Дело (УИД) № ***RS0№ ***-04
Производство № ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи О.И. Сергеевой, при помощнике судьи ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора г. Сызрань ФИО2, представителя ответчика ФИО3, гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань о понуждении ликвидировать несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.о. Сызрань обратился в суд к КЖКХ Администрации г.о. Сызрань с требованием об обязании ликвидировать несанкционированную свалку площадью 5 кв.м, объемом 3 м3 расположенную по <адрес>, г. Сызрань (координаты 53* * *), где находятся бытовые и строительные отходы. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Сызрани проведена проверка исполнения Комитетом ЖКХ Администрации г.о. Сызрань требований экологического законодательства. Проверкой, проведенной прокуратурой <адрес> установлено, что на территории муниципального образования г.о. Сызрань имеется несанкционированная свалка площадью 5 кв.м, объемом 3 м3 расположенная по адресу: г. Сызрань на <адрес> (координаты * * *), где находятся бытовые и строительные отходы. Данная свалка до настоящего времени не ликвидирована. Наличие несанкционированной свалки негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу. Бездействием Комитета нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую природную среду и санитарное благополучие, в связи с чем прокурор обратился в суд и просит обязать КЖКХ Администрации г.о. Сызрань ликвидировать несанкционированную свалку площадью 5 кв.м, объемом 3 м3, расположенная по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>, где находятся бытовые и строительные отходы.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г. Сызрани ФИО2 исковые требования поддержала, пояснив, что в пределах компетенции прокурором на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением экологического законодательства, исследуется территория г.о. Сызрань. На территории г.о. Сызрань действует муниципальная программа по данному направлению, однако она не содержит адресности и для необходимости ликвидации несанкционированной свалки необходимо выделение денежных средств. Была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что на данном участке имеется несанкционированная свалка. Для ликвидации несанкционированной свалки необходимы денежные средства и в рамках исполнения решения суда данные мероприятия будут проведены и денежные средства будут выделены.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности ФИО3 с иском согласилась и пояснила, что утилизация, сбор, транспортировка отходов на территории г.о. Сызрань относятся к компетенции Администрации г.о. Сызрань и возложены на Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань. В соответствии с программой запланирован определенный объем финансирования для указанных работ. По мере выделения денежных средств несанкционированные свалки с бытовыми и строительными отходами в разных районах города будут ликвидированы.
Суд, заслушав пояснения сторон исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 8 приведенного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Судом установлено, что прокуратурой г. Сызрани в рамках исполнения Указания прокуратуры Самарской области № *** от <дата> «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» проведена проверка исполнения Комитетом ЖКХ Администрации г.о. Сызрань требований экологического законодательства.
По результатам проведенной прокуратурой г. Сызрани проверки установлено, что на территории муниципального образования г.о. Сызрань имеется несанкционированная свалка площадью 5 кв.м, объемом 3 м3, расположенная по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.. Троекуровская, где находятся бытовые и строительные отходы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются представителем ответчика.
В силу подп. 27 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования городского округа Сызрань к вопросам местного значения городского округа Сызрань относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1.1 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрани, утв. Постановлением Администрации г.о. Сызрань № *** от <дата> Комитет ЖКХ является органом Администрации г.о. Сызрани с правами юридического лица, созданного в форме муниципального казенного учреждения для исполнения организационно-управленческих функций и оказания муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории г.о. Сызрань.
В силу п. <дата> Положения Комитет Жилищно-коммунального хозяйства участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории г.о. Сызрань.
Таким образом, вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского округа Сызрань, относятся к компетенции Администрации г.о. Сызрань и возложены на КЖКХ Администрации г.о. Сызрань.
Представитель ответчика Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань обязанность ликвидации несанкционированной свалки не оспаривала.
Таким образом, суд считает, что в результате бездействия Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань вышеуказанная свалка оказывает негативное воздействие на экологическую обстановку, что может отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Сызрань населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушает их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
При таких обстоятельствах и учитывая, что требования прокурора г. Сызрани направлены на защиту санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, суд полагает необходимым обязать Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрани ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и строительных отходов, площадью 5 кв.м, объемом 3 м3, расположенная по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, где находятся бытовые и строительные отходы.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Сызрани Самарской области удовлетворить.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. * * * ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и строительных отходов, 5 кв.м, объемом 3 м3 расположенную по адресу: г. Сызрань, <адрес> (* * * находятся бытовые и строительные отходы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата>.