Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Самарский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Бреенковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Джафарова Б.Ч, Джафаровой Л.А, Джафаровой К.Б., Джафарова Б.Б., Джафаровой Г.Ь к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по последнему месту прохождения военной службы,
Установил:
Джафаров Б.Ч., Джафарова Л.А., Джафарова К.Б., Джафаров Б.Б., Джафарова Г.Б. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, восстановлении на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, указав, что Джафаров Б.Ч. проходил военную службу по контракту в различных воинских должностях, уволен с военной службы приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «в» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы. Приказом командира войсковой части № исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы Джафаров Б.Ч. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения военной службы с 1990 года. ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи из 5 человек на основании ордера № было выделено служебное жилое помещение в <адрес>, в котором проживает по настоящее время. После предоставления служебного жилого помещения он был снят с учета на получение жилого помещения. В 2010 в связи с ликвидацией КЭЧ МО РФ был образован новый орган, осуществляющий учет военнослужащих, не обеспеченных жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ Джафаров Б.Ч. обратился в 1-ый отдел ФГКУ «Центррегионжилье» с заявлением о восстановлении его на учете нуждающихся в жилом помещении. Решением ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления отказано. Как полагают истцы, Джафаров Б.Ч. необоснованно был снят с учета после получения служебного жилого помещения и должен быть восстановлен на учете нуждающихся в жилом помещении в городе Самара с ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки на учет на получение служебного жилого помещения).
По изложенным основаниям истцы просили признать за ними право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в избранном месте жительства в <адрес> за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, обязать ответчиков восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении в городе Самара с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истцов –Товбин А.Л., действующий по доверенности, поддержал иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчиков- Некуш К.Б., действующая по доверенности, иск не признала, и суду пояснила, что в период прохождения истцом Джафаровым Б.Ч. военной службы по контракту он и члены его семьи с 1999 года состояли на учете нуждающихся в служебном жилом помещении, В ДД.ММ.ГГГГ году истцу была предоставлена четырехкомнатная служебная квартира в <адрес> на весь период службы, в связи с чем, истцы были сняты с учета на получение служебного жилого помещения. На момент увольнения Джафаров Б.Ч. не был признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и не состоял на учете на получение такого жилого помещения. Вся документация по жилищным вопросам передана от КЭЧ <адрес> в ФГКУ «Центррегионжилье» в 2011 году, в том числе, в электронном виде. Документов о постановке семьи Джафарова Б.Ч. на учет нуждающихся в жилом помещении, не имеется.
Представитель третьего лица- войсковой части № в судебное заседание не явились, в адресованном суду отзыве просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, личное дело, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец являлся военнослужащим Министерства обороны РФ и уволен с военной службы 31.12.2003г. в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы на основании п. «в» ч.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Приказом командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
В период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ Джафаров Б.Ч. и члены его семьи были поставлены на учет нуждающихся в улучшении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, поскольку истцы занимали двухкомнатную служебную квартиру по адресу: <адрес>, 26-7.
ДД.ММ.ГГГГ истцу на состав семьи из 5 человек на основании ордера № было выделено служебное жилое помещение - четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в котором они проживают по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ Джафаров Б.Ч. был снят с учета, в связи с получением служебного жилого помещения, что подтверждается заверенным скриншотом базы данных КЭУ Пурво (л.д. 30).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно ответу ответчика № от 07.07.2016г. заявление истца было рассмотрено, и направлено в администрацию м.<адрес>, в виду того, что жилищное законодательство, действовавшее на момент увольнения, предполагало обеспечение военнослужащих жилыми помещениями по избранному месту жительства действующими органами муниципальной власти, а не Министерством обороны РФ.
Суд считает, что при рассмотрении дела не нашли свое подтверждение доводы истца об обоснованности заявленных им требований.
На момент увольнения Джафарова Б.Ч. с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N» 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы и оснований увольнения военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на момент увольнения истца с военной службы осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).
В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
При указанных обстоятельствах, право состоять на учете нуждающихся, в случае его приобретения военнослужащим, не прерывалось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ No 80 и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п. 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Согласно п.п. 13,14 указанных Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ Джафаров Б.Ч. уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы. Приказом командира войсковой части исключен из списка личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, согласившись с данными приказами, в установленном законом порядке их не оспорил.
В силу п. 10 Приказа Министра обороны РФ № за военнослужащим, ранее принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договору социального найма.
Между тем, судом установлено, что Джафаров Б.Ч. на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся в получении жилого помещения по месту прохождения службы не состоял, с рапортом об обеспечении его жилым помещением к командиру войсковой части не обращался.
Данный факт подтверждается ответом войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что предоставить протокол заседания жилищной комиссии за период с 2001 года по 2004 год, рапорт о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Джафарова Б.Ч. не представляется возможным. На основании приказа № МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжении заместителя МО РФ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ № жилищная комиссия войсковой части № была расформирована. Все протоколы заседаний жилищной комиссии были переданы в адрес 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье»
Между тем, в 1 отделе ФГКУ «Центррегионжилье» какой-либо протокол заседания жилищной комиссии о признании Джафарова Б.Ч. нуждающимся в жилом помещении отсутствует. В личном деле Джафарова Б.Ч. также отсутствуют необходимые документы (рапорт, лист беседы, протокол жилищной комиссии о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях).
Иных допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих постановку Джафарова Б.Ч. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на момент увольнения с военной службы, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду не предоставлено.
Ссылка представителя истца на то, что он имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением, как увольняемый по льготным основаниям, несостоятельна, поскольку Джафаров Б.Ч. был уволен в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы, то есть не по льготному основанию.
Учитывая вышеизложенное, Джафаров Б.Ч.., не признанный в установленном законом порядке в период службы нуждающимся в жилом помещении, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление жилищным органом Министерства Обороны РФ жилых помещений.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права истцов на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа самоуправления по месту жительства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Джафарова Б.Ч, Джафаровой Л.А, Джафаровой К.Б., Джафарова Б.Б. Джафаровой Г.Б. к ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма по последнему месту прохождения военной службы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.П. Коваленко