоставлением адресной социальной помощи.
Семьям и одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам лишились единственного жилого помещения, иного жизненно необходимого имущества в результате стихийного бедствия, пожара, затопления, наводнения (далее - пострадавшие граждане), адресная социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 3 приложения N 1 к настоящему Порядку, и натуральной помощи.
Согласно п.3 приложения№1 к указанному Порядку предусмотрены единовременные выплаты в связи со стихийным бедствием, пожаром, затоплением, наводнением (из расчета на одно жилое помещение), в том числе: при утрате единственного жилого помещения предусмотрены в размере 30000 рублей; при утрате жизненно необходимого имущества (части жилого помещения), в том числе продуктов питания, предметов обычной домашней обстановки и обихода, вещей индивидуального пользования (одежда, обувь), подсобного домашнего хозяйства (сельскохозяйственные животные, пчелы, птица), а также кормов, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для его содержания предусмотрены в размере 10000 рублей.
Согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу части второй статьи 3 Закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно справки администрации Королинского сельсовета <адрес>, что ФИО31 ФИО1, совместно с детьми ФИО32 проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> с 2018 года и по настоящее время. Другого жилья в собственности не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, сведения о собственнике дома по адресу: <адрес> отсутствуют.
Согласно копии паспортов истцов, они зарегистрированы по <адрес>.42 <адрес>, однако из справки Королинского сельсовета <адрес> следует, что истцы с 2018 года не проживают по данному адресу.
Свидетель Свидетель №1 показал, что он проживает в <адрес>. ФИО33 и ФИО1 с дочерьми с 2018 года постоянно проживает в доме по <адрес>, несут бремя его содержания, садят огород. ДД.ММ.ГГГГ в результате сильных дождей огород и дом, где проживают ФИО34 и ФИО1 были подтоплены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО37 и ФИО1 с несовершеннолетними детьми ФИО35 и ФИО36. действительно постоянно проживают доме в <адрес> <адрес> без регистрации с 2018 года по настоящее время, несут бремя содержания дома и приусадебного участка.
В судебном заседании установлено и следует из протокола заседания комиссии ГКУ АО УСЗН по <адрес> по оказанию адресной социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО38 отказано в предоставлении выплаты в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на жилой дом.
Согласно п.5,9 постановления Правительства Амурской области от 14.02.2011 N 64 "Об утверждении Порядков назначения, периодичности предоставления и размера адресной социальной помощи" решение о назначении (об отказе в назначении) адресной социальной помощи принимается постоянно действующей комиссией по оказанию адресной социальной помощи, созданной при ГКУ УСЗН.
Для получения адресной социальной помощи в виде денежных выплат, предусмотренных пунктом 3 приложения N 1 к настоящему Порядку, и натуральной помощи пострадавшие граждане подают в ГКУ УСЗН по месту жительства либо по месту пребывания заявление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, в том числе, документ, подтверждающий право собственности (если права на жилое помещение не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости) либо право пользования жилым помещением (договор найма, аренды или иной договор), либо решение суда, вступившее в законную силу, об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении.
Давая оценку исследованным доказательствам по делу, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлен факт постоянного проживания ФИО39 и ФИО1 со своими несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>, в том числе, в период чрезвычайной ситуации – подтопления (паводка, наводнения), случившемся ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что иным образом, во внесудебном порядке установить указанный факт истцы возможности не имеют, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить решение суда к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда. Поскольку, дом по адресу: <адрес>, в котором проживает истец, попал в зону затопления и необходима скорейшая ликвидация последствий затопления, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 267, ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Логачёва ФИО5, ФИО1, несовершеннолетних ФИО40 ФИО6, Логачёвой ФИО7 к Министерству социальной защиты населения по <адрес>, ГКУ АО- Управление социальной защиты населения по <адрес> об установлении факта постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, -удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, и несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с 2018 года и на день объявления режима чрезвычайной ситуации в <адрес>.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд, начиная с 10 сентября 2020 года.
Председательствующий: Новорецкая Е.П.
Мотивированное решение принято 09 сентября 2020 года.