РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1817/19 по иску С. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1817/19 по иску С. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
С. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного под домом. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.10.2018 г. №718 в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка отказано, поскольку земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3), часть земельного участка принадлежит территории общего пользования, в связи с чем предоставление земельного участка на заявленном праве не допускается. Распоряжение получено им 18.12.2018 г. Право собственности на дом перешло к нему в порядке наследования, право собственности наследодателя возникло до дня введения в действие ЗК РФ, спорный земельный участок необходим для использования дома, пользование земельным участком возникло до вступления в силу Правил застройки и землепользования в городе Самаре. Просит признать незаконным распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 10.10.2018 г. №718, обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара отменить указанное распоряжение и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 30.10.2018 г. Синяев В.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности от 18.12.2018 г. №556 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 33-39).
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 30.08.2018 г. истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (л.д. 40-42). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 2.05.2018 г. (л.д. 45-46), изготовленному ООО «Поволжье», испрашиваемый земельный участок имеет площадь 840 м2, имеет адрес: <адрес>.
В качестве основания предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов истец указал на п.7 ст.39.5 ЗК РФ (предоставление земельного участка специальным субъектам в соответствии с федеральными законами или законами субъектов РФ). Истец сослался п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», согласно которому, гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.
Распоряжением от 10.10.2018 г. №718 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 21).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 г. №762 утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истцом земельного участка, как усматривается из его заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истцами ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в её утверждении в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-13, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ.
Отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления истцу испрашиваемого им земельного участка основан на пп.1, 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, мотивирован тем, что, во-первых, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ – разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных п.4, 6 ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, во-вторых, земельный участок не может быть предоставлен заявителю в соответствии с пп.19 ст.39.16 ЗК РФ – предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В силу п.4, 6 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами.
Ответчик указывает, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов – зоне Р-3. Использование земельного участка в этой территориальной зоне для индивидуального жилищного строительства не соответствует видам разрешённого использования, установленным градостроительными регламентами.
Однако данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления истцу испрашиваемого им земельного участка.
Действительно, в силу п.2, 3 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования.
Однако ответчиком не учтено, что согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов.
Как следует из материалов дела, на испрашиваемом истцом земельном участке расположен принадлежащий ему жилой дом литера АА1А2, построенный в 1960 (литера А), 1981 (литера А1), 1986 (литера А2) гг. (л.д. 8-10). Следовательно, использование испрашиваемого земельного участка для размещения жилого дома началось до установления градостроительного регламента, в связи с чем даже несоответствие такого использования градостроительному регламенту не может служить препятствием в предоставлении земельного участка.
В обоснование ссылки на пп.19 ст.39.16 ЗК РФ ответчик указывает, что часть территории испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования. В подтверждение данного обстоятельства ответчик предоставил подготовленную Департаментом градостроительства г.о. Самара выписку из единой системы информационного обеспечения градостроительной деятельности от 18.09.2018 г. №САМВ-659865 (л.д. 43-44), согласно которой часть испрашиваемого земельного участка относится к территории общего пользования.
В силу п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Истец никаких доводов, опровергающих принадлежность части земельного участка к территории общего пользования, в ходе разбирательства дела не заявил.
Согласно п.1 ст.56 ГрК РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения. В соответствии с Положением об информационном обеспечении градостроительной деятельности, утверждённым постановлением Правительства РФ от 9.06.2006 г. №363, информационная система представляет собой систематизированный в соответствии с кадастровым делением территории РФ свод документированных сведений, указанных в пп.«а» - «з» пп.1 п.4 ст.56 ГрК РФ, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках и иных документов, материалов, карт, схем и чертежей, содержащих информацию о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иную информацию, необходимую для градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа или муниципального района. Целью ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (п.3 ст.56 ГрК РФ). Информационная система состоит из основных разделов, в которых содержится информация, предусмотренная п.4 ст.56 ГрК РФ, и дополнительных разделов, в которых содержится иная информация, имеющая отношение к градостроительной деятельности. Как следует из п.11 ст.57 ГрК РФ, ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется, в том числе органами местного самоуправления городских округов, в пределах своей компетенции путём сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с п.12 и 13 той же статьи, а также подготовки, согласования, утверждения документов, предусмотренных п.71 ст.56 ГрК РФ. Внесение изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Ответчик при принятии решения по заявлению истца обоснованно руководствовался сведениями, содержащимися в единой системе информационного обеспечения градостроительной деятельности.
С требованиями о внесении изменений в сведения, содержащиеся в единой системе информационного обеспечения градостроительной деятельности, истец не обращался.
Следовательно, оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом в пределах его компетенции, без нарушения процедурных правил и при наличии установленных законом оснований, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2019 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь