Решение по делу № 2-940/2016 ~ М-881/2016 от 08.06.2016

Дело № 2-940/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2016 года <адрес>

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Сивкове Д.Н., с участием прокурора Тарачева А.В., представителя ответчика Неронова А.А., представителя третьего лица Игушевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Корткеросского района к администрации сельского поселения «Корткерос» о признании бесхозяйным и обязании поставить на учет недвижимое имущество,

установил:

прокурор Корткеросского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Корткеросский» о признании бесхозяйным имуществом объектов: наружный водопровод от стены здания по адресу: <адрес>, до точки подключения сети водоснабжения Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания»; наружная канализационная сеть от стены здания по адресу: <адрес>, до первого канализационного колодца канализационной сети Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания» по <адрес>, об обязании поставить данное имущество на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, об обязании администрацию муниципального района «Корткеросский» передать АО «Коми тепловая компания» на основании подписанного передаточного акта указанные выше объекты до признания на них права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Определениями суда от <дата>, <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Северное тепло», ООО «Экспрессдорстрой».

В судебном заседании прокурор Тарачев А.В. требования поддержал.

Представитель ответчика, администрации МР «Корткеросский», Неронов А.А. с иском не согласился, суду пояснил, что собственником спорного объекта недвижимого имущества должна быть определена подрядная организации, осуществлявшая строительство многоквартирного дома и не передававшая жилой дом в собственность администрации района, или собственники жилых помещений в жилом доме, поскольку спорные объекты относятся к общедомовому имуществу.

Представитель третьего лица АО «Коми тепловая компания» Игушева Т.В. по иску выразила несогласие, суду пояснила, что прокладкой трубопровода непосредственно к жилому дому по <адрес> производилось ООО «СпбГлавСтройУправление». ОАО «КТК» лишь предоставило точку подключения к водопроводной и канализационной сети. Кроме того, спорный участок канализационной сети выполнены с нарушениями, диаметр трубы меньше, чем в технических условиях, что затруднит эксплуатацию данных сетей.

Третьи лица ООО «Экспрессдорстрой» и ООО «Северное тепло» надлежаще извещены о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. ООО «Северное тепло» в отзыве просило иск удовлетворить.

Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на территории с. Корткерос имеется 4-х этажный многоквартирный жилой <адрес>, дом введен в эксплуатацию <дата>, его строительство осуществлялось ООО «Экспрессдорстрой». В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, в то же время имеются сведения о наличии права собственности администрации МР «Корткеросский», граждан, на отдельные жилые помещения в доме – квартиры. При этом, первоначальным правообладателем квартир в жилом доме значится застройщик дома - ООО «Экспрессдорстрой». В настоящее время в доме зарегистрированы 63 жильца.

ООО «Северное тепло» в отношении данного жилого дома является управляющей компанией на основании договора на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома от <дата>, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <дата> о расторжении договора управления с ООО «СпбГлавСтройУправление».

С <дата> АО Коми тепловая компания» в лице его Корткеросского филиала (по договору - Организация водопроводно-канализационного хозяйства), на основании Единого типового договора ХХХ холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного <дата> с ООО «Северное тепло» (по договору - Абонент), осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение Абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения, а именно: холодную (питьевую) воду, в том числе используемую при обслуживании Абонентом общего имущества многоквартирного дома; прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Абонент в свою очередь обязался производить оплату за предоставление холодной (питьевой) воды установленного качества, в том числе используемую при обслуживании Абонентом общего имущества многоквартирных домов в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

При этом по ряду пунктов, в том числе п. 2 Договора и приложению 2 к нему в части определения границы раздела балансовой и эксплуатационной принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно - канализационного хозяйства в отношении жилого <адрес> у сторон имеются разногласия, которые не устранены, акт разногласий сторонами обоюдно не подписан. А именно, между сторонами указанного выше договора в процессе заключения договора на оказание услуг водоснабжения, водоотведения многоквартирного дома возникли разногласия по границе разделения балансовой принадлежности в отношении наружного водопровода от стены здания по адресу: <адрес>, до точки подключения к сети водоснабжения АО «КТК» по <адрес>; наружной канализационной сети от стены здания по адресу: <адрес>, до первого канализационного колодца канализационной сети АО «КТК» по <адрес>. В частности ООО «Северное тепло» указывает, что границей балансовой принадлежности по водопроводу служит внешняя стена многоквартирного дома, по канализации дома - внешняя граница стены многоквартирного дома, с чем Корткеросский филиал АО «КТК» не соглашается, поскольку спорные участки водопровода и канализации не числятся на балансе, отсутствуют договоры на обслуживание данных сетей с кем - либо в виду отсутствия информации о собственнике имущества.

По ранее заключенному договору холодного водоснабжения и водоотведения ХХХ от <дата> между ОАО «КТК», в лице его Корткеросского филиала (по договору - Организация водопроводно-канализационного хозяйства), и ООО «СпбГлавСтройУправление» (по договору Абонент) и акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон по объекту водоснабжения – <адрес>, являющимся Приложением ХХХ к договору, граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям Абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства является граница между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и Абонента. Из схемы к акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон по объекту водоснабжения – <адрес> (Приложением ХХХ к договору ХХХ от <дата>) следует, что границей раздела балансовой и эксплуатационной принадлежности за ОАО «КТК» в отношении водопровода определена до точки подключения сети водоснабжения ОАО «КТК» по <адрес>, в отношении канализационной сети – до первого канализационного колодца канализационной сети ОАО «КТК» по <адрес>.

Такое разграничение балансовой принадлежности коммунальных сетей соответствовало техническим условиям на присоединение дома к коммунальным системам водоснабжения и канализации, составленным <дата> главным инженером - начальником ПТО Корткеросского филиала ОАО «КТК» ФИО1 и выданным застройщику ООО «Экспрессдорстрой». Установленным местом присоединения дома к коммунальным сетям водоснабжения и канализации определено по техническим условиям: водопровод - точка подключения на схеме «ПВ», колодец ХВС напротив <адрес>; канализация – точка подключения на схеме «ПК» к смотровому колодцу на <адрес>, напротив <адрес>.

Акт приемки законченного строительством объекта от <дата>, составленный застройщиком <адрес> - ООО «Экспрессдорстрой», свидетельствует о том, что снабжение холодной водой жилого дома и отвод бытовых сточных вод от этого объекта предусмотрено от существующих соответствующих сетей согласно техническим условиям от <дата>, выданным Корткеросским филиалом ОАО «КТК».

Спорные участки наружного водопровода от стены здания по адресу: <адрес>, до точки подключения к сети водоснабжения АО «КТК» по <адрес> и наружной канализационной сети от стены здания по адресу: <адрес>, до первого канализационного колодца канализационной сети АО «КТК» по <адрес>, в казне ответчика также не числятся.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В соответствии с пп. 5 и 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Учитывая изложенное, спорные объекты канализационной сети и водопроводной сети, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам. Они являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Сторонами данный факт не оспаривается.

Как следует из положений чч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 1 Закона Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения отнесены к полномочиям муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1, 5 ст. 12, ст. 57 Устава муниципального образования муниципального района «Корткеросский», утвержденного Решением Совета МО «Корткеросский район» от <дата> ХХХ (с последующими изменениями и дополнениями), к иным вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления муниципального района «Корткеросский» на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Корткеросский» в том числе относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Органом местного самоуправления, уполномоченным управлять муниципальным имуществом в МОМР «Корткеросский» является администрация МОМР «Корткеросский».

Доказательств тому, что полномочия по организации водоснабжения и водоотведения администрацией района переданы органам местного самоуправления сельского поселения в рамках положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суду не представлено.

Из уведомлений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми ХХХ и ХХХ от <дата>, ХХХ от <дата> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты недвижимого имущества.

Застройщиком (ООО «Экспрессдорстрой»), управляющей организацией (ООО «Северное Тепло») права собственности на данное спорное имущество не заявлены.

Администрация МОМР «Корткеросский» как орган, на который возложена обязанность по обеспечению водоснабжения и водоотведения населения, не представила сведений о надлежащем собственнике и (или) балансодержателе спорного имущества.

При этом доводы представителя администрации о том, что собственником спорных объектов недвижимого имущества являются застройщик либо собственники жилых помещений в жилом доме, опровергаются вышеприведенными материалами дела.

Кроме того, согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ХХХ, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5); в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п.6); внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8).

Таким образом, собственник имущества - наружного водопровода от стены здания по адресу: <адрес>, до точки подключения к сети водоснабжения АО «КТК» по <адрес>; наружной канализационной сети от стены здания по адресу: <адрес>, до первого канализационного колодца канализационной сети АО «КТК» по <адрес>, не определен, соответственно указанное недвижимое имущество является бесхозяйным имуществом.

Отсутствие собственника спорных объектов и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за их техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического состояния объекта, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ.

Полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации водоснабжения населения и водоотведения закреплены также нормами чч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно п.1 ст.225 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Из п.3 указанной статьи следует, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно обязан это сделать в силу возложенных на него законом полномочий.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 65 Устава муниципального района «Корткеросский» в собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

С учетом признания спорного имущества бесхозяйным, отсутствие оформленных в установленном порядке прав на спорные объекты является препятствием для передачи данного имущества на обслуживание управляющей организации и поставщику услуг, в связи с чем надлежащая эксплуатация объектов не осуществляется, что приводит к их разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан.

Проанализировав приведенные положения законодательства и сопоставив их с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу об обоснованном характере требований истца, ответчик обязан принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ним.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, доводы прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения на администрацию МР «Корткеросский», как орган местного самоуправления, уполномоченный на управление и распоряжение имуществом, предназначенным для исполнения полномочий по организации водоснабжения и водоотведения, являются законными.

На основании изложенного, суд считает требования прокурора <адрес> к администрации МР «Корткеросский» о признании бесхозяйным имуществом объекты: наружный водопровод от стены здания по адресу: <адрес>, до точки подключения сети водоснабжения Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания»; наружную канализационную сеть от стены здания по адресу: <адрес>, до первого канализационного колодца канализационной сети Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания» по <адрес>, а также об обязании ответчика поставить указанное недвижимое имущество на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, обоснованными.

Ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

На территории сельского поселения «Корткерос» единственной организацией, осуществляющей водоснабжение населения и водоотведение, является АО «Коми тепловая компания в лице Корткеросского филиала, водопроводные и канализационные сети данной непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам. Данный факт ответчиком и третьим лицом не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле документами.

Соответственно, правомерным является и заявленное прокурором требование обязать ответчика передать спорные объекты недвижимого бесхозяйного имущества АО «Коми тепловая компания» на основании подписанного передаточного акта до признания администрацией права собственности на данные объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Признать бесхозяйным имуществом объекты:

- наружный водопровод от стены здания по адресу: <адрес>, до точки подключения сети водоснабжения Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания»;

- наружную канализационную сеть от стены здания по адресу: <адрес>, до первого канализационного колодца канализационной сети Корткеросского филиала АО «Коми тепловая компания» по <адрес>.

Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» поставить указанное недвижимое имущество на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, и передать их АО «Коми тепловая компания» на основании подписанного передаточного акта до признания администрацией муниципального района «Корткеросский» права собственности на данные объекты или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.В. Федотова

В окончательной форме решение изготовлено: <дата>.

2-940/2016 ~ М-881/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Корткеросского района
Ответчики
администрация МО МР "Корткеросский"
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
08.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2016Передача материалов судье
14.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2016Судебное заседание
31.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Судебное заседание
28.09.2016Судебное заседание
03.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2016Дело оформлено
01.02.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее