РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь Республики Мордовия 21 декабря 2018 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Солдатова М.О.
при секретаре Бахметовой Л.К.
с участием:
административного истца Абросимовой Евдокии Николаевны, не явилась,
представителя административного истца Терешкина Юрия Николаевича, действующего на основании доверенности от 31 июля 2017 года,
административного ответчика - Министерства энергетики Российской Федерации, представитель не явился,
заинтересованного лица - Публичного акционерного общества «Газпром», его представителя Первухина Михаила Владимировича, действующего на основании доверенности от 13 сентября 2018 года,
заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью «Газпром инвест», представитель не явился,
заинтересованного лица - администрации Починковского муниципального района Нижегородской области, представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абросимовой Евдокии Николаевны к Министерству энергетики Российской Федерации о признании недействительным в части приказа Министерства энергетики Российской Федерации №996 от 19 октября 2017 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (восточный коридор)» (Этап 1),
установил:
Абросимова Е.В. обратилась в суд с указанным административным иском. Заявленные требования мотивирует тем, что обжалуемый приказ предусматривает изъятие у неё ряда земельных участок для государственных нужд Российской Федерации. Вместе с тем каких-либо обоснований необходимости их изъятия не приводится, при том что соседние участки под изъятие не попадают; отсутствует утверждённый и согласованный в установленном порядке проект планировки территории; отсутствуют ссылки на проект межевания территории; не проводилось согласование границ зон планируемого размещения объектов; отсутствуют сведения об утверждении схемы расположения изымаемых земельных участков; обжалуемый приказ не был опубликован в установленном порядке. Также указывает, что в настоящее время два земельных участка из пяти поименованных в приказе прекратили своё существование в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
Просит суд признать недействительным обжалуемый Приказ Министерства энергетики Российской Федерации №996 от 19 октября 2017 года в части изъятия принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами <номер>
В судебное заседание административный истец Абросимова Е.Н. не явилась, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела по существу извещалась своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного истца Терешкин Ю.Н. требования своей доверительницы поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Просит суд удовлетворить административный иск в полном объёме.
Представитель административного ответчика Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела по существу извещался своевременно и надлежащим образом. В возражениях от 08.11.2018 г. просят оставить административный иск без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром» Первухин М.В. в судебном заседании относительно административного иска Абросимовой Е.Н. возразил, считает, что обжалуемый приказ издан в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным лицом в рамках предоставленных тому полномочий. Также указывает что процедура, предшествующая изданию обжалуемого приказа полностью соблюдена, права и законные интересы административного истца не нарушены. Кроме того, считает что административный истец пропустил установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром инвест» в судебное заседание не явился. В ходатайстве от 19.12.2018 г. просил рассмотреть дело по существу в их отсутствие, указывает, что Общество с административным иском не согласно.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром» Первухин М.В. в судебном заседании заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности, считает, что его следует исчислять с момента публикации оспариваемого приказа в газете 11 ноября 2017 г.
Также о пропуске срока исковой давности указано в письменных объяснениях ПАО «Газпром» и ООО «Газпром инвест».
Согласно положениям части 1 статьи 219 КАС Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно пп.3 п.10 ст.56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
В возражениях Минэнерго России от 08.11.2018 г. указано об отсутствии данных о почтовых адресах и адресе электронной почты Абросимовой Е.Н.
Вместе с тем суд не согласен с озвученной позицией представителя заинтересованного лица и с учетом обстоятельств дела полагает верным исчислять процессуальный срок на подачу административного иска с даты получения Абросимовой Е.Н. соответствующего извещения, направленного в её адрес ООО «Газпром инвест». Согласно отчёта об отслеживании данного почтового отправления, получено оно адресатом в с. Берсеневка 23 мая 2018 года. Административный иск подписан истицей 20 августа 2018 года и согласно входящего штампа поступил в Лямбирский районный суд Республики Мордовия 23 августа 2018 года (почтовый конверт в материалах дела отсутствует). Таким образом административный иск подан в суд в рамках установленного законом процессуального срока.
Распоряжением Правительства Российской Федерации №816-р от 6 мая 2015 года утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта). Пункт 19 приложения №2 к указанной Схеме предусматривает размещение, в том числе и на территории Починковского муниципального района Нижегородской области, расширения ЕСГ для обеспечения подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор).
18 февраля 2016 г. Минэнерго России издан приказ №95 о подготовке документации по планировке территории для размещения объекта "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)".
Проект планировки территории, содержащий проект межевания территории для размещения объекта трубопроводного транспорта "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод "Южный поток" (Восточный коридор)" »4 «Южно-европейский газопровод, участок «Починки-Анапа», км. 0 - км.181. Газопровод магистральный линейная часть» изготовлен АО Гипроспецгаз в 2017 году.
Письмом №844 от 28 марта 2017 года администрация Починковского муниципального района Нижегородской области согласовала разработанный проект планировки, содержащий проект межевания территории по объекту ПАО «Газпром»: «Южно-европейский газопровод, участок «Починки-Анапа», км. 0 - км.181. Газопровод магистральный линейная часть» в части территории Починковского муниципального района Нижегородской области.
Приказом Минэнерго России №643 от 17 июля 2017 года утверждена документация по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод Южный поток (Восточный коридор)» (Этап 1).
Пунктом 4 статьи 63.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
При этом пункт 1 статьи 56.4 Земельного кодекса среди таких организаций предусматривает субъекты естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в статье 49 настоящего Кодекса и обеспечивающих деятельность этих субъектов (пп.1); являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (пп.3).
21 сентября 2017 года ПАО «Газпром» обратилось в Министерство энергетики Российской Федерации с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд ряда земельных участков, среди прочего указаны земельные участки с кадастровыми номерами Абросимовой Е.Н. в административном иске (пункт 4.2. ходатайства). В качестве цели изъятия указано строительство, реконструкция объектов государственного или местного значения (пункт 4.4 ходатайства).
В силу пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти и или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Перечисленные в указанной норме основания для отказа ПАО «Газпром» в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков административного истца отсутствовали.
19 октября 2017 года Министерством энергетики Российской Федерации издан приказ №996 об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (Восточный коридор)» (Этап 1). В приложении к приказу поименовано 38 таких земельных участков, среди них и земельные участки, принадлежащие истице с кадастровыми номерами <номер>.
Полномочия Минэнерго России на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) предусмотрены положениями пункта 4.4.26 Постановления Правительства РФ от 28.05.2008 N 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации».
В силу положений п.п. 1,2 части 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.
В день принятия указанный приказ размещен на сайте Минэнерго России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Земельные участки, подлежащие изъятию и принадлежащие административному истцу, находятся на территории Починковского муниципального района Нижегородской области.
Согласно п.10 ст.49 Устава данного муниципального района (размещен в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в газете "На земле Починковской" не позднее чем в семидневный срок с момента их поступления в редакцию.
Обжалуемый приказ Минэнерго России был опубликован в номере №89 газеты "На земле Починковской" 11 ноября 2017 года.
Исходя из обстоятельств дела, с учётом приведённых норм права, суд приходит к выводу о том, что изъятие земельных участков необходимо в целях обеспечения реализации стратегического инфраструктурного проекта в сфере энергетики. Решение об изъятии принято уполномоченным органом исполнительной власти в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением установленной процедуры принятия такого решения.
Принятие оспариваемого приказа Минэнерго России обусловлено стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в сфере энергетики, определенными Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1715-р от 13 ноября 2009 г., и направлено не только на получении прибыли хозяйствующим субъектом (ПАО «Газпром»), но и на достижение интересов общества (Российской Федерации).
По изложенным основаниям суд признает необоснованными доводы административного истца о нарушении при вынесении оспариваемого приказа принципа равенства всех перед законом, установленного ст.19 Конституции Российской Федерации.
Доводы административного истца и его представителя о том, что в результате исполнения вступившего в законную силу решения Починковского районного суда Нижегородской области от 24 августа 2015 года два земельных участка с кадастровыми номерами <номер> прекратили своё существование в качестве самостоятельных объектов недвижимости и стали частью земельного участка с кадастровым номером <номер> не могут быть признаны достаточным основанием для удовлетворения административного иска. Данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа и подлежит оценке при осуществлении последующей процедуры изъятия земельных участков.
Исходя из изложенного, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения административного иска Абросимовой Е.Н.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать Абросимовой Евдокии Николаевне в административном иске к Министерству энергетики Российской Федерации о признании действительным в части приказа Министерства энергетики Российской Федерации №996 от 19 октября 2017 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) в целях строительства объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод «Южный поток» (восточный коридор)» (Этап 1).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия М.О. Солдатов