Решение по делу № 2-1040/2015 ~ М-1037/2015 от 30.09.2015

№2-1040/2015

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,

при секретаре судебного заседания Рудневой Е.Л.,

рассмотрев 05 ноября 2015 года в с. Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми к садоводческому некоммерческому товариществу «Мелиоратор» о возложении обязанности по совершению определенных действий,

установил:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Мелиоратор» о возложении обязанности разработать инструкцию по обращению с отходами в соответствии с Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми и возложения обязанности в срок до 01 июня 2016 года организовать сбор и вывоз бытовых отходов, образовавшихся в результате осуществления хозяйственной деятельности с территории товарищества. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды, установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории садового некоммерческого товарищества «Мелиоратор» не организован, в частности отсутствуют контейнеры для сбора мусора, договоров с индивидуальными предпринимателями или организациями на осуществление вывоза мусора не заключено. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов на основании общего собрания членов товарищества осуществляется членами товарищества самостоятельно, что в свою очередь не обеспечивает соблюдение санитарных и экологических требований. Указывая, что невыполнение требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, прокурор обратился с настоящим заявлением.

В судебном заседании Иванова Д.И., участвующая от имени прокурора, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик садоводческое некоммерческое товарищество «Мелиоратор» о дате, времени и месте судебного заседания извещался в установленном порядке. Судебное извещение о времени и месте рассмотрения дела направлено судом по известному суду адресу, однако, по почтовым уведомлениям за повесткой адресат на почту не явился, в связи с чем, конверт вернулся с отметкой «за истечением срока хранения».

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Сыктывдинский районный комитет по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, в лице его руководителя Голомидовой Е.В., требования искового заявления поддержала, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, возвращение почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», признается волеизъявлением не явившейся стороны, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с заключением о результатах проверки №1 от 07 сентября 2015 года, составленным по результатам обследования территории садоводческого комплекса «Тыла-ю», на территории садоводческого товарищества «Мелиоратор» отсутствуют контейнерная площадка, контейнеры для сбора мусора, а также не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории товарищества.

Указывая на отсутствие организации на территории товарищества сбора и вывоза бытовых отходов, что подразумевает размещение отходов на открытых участках территории садоводческого товарищества, и, как следствие, оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды, прокурор обратился с настоящим заявлением.

Разрешая требования прокурора по существу, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально- экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ), в соответствии с ч. 2 ст. 12 которого общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в соответствии со ст. 3 Федерального Закона № 7-ФЗ должна осуществляться на основе принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, среди прочих, в силу ч. 1 ст. 4 Федерального Закона № 7-ФЗ являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.

В силу п. 1 и п. 2 с. 39 Федеральный закон № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1 и 6 ст. 2 Федерального Закона № 7-ФЗ законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ), согласно ст. 1 1 которого индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В частности, экологические, санитарные и иные требования, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, определены Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52- ФЗ). Так, в ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности и др. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Нормами ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены в ст. 52 Федерального закона № 7-ФЗ.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту - Федеральный закон № 66-ФЗ) член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы).

В соответствии с л. 5.11 Свода правил 53.13330.2011 Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (Актуализированная редакция СНИП 30-02-97) на территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров.

Система обращения с отходами в дачных обществах на территории Республики Коми, предусмотрена распоряжением Правительства Республики Коми от 16 октября 2012 г. № 408-р «Концепция по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми», в соответствии с которой на территории садоводческих (дачных) объединений запрещается организация объектов размещения отходов. В частном секторе и садоводческих (дачных) обществах обращение с отходами необходимо организовать путем минимизации образования отходов и раздельного сбора отходов. При этом будет необходимо разделение отходов на несколько потоков: горючие отходы (бумага, картон), которые сжигаются в домашних печах; биоразлагаемые отходы (пищевые отходы), которые компостируются в домовладениях; прочие отходы (металл, стекло, пластик), которые собираются и вывозятся на объекты размещения отходов. Каждому садовому (дачному) объединению и гаражному объединению необходимо утвердить инструкцию по обращению с отходами. Общим мероприятием по обращению с коммунальными отходами в частном секторе, дачных обществах, в лесополосах, в водоохранных зонах, а также в гаражных массивах (объединениях) должна быть ликвидация несанкционированных объектов размещения отходов.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 66-ФЗ органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов правление такого объединения, председатель его правления.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 66-ФЗ в целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения, а также в целях охраны памятников и объектов природы, истории и культуры на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрании уполномоченных) может избираться комиссия такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, которая работает под руководством правления такого объединения.

Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.

Часть. 1 статьи 21 Федерального закон № 66-ФЗ установлено, что общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.

По результатам проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды, установлено, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории садового некоммерческого товарищества «Мелиоратор» не организован, в частности отсутствуют контейнеры для сбора мусора, договоров с индивидуальными предпринимателями или организациями на осуществление вывоза мусора не заключено. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов на основании общего собрания членов товарищества осуществляется членами товарищества самостоятельно, что в свою очередь не обеспечивает соблюдение санитарных и экологических требований.

Размещение отходов на открытых участках территории садоводческого товарищества оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы бытовыми отходами, загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков; загрязнение атмосферного воздуха продуктами гниения и разложения отходов. Несанкционированные свалки нарушают естественный природный ландшафт, ухудшают экологическую и санитарную обстановку, представляют собой потенциальную опасность здоровью населения, способствуя распространению инфекционных болезней и иных тяжких последствий.

Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Невыполнение вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что Невыполнение вышеуказанных требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов жителей сельского поселения на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Ответчиком в ходе рассмотрения дела по существу факт того, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» не организован, не опровергнут, доказательств обратного суду не предоставлено.

С учетом изложенного, установив, что на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Мелиоратор» сбор отходов производства и потребления не организован, на основе анализа приведенного законодательства, суд находит требования прокурора основанными на законе.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения действующего законодательства, суд полагает необходимым возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Мелиоратор» разработать инструкцию по обращению с отходами в соответствии с Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми и организовать сбор и вывоз бытовых отходов, образовавшихся в результате осуществления хозяйственной деятельности, с территории товарищества.

В соответствии с ч. 2 ст. 206Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения и находит заявленный срок прокурором разумным и устанавливает его до 01 июня 2016 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

1. Исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Мелиоратор» о возложении обязанности разработать инструкцию по обращению с отходами в соответствии с Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми, о возложении обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов, образовавшихся в результате осуществления хозяйственной деятельности, с территории товарищества, удовлетворить.

Возложить на садоводческое некоммерческое товарищество «Мелиоратор» обязанность в срок до 01 июня 2016 года разработать инструкцию по обращению с отходами в соответствии с Концепцией по обращению с отходами производства и потребления в Республике Коми и организовать сбор и вывоз бытовых отходов, образовавшихся в результате осуществления хозяйственной деятельности, с территории товарищества.

Ответчик вправе подать в Сыктывдинский районный суд Республики Коми, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Т.И. Глобу

2-1040/2015 ~ М-1037/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Сыктывдинского района
Ответчики
Садоводческое некоммерческое товарищество "Мелиоратор"
Другие
Сыктывдинский комитет по охране окружающей среды
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Глобу Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
30.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.10.2015Передача материалов судье
05.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2015Судебное заседание
05.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2015Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
28.12.2017Дело оформлено
15.01.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее