Решение по делу № 2-1203/2014 ~ М-1235/2014 от 16.06.2014

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Дело № 2-1203 /2014

25 июля 2014 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Ермак Л.В.

с участием прокурора Павловой Ю.А.,

при секретаре Парсаевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черногорска в интересах Воробьевой Е.Е. к Администрации города Черногорска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Черногорска в интересах лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, Воробьевой Е.Е., обратился в суд с иском к Администрации г.Черногорска об обязании предоставить Воробьевой Е.Е. жилое помещение на территории г. Черногорска по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим требованиям.

Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру г.Черногорска поступило заявление Воробьевой Е.Е. об обращении в суд в его интересах с иском о предоставлении жилья. Воробьева Е.Е. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских права решением Черногорского городского суда от 27.02.2002 года, а сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. С 07 мая 2013 года Воробьева Е.Е. состоит в Администрации г.Черногорска на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Главы Администрации г.Черногорска от 07.05.2013 года за № 1268-п, однако жилое помещение ей до настоящего времени Администрацией г.Черногорска не предоставлено.

Помощник прокурора Павлова Ю.А. настаивала на требованиях и доводах, изложенных в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Администрации г.Черногорска Соломачев Э.Ю., действующий на основании доверенности от 01.04.2013 года, не признал исковые требования. Как следует из возражений представителя ответчика, он, не оспаривая право Воробьевой Е.Е. на получение жилого помещения, против удовлетворения исковых требований возражал, предоставил письменные возражения, в которых указал, что согласно Федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязательное предоставление жилых помещений относится к дополнительным гарантиям прав детей-сирот, обеспечение которых относится к государственным полномочиям Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот производится из средств бюджета Республики Хакасия и не относится к вопросам местного значения. Исполнение Администрацией г.Черногорска отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций. Также указывает, что единственным основанием для обращения в суд с требованием обязать Администрацию г.Черногорска предоставить жилое помещение Воробьевой Е.Е., может служить бездействие Администрации г.Черногорска по решению вопроса о предоставлении жилого помещения при условии получения ответчиком достаточного объема субвенций, направленных на эти цели из бюджета Республики Хакасия. Поскольку Администрация г.Черногорска субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия для приобретения жилого помещения Воробьевой Е.Е. не получила, просит отказать в удовлетворении заявления прокурора г.Черногорска.

Истец Воробьева Е.Е., представители третьих лиц – Министерства финансов РХ, Министерства образования и науки РХ, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Руководствуясь частями 3, 5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 8 части 1 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда

Согласно части 1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии с абзацем первым пункта 1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацем вторым пункта 1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» (далее – Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предусматривает предоставление жилых помещений (пункт 3 части 2 ст.1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ).

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ определены следующие понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Из материалов дела следует, что 29 мая 2014 года Воробьева Е.Е. обратилась в прокуратуру г.Черногорска с заявлением о проведении проверки и об обращении в суд в ее интересах с иском о предоставлении жилья.

Согласно записи акта о рождении № 369 от 10.06.1994 года матерью Воробьевой Е.Е. является Воробьева Н.Ю., отцом Воробьев Е.Н., основание записи сведений об отце заявление матери от 10.06.1994 года.

Решением Черногорского городского суда от 27 февраля 2002 г. Воробьева Н.Ю. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней Воробьевой Е.Е., 07 мая 1994 года рождения. Решение вступило в законную силу 15 марта 2002 года.

Из ответа Администрации г.Черногорска от 09.06.2014 г. №1518 Ию следует, что Воробьева Е.Е. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в очереди лиц, пользующихся внеочередным правом получения жилья с 07 мая 2013 года на основании постановления Администрации г.Черногорска от 07.05.2013 года № 1268-П, номер очереди 326, до настоящего времени жилое помещение Воробьевой Е.Е. Администрацией г.Черногорска не предоставлено.

Собственного жилья на праве собственности на территории Республики Хакасия Воробьева Е.Е. не имеет, что подтверждается уведомлением Черногорского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия, справкой ГУП РХ УТИ от 02.05.2014 г.

Не имеется в деле и доказательств того, что Воробьева Е.Е. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Из информации ГУО г. Черногорска от 05 мая 2014 года установлено, что жилого помещения за Воробьевой Е.Е. не закреплялось.

Порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, определен Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 года N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" (далее – Закон Республики Хакасия № 107-ЗРХ) (в ред. от 03.07.2014 года).

В соответствии с частью 1 ст.1 Закона Республики Хакасия № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно части 1 ст.2 Закона Республики Хакасия № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. (в ред. Закона Республики Хакасия от 21.02.2014 N 01-ЗРХ)

Жилые помещения предоставляются согласно очередности, в которой граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, состоят в едином списке, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (часть 1 ст.4 Закона Республики Хакасия № 107-ЗРХ).

На основании части 2 ст.4 Закона Республики Хакасия № 107-ЗРХ гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно по месту постоянного проживания в соответствующем населенном пункте Республики Хакасия. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам, включенным в список, по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования, с их письменного согласия жилые помещения могут предоставляться им в других населенных пунктах Республики Хакасия, в том числе расположенных в других муниципальных районах (городских округах) Республики Хакасия, на территории которых в целях формирования специализированного жилищного фонда построены многоквартирные жилые дома, жилые помещения в которых предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(в ред. Закона Республики Хакасия от 03.07.2014 N 63-ЗРХ).

Таким образом, обеспеченным, а, следовательно, и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; на основании решения заключен договор найма специализированного жилого помещения; указанный договор исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной нормы предоставления.

При этом отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Как следует из материалов дела, Воробьева Е.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, права на объекты недвижимого имущества на территории Республики Хакасия за ним не зарегистрированы.

Судом установлено, что до настоящего времени Администрацией г.Черногорска жилое помещение по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения Воробьевой Е.Е. не предоставлено.

Таким образом, Воробьева Е.Е. свое право на обеспечение ее жилым помещением вне очереди до настоящего времени не реализовала.

В соответствии с пунктом 2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008 года № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» (в редакции решения от 29.09.2011 г. № 91) утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека в размере 17 кв.м. общей площади жилья.

В силу ст.5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 2 ст.2 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 года N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают затраты на однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.

В силу ст.2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии со ст.3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

Доводы представителя Администрации г.Черногорска о том, что при отсутствии субвенций из бюджета Республики Хакасия иск не может быть удовлетворен, суд находит необоснованными, поскольку обязанность по принятию решения о предоставлении жилого помещения и по фактическому предоставлению жилья действующим законодательством в данном случае возложена на органы местного самоуправления. Вопросы, связанные с возмещением затрат, понесенных органом местного самоуправления в связи с реализацией переданных государственных полномочий, подлежат урегулированию в рамках межбюджетных отношений в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что у Воробьевой Е.Е. возникло право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующим требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим требованиям, в связи с чем исковые требования прокурора г.Черногорска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Воробьевой Е.Е., *** года рождения, жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории города Черногорск, площадью не менее установленной на территории Муниципального образования город Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Ермак

Мотивированное решение составлено 30 июля 2014 года.

2-1203/2014 ~ М-1235/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воробьева Елена Евгеньевна
Прокурор г. Черногорска
Ответчики
Администрация города Черногорска
Другие
Министерство образования и науки РХ
Министерство финансов РХ
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Л.В.Ермак
Дело на странице суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
16.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2014Передача материалов судье
17.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2014Подготовка дела (собеседование)
10.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2014Судебное заседание
30.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2014Дело оформлено
02.09.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее