Дело №2а-2793/2022
УИД 63RS0044-01-2022-004949-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 г. г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при секретаре Битановой Т.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2793/2022 по административному иску МИ ФНС России №23 по Самарской области к Саенкову А.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС России №23 по Самарской области обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском о взыскании с Саенкова А.Н. недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 7325 рублей, пени 35,04 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 97420 рублей, пени 465, 99 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 130072 рублей, пени 622, 17 рублей, земельному налогу за 2019 год в размере 1034 рублей, пени 58, 93 рублей, земельному налогу за 2020 год в размере 46209 рублей, пени 221, 05 рублей, в обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик является налогоплательщиком имущественных налогов, от исполнения по уплате которых уклоняется. Вынесенный мировым судьей судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области судебный приказ №2а-500/2022 от 06 апреля 2022 года на основании заявления должника отменен. В настоящий момент размер недоимки Саенковым А.Н. не оплачен.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель административного истца МИ ФНС России №23 по Самарской области, надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Саенкова А.Н. – Ковалева О.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований в связи с пропуском процессуальных сроков для принудительного взыскания недоимки, позицию изложила письменно.
Руководствуясь статьей 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным рассмотреть административный иск в отсутствие не явившихся лиц, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение налоговой инспекцией процессуальных сроков, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.
На основании статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст.388 Налогового кодекса РФ).
Статьей 390 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).
В силу положений пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
На основании статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По правилам части 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу статьи 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.4).
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
На основании статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
На основании сведений об имуществе налогоплательщика судом установлено, что Саенков А.Н. является налогоплательщиком имущественных налогов, в виду наличия в собственности следующих объектов движимого и недвижимого имущества:
- транспортное средство марки <данные изъяты>, гос. знак №;
- транспортное средство марки <данные изъяты>, гос. знак №;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- гараж с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- квартира с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес>
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>;
- иные строения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В отношении указанного движимого имущества, подлежащего налогообложению за 2019 год и 2020 год, налоговым органом сформированы налоговые уведомления №54248821 от 01 сентября 2020 года на общую сумму земельного налога за 2019 год – 46084 рублей, транспортного налога за 2019 года – 7967 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год – 306227 рублей со сроком исполнения до 01 декабря 2020 года; №42836146 от 01 сентября 2021 года на общую сумму транспортного налога за 2020 год – 7325 рублей, земельного налога за 2020 год – 46209 рублей, налога на имущество физических лиц за 2020 год – 130072 рублей со сроком исполнения до 01 декабря 2021 года (л.д.31-33, 66-68).
Поскольку обязанность по уплате имущественных налогов в установленный срок налогоплательщиком исполнена не была, 26 октября 2021 года налоговым органом на имя Саенкова А.Н. сформировано требование №52550 об уплате земельного участка за 2019 год в размере 1034 рублей и пени 58, 93 рублей со сроком уплаты до 20 декабря 2021 года, №82797 от 21 декабря 2021 года об уплате имущественных налогов за 2020 год на общую сумму 281026 рублей и пени 1344, 25 рублей со сроком уплаты до 15 февраля 2022 года (л.д.9-13, 14-15).
Налоговая инспекция, ссылаясь на то, что Саенковым А.Н. обязанность по оплате имущественных налогов за 2019 год и 2020 год исполнена не была, обратилась с административным иском в суд.
Оценивая представленные доказательства на соответствие требованиям процессуального законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требования налогового органа о взыскании с Саенкова А.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку требования об уплате налоге и пени, выставленного в порядке статьи 69 Налогового кодекса РФ, и доказательств его своевременного направления в адрес налогоплательщика в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд лишен возможности установить правомерность и своевременность предъявления административного иска в указанной части.
Принимая во внимание бремя доказывания по данной категории дел, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 97420 рублей и пени 465, 99 рублей.
Между тем, не подлежат удовлетворению и требования налогового органа о взыскании земельного налога за 2019 год на общую сумму 1034 рублей и пени 58, 93 рублей, поскольку требование №52550 от 26 октября 2021 года выставлено за пределами трехмесячного срока, предусмотренного статьей 70 Налогового кодекса РФ, что в силу позиции Конституционного суда Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, требования налогового органа о взыскании с Саенкова А.Н. недоимки за 2019 год удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 сентября 2020 года N 2315-О, налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, судам предписано учитывать, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая приведенные правовые позиции, возможность взыскания в судебном порядке задолженности по налогам и пеням зависит от соблюдения всех последовательно установленных сроков обращения в суд, которые, в свою очередь, зависят от соблюдения налоговым органом срока направления требования об уплате задолженности.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Как установлено ранее, срок исполнения требования № 82797 от 2021 года ограничен налоговым органом 15 февраля 2022 года.
Согласно административному материалу №2а-500/2022, истребованному по ходатайству суда от мирового судьи судебного участка №1 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Саенкова А.Н. недоимки за 2019 год и 2020 год налоговая инспекция обратилась 30 марта 2022 года, т.е. в установленный законом трехмесячный срок со дня истечения срока исполнения требования.
06 апреля 2022 года по заявлению МИ ФНС России №23 по Самарской области мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-500/2022 о взыскании с Саенкова А.Н. недоимки по имущественным налогам на общую сумму 283463, 18 рублей.
Определением мирового судьи от 20 апреля 2022 года судебный приказ №2а-500/2022 от 06 апреля 2022 года в силу статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства РФ отменен, с разъяснением взыскателю права предъявления аналогичных требований в порядке искового производства.
Административный иск подан в суд 06 сентября 2022 года, в установленный шестимесячный срок.
При таких обстоятельствах, процессуальный срок на предъявление требований о взыскании с Саенкова А.Н. недоимки по имущественным налогам за 2020 год налоговой инспекцией соблюден.
Проверив расчет недоимки и пени, исчисленный в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ, суд находит его арифметически верным, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части взыскания с административного ответчика недоимки за 2020 год и сумм пени.
Доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом процессуальных сроков для предъявления требований о взыскании недоимок приняты судом во внимание, получили правовую оценку в должной мере и применены в отношении заявленных требований в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и нормами действующего налогового законодательства.
Принимая во внимание, что при подаче административного иска налоговая инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, расходы по ее оплате на основании п. ч. 1 ст. 333. 19 Налогового кодекса РФ, ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежат взысканию с административного ответчика в размере, пропорционально размеру удовлетворенных требований,
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МИ ФНС России №23 по Самарской области о взыскании недоимки удовлетворить частично.
Взыскать с Саенкова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, недоимку по транспортному налогу за 2020 год в размере 7325 рублей, пени 35, 04 рублей, земельному налогу за 2020 год в общей сумме 46209 рублей, пени 221, 05 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2020 год в общей сумме 32652 рублей, пени 156, 18 рублей, а всего 86598, 27 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Саенкова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН №, в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 2797, 95 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.01.2023.
Председательствующий судья Е.А. Чиркова