Дело № 2-714/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2020 года г. Волхов
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Масалевой О.А.,
при секретаре Акимовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой М.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить досрочно страховую пенсию с момента подачи заявления,
у с т а н о в и л:
Сидорова М.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периодов работы, обязании назначить досрочно страховую пенсию с момента подачи заявления.
В обоснование иска истец указала, 08.08.2020 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с указанной нормой закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо в городах, независимо от их возраста. Подтверждение и расчет страхового и специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии регулируется нормами статьи 13 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ и «Списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 Истцом были представлены документы, подтверждающие стаж работы в лечебном учреждении. Решением ответчика от 22.04.2020 ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа дающего право на указанную пенсию. При исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, не была включена работа процедурной медсестры в муниципальном предприятии «****** городская поликлиника» в период с ****** по ****** и время обучения на курсах повышения квалификации с ****** по ******, и в период c ****** no ******. Полагает, что данное решение незаконно по следующим основаниям: на момент ее работы в указанной должности она осуществляла именно лечебную деятельность, дающую право на назначение пенсии досрочно по ранее действующему законодательству, и считает, что вышеуказанные периоды работы должны быть зачтены в стаж работы, необходимой для досрочного назначения трудовой пенсии. В период с ****** по ****** в должности (период ****** по ****** она была принята по переводу на должность участковой медсестры терапевтического участка), а с ****** переведена на должность процедурной медсестры в муниципальном предприятии «****** городская поликлиника» и ей была внесена соответствующая запись в трудовую книжку. Данный факт был связан с реорганизацией структуры здравоохранения в г. Волхове в период 1993 года. В постановлении мэра города Волхова № ****** от 05.11.1993 « О реорганизации структуры здравоохранения г. Волхова» было указано: Реорганизовать городское территориальное медицинское объединение в самостоятельные медицинские учреждения с правом юридического лица: городская поликлиника, городская больница, молочная кухня. Было издано распоряжение Мэра города Волхов № ******-р от 23.12.1993 о регистрации Волховской городской больницы и Волховской городской поликлиники. При этом не изменился характер ее работы, место работы и ведомственное подчинение. Следует иметь в виду, что истец в силу объективных обстоятельств не могла предвидеть наступление для нее неблагоприятных последствий. Также истец не согласна с исключением из специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости периода повышения квалификации. Она была переведена на должность медсестры детского отделения Волховского ЦРБ в октябре 1989 года. В июне 1990 получила диплом Тихвинского медицинского училища Минздрава РСФСР по специальности: медицинская сестра общего профиля. ****** уволена по ст.29 п.5 КЗоТ РСФСР по переводу в городскую поликлинику. На курсы повышения квалификации она направлялась работодателем в ****** в 1994 г., 2004.г., в Ленинградский областной медицинский техникум в 2012.г. В сведениях о прохождении повышения квалификации четко указано - усовершенствование медсестер терапевтических участков в 2004 г. и процедурной медсестры в 2012 г. Истца на курсы повышения квалификации направлял работодатель, за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, исключение периода ****** по ****** и периода с ****** по ****** из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, незаконно.
Протокольным определением суда от 23.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ «****** межрайонная больница».
В судебном заседании от 13.08.2020 сторона истца уточнила исковые требования относительно периода включения в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости и просила обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы с ****** по ****** в должности участковой медсестры терапевтического участка, с ****** по ****** в должности процедурной медсестры МП «****** городская поликлиника, с ****** по ****** и с ****** по ****** – периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Судом принято к производству и приобщено к материалам дела вышеуказанное заявление.
Истец Сидорова М.П. в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточненном исковом заявлении.
Представитель истца Сенькина Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске и в уточненном иске доводам и основаниям.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) Дементьева М.П. полагала исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку с ****** по ****** истец осуществляла трудовую деятельность в должности участковой медсестры терапевтического участка и процедурной медсестры в МП «****** городская поликлиника», поэтому запись наименования учреждения не соответствует перечню учреждений и категорий медицинских работников и согласно выписке из индивидуального лицевого счета спорный период работы истца указан работодателем без кода льготы, т.е. как общий страховой стаж. С ****** по ******, с ****** по ****** – специальный стаж не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГБУЗ «****** межрайонная больница» Пономарев В.И. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, поскольку полагал, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Суд, выслушав объяснения истца, представителя истца Сенькиной Л.И., представителя ответчика Дементьевой М.П., представителя третьего лица Пономарева В.И., исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению частично и приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ****** по ****** включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ****** по ****** включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ******.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Установлено, что 08.04.2020 Сидорова М.П. обратилась в Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Волховском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее Управление) за досрочным назначением страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 22.04.2020 № ****** Сидоровой М.П. было отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (30 лет). Специальный стаж составил 28 лет 06 месяцев 03 дня.
В ходе рассмотрения дела ответчиком вынесено решение № ****** от 09.07.2020, которым засчитан в специальный трудовой стаж период работы истца с ****** по ****** в должности процедурной медсестры в поликлиническом отделении МП «****** городская поликлиника».
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ****** №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П не включен период с ****** по ****** в должности процедурной медсестры в МП «****** городская поликлиника», так как данное учреждение не предусмотрено перечнем учреждений и категорий медицинских работников.
Установлено, что согласно трудовой книжке с ****** Сидорова М.П. переведена на должность медсестры детского отделения ****** ЦРБ; ****** уволена по переводу в городскую поликлинику; ****** принята по переводу из городской больницы на должность участковой медсестры терапевтического участка МП «****** городская поликлиника»; ****** переведена на должность процедурной медсестры городской поликлиники (л.д.18-23).
Из исторической справки усматривается, что с ****** реорганизовано Волховское городское территориально-медицинское объединение путем разделения на 2 юридических лица: ****** городская больница и ****** городская поликлиника на основании Постановления мэра г.Волхова «О реорганизации городского территориально-медицинского объединения» № ****** от 05.11.1993. Функции поликлиники: оказание лечебно-диагностической, консультативной медицинской помощи и услуг оздоровительного характера, комплексное обслуживание и лечение в амбулаторных условиях. С 02.06.1998 на основании распоряжения председателя КУМИ г.Волхова № ****** от 28.05.1998 МП «****** городская поликлиника» реорганизовано в МУЗ «****** городская поликлиника» (л.д.92-94).
Как следует из Устава МП «****** городская поликлиника» за 1993 год предприятие является юридическим лицом, учрежденным Комитетом по управлению имуществом города Волхова в результате реорганизации Волховского районного территориального медицинского объединения (л.д.55-65).
Согласно Уставу МП «****** городская поликлиника» основной целью муниципального предприятия является оказание лечебно-диагностической, консультативной медицинской помощи и услуг, услуг оздоровительного характера, формирование рынка товара и извлечение прибыли (п.2.1); источниками формирования имущества муниципального предприятия являются денежные и материальные взносы учредителя (п.4.6), т.е. КУМИ г.Волхова.
Как следует из Устава Муниципального учреждения здравоохранения «****** городская поликлиника» 1998 года данная организация является юридическим лицом, является полным правопреемником муниципального предприятия «****** городская поликлиника» (ст. 1.1 Устава) (л.д.66-72).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава Муниципального учреждения здравоохранения «Волховская городская поликлиника» основной целью деятельности учреждения является оказание первой медико-социальной помощи и отдельных видов специализированной помощи населению в амбулаторно-поликлинических условиях (консультативной, диагностической, лечебной, профилактической, реабилитационной).
Судом принимается во внимание, что период работы Сидоровой М.П. в должности процедурной медсестры МП «****** городская поликлиника» с ****** по ****** и с ****** по ****** ответчиком засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, несмотря на то, что с ****** по ****** по сведениям персонифицированного учета работодателем указанный период указан как обычные условия труда, однако с ****** по ******, несмотря на исполнение обязанностей в том же Учреждении с исполнением обязанностей по этой же должности – не засчитан, а период работы с исполнением обязанностей по этой же должности, но уже ****** по ****** и с ****** по ****** – засчитан.
В то же время характер и условия работы Сидоровой М.П. в связи с реорганизацией и переименованием учреждения не изменялись и не изменились.
Исходя из совокупности исследованных доказательств, судом признается, что Сидорова М.П. в течение периода работы с ****** по ****** в должности процедурной медсестры МП «Волховская городская поликлиника», по характеру и специфике условий осуществляемой работы и нагрузке, выполняла функциональные обязанности с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждения, именно по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, и именно в учреждении здравоохранения, а не в каком-либо ином.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), определяющими правовое положение юридических лиц и их организационно-правовые формы, и в частности в соответствии с положениями ст. 48 ГК РФ, вид (тип) организационно-правовой формы юридического лица зависит от формы собственности юридического лица и от наличия или отсутствия у учредителей юридического лица обязательственных прав в отношении этого юридического лица либо вещных права на его имущество. При этом в соответствии с положениями ст. 50 ГК РФ организационно-правовая форма юридического лица так же зависит от того, является ли данная организация коммерческой (преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности) или некоммерческой (не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками).
Судом достоверно установлено, что муниципальное предприятие «Волховская городская поликлиника» и муниципальное учреждение здравоохранения «Волховская городская поликлиника» фактически являлись учреждениями здравоохранения в том смысле, в котором законодатель вкладывает в это понятие в целях наделения соответствующей категории граждан правом на досрочное назначение трудовой пенсии, не зависимо от его формального наименования, формы собственности, так как это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с под. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, в настоящее время также действует правило о включении в специальный стаж периодов работы исключительно в учреждениях здравоохранения, к которым предприятия как коммерческие организации не относятся.
Вместе с тем, абз. 5 п. 6 вышеуказанных Правил определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе в поликлиниках, поликлинических отделениях.
Применяя данную норму Правил, суд учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 23.09.2010 N 1183-О-О, согласно которой Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", наряду со Списками должностей и учреждений, конкретизированы применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", что обеспечивает реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве процедурной медсестры в поликлиническом отделении, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций.
Аналогичное толкование дано и Верховным Судом Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где указано, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Из штатного расписания МП «****** городская поликлиника» на 1995 год (бюджет), утвержденного председателем КУМИ и согласованного и.о.зав. отделом здравоохранения мэрии г.Волхова, следует, что на 1995 год имелось поликлиническое отделение по обслуживанию взрослого населения; средний медперсонал: медсестра процедурного кабинета.
При установленных обстоятельствах, применяя норму п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, суд приходит к выводу о доказанности выполнения истцом в спорный период работы, подлежащей включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и достаточности представленных истцом доказательств в обоснование своих требований.
Таким образом, период работы истца с ****** по ****** по ****** в МП «****** городская поликлиника» в должности процедурной медсестры подлежит включению в специальный стаж.
Однако, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периода работы в должности участковой медсестры МП «****** городская поликлиника» с ****** по ******, поскольку в поликлиническом отделении по обслуживанию взрослого отделения МП «****** городская поликлиника», согласно штатному расписанию данная должность не предусмотрена, данная должность (участковая медсестра терапевта) указана только в штатном расписании от 1996 года.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Установлено, что оспариваемым решением истцу не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения квалификации в период с ****** по ******, с ****** по ******.
Согласно свидетельству о прохождении курсов повышения квалификации, выданному ГОУ СПО «Медицинское училище в ****** Сидорова М.П. проходила обучение с ****** по ****** (л.д.26)..
Согласно свидетельству о повышении квалификации, выданному ГБОУ СПО «Ленинградский областной медицинский техникум» Сидорова М.П. проходила обучение с ****** по ****** (л.д.27).
Из ответа ГБУЗ Ленинградской области «****** межрайонная больница» следует, что копии приказов о направлении Сидоровой М.П. на курсы повышения квалификации не сохранились (л.д.90).
Из справки ГБУЗ ЛО «****** межрайонная больница» № ****** от 10.07.2020 следует, что Сидорова М.П. в период с ****** по ****** находилась на курсах усовершенствования и за этот период ей начислялась зарплата.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинские и фармацевтические работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, совершенствование профессиональных знаний. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено и настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный фонд российской федерации.
Период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (п. 30 обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 г., утвержденных Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07/14 июня 2006 г.).
Учитывая, что систематическое повышение профессионального уровня в силу действующего законодательства является обязанностью медицинского работника, в период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялось рабочее место, заработная плата, работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в периоды нахождения на курсах повышения квалификации истец осуществляла деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в период с ****** по ******, с ****** по ****** также подлежат включению в ее специальный страховой стаж.
Доводы ответчика о том, что периоды нахождения Сидоровой М.П. на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку в указанные периоды работодателем в пенсионный орган подавались сведения без указания кода льготных условий труда, что свидетельствует о неподтверждении работодателем ее права на досрочное назначение страховой пенсии, суд находит несостоятельными.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, Сидорова М.П. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования. По данным персонифицированного учета, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ****** по ******, с ****** по ****** отражены без указания кода льготных условий труда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 10 июля 2007 года N 9-П, а также учитывая, что обязанность по предоставлению сведений индивидуального персонифицированного учета лежит на работодателе, а по осуществлению контроля за выполнением работодателем данной обязанности - на органах Пенсионного фонда Российской Федерации, невыполнение ими указанных обязанностей не может ущемлять права работника на исчисление специального стажа с учетом всех периодов работы, особые условия которых подтверждаются собранными данными.
При таких обстоятельствах невыполнение работодателем обязанности по указанию кода льготы не может привести к ограничению права истца на льготное пенсионное обеспечение.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.
Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшего осуществления медицинской деятельности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что следует зачесть Сидоровой М.П. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с ****** по ****** в должности процедурной медсестры в МП «****** городская поликлиника» с ****** по ******, с ****** по ******, а всего 8 мес. 04 дня (10+31+31+30+31+30+31+26+29).
С учетом включения вышеуказанного периода сроком 08 мес. 04 дн., а также периодов работы бесспорно включенных ответчиком в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости – 29 лет 06 месяцев 03 дня, специальный стаж истца составил более 30 лет (29-06-03 + 08-04 = 30 лет 02 мес. 07 дн.).
Таким образом, отказ ответчика истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости является незаконным.
Следовательно, на день обращения истицы к ответчику о досрочном назначении пенсии по старости (08.04.2020) специальный стаж работы достиг 30 лет, истец имела право на досрочное назначение пенсии по старости и ее требования в данной части подлежат удовлетворению.
Таким образом, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд признает заявленные истцом требования подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 08.04.2020, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ****** ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░ 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ****** ░░ ****** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «****** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ****** ░░ ****** ░ ░ ****** ░░ ******.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «****** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ****** ░░ ****** - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ****** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – 08.04.2020.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░– ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░