Дело № 2-397/2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Яковлевка 13 июля 2015 г.
Яковлевский районный суд Приморского края Российской Федерации
в составе: председательствующего судьи Орлова В.И.
при секретаре Сушильниковой Е.В.
с участием старшего помощника военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Данилова П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Кравцову А.Н., Кравцовой Н.В., Кравцову А.А., Кравцовой К.А., Левицкой Л.С., Левицкой Д.С. о выселении из занимаемого служебного жилого помещения,
Установил:
Военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Кравцову А.Н., Кравцовой Н.В., Кравцову А.А., Кравцовой К.А., Левицкой Л.С., Левицкой Д.С. о выселении из занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование своих доводов указывает, что в соответствии с п. 12 ч. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с распоряжением заместителя Министра имущественных отношений Российской Федерации от 14.01.2004г. № 85-р «О закреплении имущества за Даубихинской квартирно-эксплуатационной частью Минобороны России» за указанным учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество, в том числе жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в/г 9.
Согласно передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ Сердюковым А.Э., ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ, в лице начальника Петрищева О.В., действующего на основании Устава, передало, а ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, в лице врио руководителя Федорова С.Д., приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ, в том числе согласно приложения к данному акту объект недвижимого имущества - жилой <адрес>.
В соответствии с приказом Минобороны России от 17.12.2010 № 1871, ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ реорганизовано путем присоединения к ФГУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ (в настоящее время переименовано в ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ).
Департамент жилищного обеспечения Минобороны России определен уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований постановления и инструкций. Данный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны России. В соответствии с приказом Минобороны России от 27 августа 2010 г. № 1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», за федеральным государственным учреждением «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» закреплена территория субъекта РФ - Приморский край.
Проведенной в марте 2015 г. 32 военной прокуратурой гарнизона проверкой исполнения требований жилищного законодательства установлено, что 29.07.2003 г. Кравцов А.Н. принят в Даубихинскую КЭЧ (1 декабря 2009 г. переименована в ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ).
На основании решения жилищной комиссии указанной КЭЧ (протокол № 48 от 13.10.2010г.) Кравцову А.Н. и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленное за Минобороны России - <адрес> по адресу<адрес> для временного проживания. На основании данного решения между Кравцовым А.Н. и начальником ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ заключен договор найма служебного жилого помещения от 26.10.2010 г. № 242 (далее - Договор).
В соответствии с п.п. 2 и 4 Договора, жилое помещение предоставляется на период работы в ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ, а Договор заключается на время работы в ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ.
Пунктом 18 Договора предусмотрено, что в случае расторжения или прекращения Договора, в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
01.11.2010 г. Кравцов А.Н. уволен из ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ, в связи с сокращением штата работников (запись в трудовой книжке № 5).
В настоящее время Кравцов А.Н. не является военнослужащим или гражданским персоналом ВС РФ. Работники ОАО «Славянка», где в настоящее время работает Кравцов А.Н., не являются гражданским персоналом Минобороны России и на них не распространяется действие отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала ВС РФ и Министерством обороны РФ. Специализированные жилые помещения Минобороны РФ предназначены для проживания военнослужащих проходящих военную службу, а также лиц гражданского персонала Минобороны РФ, в связи с чем Кравцов А.Н. не может быть обеспечен служебным жилым помещением.
Однако Кравцов А.Н. с членами семьи до настоящего времени занимаемое служебное жилое помещение не освободили, продолжают удерживать.
В результате занятия Кравцовым А.Н. с членами семьи жилого помещения по названному выше адресу, право на проживание в котором утрачено ими, в связи с расторжением трудового договора с ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ, существенно нарушены права граждан
военнослужащих и членов их семей, имеющих право на получение служебного жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и состоящих в очереди нуждающихся в получении жилого помещения.
В соответствии с положением статей 3 и 5 Конституции Российской Федерации определено, что государство осуществляет свои специфические функции через соответствующие органы государственной власти.
На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если того требуют защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл, в своем отзыве иск прокурора поддержал, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не прибыл, в своем отзыве иск прокурора поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие направить копию решения.
Выслушав участников процесса, суд на основании ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора 32 военной прокуратуры Данилов П.М., действующий на основании доверенности № от 02.06.2015г. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем.
Ответчики Кравцова Н.В. и Кравцов А.Н., действуя за себя, и в интересах своих несовершеннолетних детей – Кравцовой К.А., Кравцова А.А, Левицкой Л.С., Левицкой Д.С., исковые требования не признали, просили в иске прокурору отказать в связи с пропуском срока исковой давности.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <адрес> является собственностью Министерства обороны РФ и закреплена на балансе ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ.
В соответствии с договором найма служебного жилого помещения № 242 от 26.10.2010г. указанная квартира была предоставлена ответчику Кравцову А.Н. и членам его семьи для временного проживания в связи с работой в Даубихинской КЭЧ. Пункт 3 ч. 17 данного договора предусматривает в качестве одного из случаев его прекращения – истечение срока трудового договора.
Согласно поквартирной карточке Кравцов А.Н. и члены его семьи зарегистрированы в спорной квартире.
Из трудовой книжки Кравцова А.Н. следует, что он состоял в трудовых отношениях с Даубихинской КЭЧ с 29.07.2003г. по 01.11.2010г.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если в Жилищном кодексе Российской Федерации не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным жилищным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 196,197 ГК РФ), и иные положения главы 12 Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности (часть 1 статьи 7 ЖК РФ). При этом к спорным жилищным отношениям, одним из оснований, возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения, договор найма специализированного жилого помещения, договор поднайма жилого помещения, договор о вселении и пользовании жилым помещением члена семьи собственника жилого помещения и другие), применяется общий трехлетний срок исковой давности (статья 196 ГК РФ).
По этим основаниям, суд находит несостоятельными доводы представителя истца о не распространении, в силу ст. 208 ГК РФ, исковой давности на требование о расторжении договора найма служебного жилого помещения и выселении.
Довод истца о том, что срок исковой давности начинает течь с того момента, когда стало известно о нарушении жилищных прав неопределенного круга лиц, суд находит ошибочным.
Согласно ч. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Течение срока исковой давности, применительно к данному иску, начинается с даты увольнения Кравцова А.Н.
Истцу было известно о приказе Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» в том числе и Даубихинской Кэч района.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» общий трехлетний срок исковой давности применяется к спорным жилищным отношениям, одним из оснований которых является как договор социального найма жилого помещения, так и договор найма специализированного жилого помещения, суд находит не имеющим правового значения при разрешении данного иска статус жилого помещения занимаемого ответчиками.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском прошло более 3 лет, т.е. более срока исковой давности, установленного ч. 1 ст. 196 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент заключения договора служебного найма и увольнения ответчика Кравцова А.Н. из ФГУ «Даубихинская КЭЧ района» МО РФ, суд приходит к выводу, что истец обратился с требованиями о выселении за пределами срока исковой давности, о применении которого и заявил ответчик, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В иске военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона к Кравцову А.Н., Кравцовой Н.В., Кравцову А.А., Кравцовой К.А., Левицкой Л.С., Левицкой Д.С. о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Яковлевский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 17 июля 2015г.
Председательствующий: