Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
«03» ноября 2011 г. Дело № А40-105077/11
Резолютивная часть объявлена 31 октября 2011 г. 2-702
Решение изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего Т.И. Махлаевой
судей: единолично
протокол ведет секретарь судебного заседания Рашич М.Н.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел по городу Рязани
к ответчику: ООО «Антарес»
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
в заседании приняли участие:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Управление внутренних дел по г. Рязани обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит привлечь ООО «Антарес» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В обоснование заявленных требований, Управление внутренних дел по г. Рязани ссылается на то, что ООО «Антарес» фактически осуществляет деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
Для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр после 01.07.2009 г. требуется соответствующее разрешение. Кроме того, осуществление такой деятельности возможно только в игорных зонах, но на территории Рязанской области с 01.07.2009 г. такое разрешение не может быть выдано, поскольку Рязанская область не является игорной зоной, а деятельность игорных заведений на территории Рязанской области с 01.07.2009 г. прекращена.
УВД по г. Рязани считает, что осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, в игорном заведении в отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, а так же в случае осуществления юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении с 01.07.2009г. на территории Рязанской области, когда такое разрешение (лицензия) в силу закона не может быть выдано (а равно осуществление такой деятельности на территории Рязанской области после 01.07.2009 г.) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В отзыве на заявление, поступившем через канцелярию Арбитражного суда г. Москвы 26.10.2011 г. ответчик указал, что по заявлению возражает, поскольку, по утверждению ответчика, материалами дела факт осуществления ООО «Антарес» деятельности по организации и проведению азартных игр с применением электронного оборудования не подтвержден, поэтому основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации отсутствуют.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика, в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела, сотрудниками ОБППРиИАЗ МОБ УВД по г. Рязани 06.07.2011 г. проведена проверка соблюдения Федерального закона № 244 - ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 58, в котором осуществляет предпринимательскую деятельность юридическое лицо ООО «Антарес».
ООО «Антарес» зарегистрировано 05.04.2010 г. за основным государственным регистрационным номером 1107746255187 и поставлено на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. В соответствии с уставом основными видами деятельности общества являются: прочая оптовая торговля; оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями; оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы; оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, пищевыми маслами и жирами; оптовая торговля алкогольными и другими напитками; оптовая торговля табачными изделиями; оптовая торговля прочими пищевыми продуктами; оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями; оптовая торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки; оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами; оптовая торговля текстильными и галантерейными изделиями; оптовая торговля одеждой, включая нательное белье, и обувью; оптовая торговля изделиями из меха; оптовая торговля аксессуарами одежды и головными уборами; оптовая торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой; оптовая торговля t техническими носителями информации (с записями и без записей); оптовая торговля изделиями из керамики и стекла, обоями, чистящими средствами; оптовая торговля ножевыми изделиями и бытовой металлической посудой; оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами; оптовая торговля туалетным и хозяйственным мылом; оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями и т.д.; все иные виды деятельности, незапрещенные действующим законодательством РФ.
В ходе проверки в помещении, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 58, был установлен факт осуществления деятельности по проведению азартных игр без специального разрешения в игорной зоне. На момент проверки в указанном помещении находилось 16 электронных автоматов. У всех автоматов отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей. Указанные автоматы были подключены к сети электропитания и находились в рабочем состоянии. Согласно предоставленным документам, в помещении по адресу: г. Рязань, ул. Первомайский проспект, д. 58, ООО «Антарес», по договору поручения № 15-62 от 07.12.2010 г., заключенного с ООО «Парадайс», осуществляет реализацию товаров: клубные карты, приобретаемые участником развлекательных клубов позволяющих пользоваться услугой бытового проката аттракционов развлекательных электронных «Парадайс» и участвовать в стимулирующей лотерее. В целях стимуляции продаж клубных карт и оказания услуги бытового проката аттракционов, ООО «Парадайс» поручает, а ООО «Антарес» принимает на себя обязательства по проведению стимулирующей лотереи «Райская удача с Парадайс!». По условиям лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи проводится в два этапа, один из которых является бестиражным, а второй - тиражным. Для того, чтобы стать участником бестиражного этапа - потенциальному участнику необходимо приобрести товар в период с 20 мая 2010 г. по 30 апреля 2011 г. На товаре на специальном игровом поле нанесен защитный скрэтч-слой, под которым находится надпись с указанием одного из номиналов выигрыша или пустое поле. Так же на товаре, помимо игрового поля, нанесен уникальный номер, необходимый для участия в розыгрыше тиражного этапа лотереи.
На момент проверки клуба по указанному выше адресу было установлено, что в клубе проводится деятельность по организации и проведению азартных игр с применением электронного оборудования. А именно: участник азартной игры Данилов Василий Михайлович, 1965 г.р., проживающий по адресу: г. Рязань, ул. Бронная, д. 11/37, кв. 40, передал денежные средства в размере 100 рублей продавцу-консультанту клуба Кашаевой Марии Ивановне, проживающей по адресу: г. Рязань, ул. Павлова, д. 11/ 1, кв. 3, которая, с помощью электронного ключа, внесла на электронный автомат сведения о баллах, количество которых было равно указанной сумме денежных средств. Так 1 рубль соответствует 1 баллу. После внесения баллов гр-н Данилов В.М. приступил к игре на одном из электронных автоматов посредством нажатия на кнопки, тем самым самостоятельно менял размер ставки, количество линий, по которым она выставляется, запускал процесс игры, переходил в меню удвоения выигранных баллов, играл в нем. Проведя за игрой на автомате некоторое время, гр. Данилов В.М. выиграл 400 рублей, т.к. в графе «Credit» на автомате было значение 400 баллов.
Данные факты подтверждаются объяснением участника азартной игры Даниловым В.М., протоколом осмотра помещения от 06.07.2011 г.
В процессе игры участником делаются ставки, от величины которых в конечном итоге зависит сумма выигрыша. В качестве соглашения о выигрыше выступает передача игроком денежных средств сотруднику клуба в обмен на возможность делать ставки на электронном оборудовании. При этом, передача денежных средств фактически представляет собой приобретение призовых баллов, составляющих максимальную сумму первоначальной ставки. Риск состоит в том, что в зависимости от количества полученных посредством передачи денежных средств призовых баллов, игрок может лишиться значительной суммы денежных средств, либо увеличить вложенное.
Согласно п. 1 и 8 статьи 2 ФЗ «О лотереях», лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Проведение лотереи - это осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договора с оператором лотереи, изготовлением лотерейных билетов, изготовлением лотерейного J' оборудования, программных продуктов и иных необходимых для проведения лотереи договоров с участником лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст. 3 закона «О лотереях», стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие, в которой не связано с внесением платы в призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. В соответствии со ст. 8 этого закона, размер выигрышей определяется организатором лотереи в условиях (в процентах от выручки от проведения лотереи), условия лотереи помимо прочего должны включать размеры лотерейных ставок.
Посетитель клуба допускается к игре после внесения платы. Каждый раз, передавая денежные средства сотруднику клуба, игрок получает возможность делать новые ставки. Таким образом, максимальная сумма выигрыша практически не ограничена. Предугадать количество лиц, которые примут участие в лотерее, а так же сумму их выигрыша невозможно.
Игра производится многократно для одного конкретного посетителя, путем нажатия на кнопки на электронном оборудовании, по всем внешним признакам идентичном игровому. Помимо этого, на товаре (клубная карта) отсутствует какой-либо скретч-слой. В условиях лотереи указанно, что она проводится в два этапа: Бестиражный и Тиражный, однако, в условиях присутствует описание алгоритма проведения только Бестиражного этапа лотереи, а описание алгоритма проведения Тиражного этапа лотереи отсутствует.
Лотерея предполагает однократное участие в розыгрыше неопределенного круга лиц. В рассматриваемом случае розыгрыш производится многократно для одного конкретного посетителя, путем игры на игровом - лотерейном оборудовании. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что имеет место не розыгрыш лотереи, а проведение азартных игр с помощью игровых автоматов.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ, деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры. То есть деятельность по организации и проведению азартных игр сама по себе не поставлена в зависимость от назначения какого-либо оборудования, используемого при ее осуществлении.
Таким образом, ООО «Антарес» фактически осуществляет деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с посетителями, то есть деятельность по проведению азартных игр.
В соответствии с подпунктом 77 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования, подлежала лицензированию.
На основании ч. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подпункт 77 пункта 1 статьи 17 утратил силу с 30 июня 2009 года.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
В соответствии с ч. 9 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ, деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного федеральным законодательством разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 01.07.2009 г., за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям названного Федерального закона.
Таким образом, для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр после 01.07.2009 г. требуется соответствующее разрешение. Кроме того, осуществление такой деятельности возможно только в игорных зонах, но на территории Рязанской области с 01.07.2009 г. такое разрешение не может быть выдано, поскольку Рязанская область не является игорной зоной, а деятельность игорных заведений на территории Рязанской области с 01.07.2009 г. прекращена.
При таких обстоятельствах УВД по г. Рязани пришло к выводу, что осуществление юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, в игорном заведении в отсутствие специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов, а так же в случае осуществления юридическим лицом деятельности по организации и проведению азартной игры с использованием игрового оборудования в виде игровых автоматов в игорном заведении с 01.07.2009 г. на территории Рязанской области, когда такое разрешение (лицензия) в силу закона не может быть выдано (а равно осуществление такой деятельности на территории Рязанской области после 01.07.2009 г.) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
12.07.2011 г. инспектором ОБППРиИАЗ УВД г. Рязани старшим лейтинантом милиции Афонасьевым П.В. без участия законного представителя ООО «Антарес», был составлен протокол об административном правонарушении №62 ЮЛ 11 000242 в отношении ООО «Антарес» по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Суд считает, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку ООО «Антарес» было извещено надлежащим образом о дате, месте, времени составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается телеграммами, в которых указаны дата, месте, время составления протокола об административном правонарушении, направленными в адрес Общества и уведомлениями о вручении указанных телеграмм (л.д. 16-17).
Факт осуществления деятельности по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) ответчиком документально не опровергнут.
Учитывая изложенное, суд считает доказанным факт совершения ответчиком административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся признается административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Поскольку рассматриваемое правонарушение заключалось в осуществлении деятельности по проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии), то оно является длящимися правонарушением.
Факт совершения правонарушений выявлен заявителем в день проведения проверки и составления им протокола осмотра помещений, территорий от 06.07.2011г. В связи с чем, на дату изготовления судебного решения по данному делу (03.11.2011 г.), которая в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 176 АПК РФ считается датой изготовления решения в полном объеме, срок привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, истечение сроков давности привлечения административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, данный факт является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения ООО «Антарес» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, в соответствии с ч. 1, 2 ст.4.5, ч.2 ст.14.1, ч.1 ст.25.1, ст.28.2 КоАП РФ и руководствуясь ст. ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Управлению Министерства внутренних дел по городу Рязани в удовлетворении заявления о привлечении ООО «Антарес» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
Т.И.Махлаева