Решение от 21.05.2020 по делу № 2-73/2020 от 04.06.2019

по делу № 2 – 73/2020 21 мая 2020 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дубовской Е.Г.,

при секретаре Савченковой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.С.С к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, А.Н.Н., ФИО в лице законного представителя А.Н.Н., Г.Н.А. в лице законного представителя ФИО, Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки,

установил:

К.С.С первоначально обратилась в суд с иском к ответчикам Департаменту лесного хозяйства по Северо-Западному округу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, об установлении границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>-а, с кадастровым номером площадью 1443 кв.м, об исправлении реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в части наложения границ данного земельного участка на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>-а.

В обосновании заявленных исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>-а, площадью 1443 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Границы участка отмежеваны. На данном земельном участке возведен жилой дом с надворными постройками. Произвести государственную регистрацию права собственности на жилой дом с постройками она лишена возможности, поскольку выявлено, что часть жилого дома по данным государственного реестра расположена на территории части земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории лесного фонда. Полагает, что в результате межевания земельного участка была допущена реестровая ошибка, что привело к наложению границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на границы принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, которая может быть устранена только в судебном порядке. Просит устранить выявленную реестровую ошибку и установить границы принадлежащего ей земельного участка в соответствии с его межеванием.

Впоследствии к участию в деле в качестве соответчиков привлечены А.Н.Н., несовершеннолетняя ФИО в лице законного представителя А.Н.Н., несовершеннолетняя Г.Н.А. в лице законного представителя ФИО (т.1 л.д.250, т.2 л.д.32,58) и Федеральное агентство лесного хозяйства (т.2 л.д.100).

В судебное заседание истица и её представитель не явились, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик А.Н.Н., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и отзыв на исковые требования, в котором указала, что не имеет спора относительно места расположения границы между земельным участком истца и земельный участком в праве собственности на который, у неё и её дочери имеется доля в размере 19/10 (т.2 л.д.96-97).

Законный представитель несовершеннолетнего ответчика Г.Н.А.ФИО в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и отзыв на исковые требования, в котором указала, что не имеет спора относительно места расположения границы между земельным участком истца и земельный участком в праве собственности на который, у её дочери Г.Н.А. имеется доля в размере 1/10 (т.2 л.д.92-93).

Представители ответчиков Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному округу, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Федерального агентства лесного хозяйства в суд не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания, возражений на иск не представили.

Представитель третьего лица филиал ЛОГКУ «Ленобллес» в судебное заседание не явился, ранее в возражениях на иск просил в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на иск, представленный в суд (т.1 л.д.60-62,202-203), в котором указано, что участок истца расположен частично в границах земельного участка Гатчинского лесничества, Вырицкое участковое лесничество, то есть в землях лесного фонда. Документы, подтверждающие передачу данного земельного участка в собственность истца не представлены, сам земельный участок из состава федеральной собственности не выбывал, перевод в земли иной категории не производился, право федеральной собственности не прекращалось. При проведении межевания своего земельного участка, истцом не производилось согласование границ земельного участка. Полагают, что в данном случае отсутствует реестровая ошибка, поскольку истцом самовольно занят земельный участок лесного фонда, что свидетельствует о наличии спора о праве на земельный участок, принадлежащий истцу. Так же полагает, что поскольку спорный земельный участок, отнесен к лесному фонду, то администрация МО Вырицкого городского поселения ГМР ЛО не является лицом, уполномоченным выводить земельные участки из состава земель лесного фонда и предоставлять их физическим лицам.

Представитель третьего лица Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, в судебное заседания не явился, представлен отзыв на исковые требования (т.1 л.д.241-242) из которых следует, что Комитета по природным ресурсам Ленинградской области просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда, находится в федеральной собственности. Полагает, что в данном случае имеется спор о праве на земельный участок, в отношении которого в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации права собственности на него как истца, так и Российской Федерации.

Представитель третьего лица ООО «Чащинский лесопункт» в судебное заседание не явился, ранее заявлял ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, отзыв на исковые требования не представил (т.2 л.д.38).

Представитель третьего лица администрации МО Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил.

Поскольку ответчики, извещенные о времени и месте судебного заседания, не сообщили об уважительных причинах неявки и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка определенной категории земель" предусмотрено, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В свою очередь Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 г. N 1223 внесены изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, в соответствии с которыми именно Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

При этом пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства предусмотрено, что Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Судом установлено, что К.С.С на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 1443 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дата и номер государственной регистрации права: 2 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.11,51,134-136, т.2 л.д.9-10).

Изначально земельный участок с кадастровым номером , площадью 1312 кв.м, был предоставлен в собственность ФИО в порядке перерегистрации права пользования земельным участком на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, схема расположения земельного участка отсутствует (т.2 л.д.8).

Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства по результатам межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.11,134-136).

На указанном земельном участке, на основании разрешения на строительство №RU от ДД.ММ.ГГГГ выданного администрацией МО Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (т.1 л.д.43), возведен жилой дом площадью 188,5 кв.м (т.1 л.д.16-28).

Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление кадастрового учета жилого дома, в связи с пересечением с границами земельного участка лесного фонда (т.1 л.д.44).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1837695108 кв.м, категория земель – земли лесного фонда, правообладатель – Российская Федерация, номер и дата государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.12-15,69,81-133).

Земельный участок с кадастровым номером состоит из частей земельного участка, границы которых установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д.81-133).

Согласно представленному в суд договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 12691 га предоставлен в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Гатчинский лесопункт» (т.1 л.д.204-209).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 1320 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности А.Н.Н. (8/10 долей), несовершеннолетним ФИО и Г.Н.А. (по 1/10 доли каждой) (т.1 л.д.235-240, т.2 л.д.14-25). Изначально данный земельный участок был предоставлен в собственность ФИО площадью 1200 кв.м на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.25,29).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемы природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии Федеральным законом от 26.12.1995 №209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадей лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади.

На основании пункта 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционной природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.

Главой 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регламентируется порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 61 названного Федерального закона различаются техническая и реестровая (ранее - кадастровая) ошибки.

Как следует из п. 1 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав.

В п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно п. 4 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. Таким образом, исходя из изложенных положений - отсутствует обязанность у Росреестра исправлять техническую или реестровую ошибки, законодательно предоставлена возможность такового.

Судом по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам АНО «ЛЕНРЕГИОНЭКСПЕРТ». Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.148-195) границы фактически используемой территории земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> 23-а, на местности обозначены заборами из металлического профлиста. На территории земельного участка расположен двухэтажный жилой дом, хозяйственные постройки: навес для размещения автомобиля, хозяйственный навес, нежилое строение.

Согласно данным проведенной топографической съемки, площадь фактически используемой территории земельного участка с кадастровым номером , обозначенной заборами, составляет 2039 кв.м. Юридическая площадь земельного участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН, составляет 1443 кв.м.

<адрес> земельного участка (2039 кв.м), обозначенная на местности заборами, больше площади земельного участка, нанесенного на основании координат характерных точек границ, указанных в межевом плане (л.д. 29-42) (сведений ЕГРН) (1443 кв.м), на 596 кв.м. и не границам, нанесенным на основании координат характерных точек, сведения о которых содержатся в ЕГРН (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ).

Граница земельного участка, сведения о местоположении которой содержатся в ЕГРН, пересекает хозяйственную постройку, расположенную на фактически используемой территории обследованного земельного участка. Временная постройка (навес) располагается за границами земельного участка, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, а так же пересекает фактическую границу (забор) между земельными участками -а, <адрес> и , <адрес>.

При сопоставлении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами и , сведения о которых содержатся в ЕГРН, экспертами выявлено взаимное наложение.

Площадь взаимного наложения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>-а, и земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда), сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, составляет 719 кв.м.

При этом жилой дом, возведенный на территории земельного участка с кадастровым номером , полностью располагается в границах земельного участка с кадастровым номером 47:23:0000000:79.

Кроме того, экспертом установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>-а, установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства, пересекаются с фактическими границами земельного участка с кадастровым номером (<адрес>, принадлежащего на праве собственности А.Н.Н., ФИО, Г.Н.А.). Площадь наложения составляет 55 кв.м.

Пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес>-а, <адрес>) и (<адрес>), сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, отсутствует.

Обнаруженное экспертами взаимное наложение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>-а, и границ земельного участка с кадастровым номером , относящегося к землям лесного фонда по мнению эксперта является реестровой ошибкой, которая подлежит исправлению путем внесения в ЕГРН изменений в сведения о местоположении границ одного их земельных участков (координат характерных точек границ земельного участка).

Эксперты не предлагают вариант устранения реестровой ошибки с целью устранения взаимного наложения границ спорных земельных участков с сохранением без изменения границ земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда) и с изменением границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>-а, поскольку:

- площадь земельного участка с кадастровым номером , сведения о которой содержатся в ЕГРН (1443 кв.м), будет уменьшена на 719 кв.м (49.8%) и составит 724 кв.м;

- жилой дом, возведен на территории земельного участка с кадастровым номером на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU (т.1 л.д.43), и в данном случае будет располагаться за границами земельного участка -а, <адрес>.

Так как жилой дом, расположенный на территории земельного участка с кадастровым номером , границы которого установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, возведен на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU (л.д.43), эксперты предлагают устранить кадастровую ошибку с сохранением возведенного объекта капитального строительства и с изменением границ земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда).

Как следует из заключения судебной землеустроительной экспертизы, имеет место пересечение фактических границ земельного участка истца с границами лесного фонда по сведениям ЕГРН. При этом имеет место фактическое не совпадение границ земельного участка истца, в том числе находящееся на территории земельного участка с кадастровым номером , а указываемое истцом запользование земельного участка относится к землям, расположенным по данным ЕГРН на территории лесного фонда.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Пунктом 11 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 данного настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в ЕГРН ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

Таким образом, исходя из существа настоящего спора, суд, выявив, что границы земельного участка истца пересекают границы лесного фонда, должен установить, является ли данное обстоятельство препятствием для уточнения границ земельного участка истца с учетом фактического землепользования либо представляет воспроизведенную в ЕГРН ошибку в определении местоположения границ такого земельного участка, в том числе лесного фонда в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН.

В силу ст. 11 ГК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.

В соответствии с ч. 1 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.

Как разъяснено в письме Минэкономразвития России от 15.09.2017 N 26268-ВА/Д23и, принятие Федерального закона N 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. Если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.

В п. 15 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" указано, что пересекающийся лесной участок может быть снят с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права на него (за исключением случая пересечения его границ с границами лесных участков, образованных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью) при соблюдении одновременно следующих условий:

1) местоположение границ пересекающегося лесного участка не установлено посредством определения координат характерных точек таких границ;

2) в отношении пересекающегося лесного участка не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования или аренды;

3) сведения о пересекающемся лесном участке были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ранее сведений об иных лесных участках и сведения о площади пересекающегося лесного участка совпадают со сведениями о площади иного лесного участка на девяносто пять и более процентов.

Вместе с тем, несмотря на установленные ограничения, суд полагает возможным в соответствии с предложенным экспертами вариантом исправить реестровую ошибку.

В данном случае суд исходит из того, что К.С.С, приобретая земельный участок, не была информирована об ограничениях его использования, а жилой дом возведен на земельном участке на основании выданного разрешения на строительство и в границах принадлежащего ей земельного участка.

Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон (п.3 ч.1 ст.32 ФЗ).

Согласно п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом №218-ФЗ оснований для приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Несоответствие местоположения земельного участка и наложение его границ на иные земельные участки является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Таким образом, по причине отсутствия взаимодействия между администраций МО Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Управлением Росреестра по Ленинградской области на государственный кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером категория земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства с характерными точками его координат, которые накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером относящийся к категории земель лесного фонда, а впоследствии было выдано разрешение на строительство жилого дома на данном земельном участке.

Следует учесть, что Единый государственный реестр недвижимости, в состав которого входит кадастр недвижимости, является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имущества (ч.2 ст.1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»); сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ч.2 чт.62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Следовательно, по общему правилу любое лицо, получающее в установленном законом порядке сведения из Единого государственного реестра недвижимости, не обязано проводить дополнительную проверку относительно достоверности содержащихся в нем сведений.

При наличии установленной законом презумпции защиты добросовестности создателя самовольного объекта, суд приходит к выводу о том, в соответствии с положениями ст. 51 ГПК РФ, суду не представлены доказательства осведомленности К.С.С о невозможности использования приобретенного ею земельного участка по целевому назначению в связи с его расположением частично на землях лесного фонда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФИО, осуществляя строительство на принадлежащем ей земельном участке жилого дома, действовала добросовестно.

Учитывая положения ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, декларирующих право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения жилища, вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этих прав, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, принимая во внимание, что гражданин является экономически слабой стороной в споре, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования К.С.С в полном объеме, то есть путем устранения выявленной реестровой ошибкой, которая подлежит исправлению путем внесения в ЕГРН изменений в сведения о местоположении границ одного их земельных участков (координат характерных точек границ земельного участка) на основании предложенного экспертами варианта её устранения.

В соответствии с данным вариантом границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>-а, сохраняются без изменений. Границы земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда) изменяются в соответствии с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером .

Площадь земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес>-а, составляет 1443 кв.м, что соответствует сведениям ЕГРН.

При этом в ЕГРН в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда) необходимо внести изменения в отношении координат характерных точек границ земельного участка с номерами и (нумерация характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером соответствует нумерации, указанной в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ .

Координаты характерных точек измененных границ земельного участка с кадастровым номером

№ точки

Координаты характерной точки

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Площадь земельного участка с кадастровым номером (земли лесного фонда) составит 1837636127 кв.м, что меньшеплощади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, на 746 кв.м (0.00004%).

Вместе с тем оснований для удовлетворения требований об установлении границ принадлежащего истице земельного участка не имеется, поскольку в данном случае, при исправлении реестровой ошибки установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства границы земельного участка не изменяются.

Выявленные экспертами наложения границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> п. <адрес>А на границы земельного участка истца, в данном случае не являются основанием для удовлетворения требований об установлении границ земельного участка истца, поскольку в данном случае защита нарушенного права истца может быть достигнута путем предъявления требований об устранении препятствий в пользовании земельным участком, однако такие требования не заявлены.

Так же не является основанием и для отказа в удовлетворении требований выявленные экспертами несоответствие фактического расположения земельного участка истца по отношению к сведениям, содержащимся в ЕГРН относительно его основных характеристик, поскольку ни ответчиком, ни представителем МО Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области требования к истице об устранении выявленных нарушений не предъявлены.

В данном случае судом принимается решение только об исправлении реестровой ошибки в части наложения части земельного участка истца на земельный участок с кадастровым номером в границах установленных в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка истца, в целях сохранения возведенного на законном основании жилого дома.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░.░., ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░.░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 30.01.2019░. , ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

№ ░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░

Y

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░ 1837636127 ░░.░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░ 2020 ░.

2-73/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кочарыгина Светлана Семеновна
Ответчики
Андросенко Наталья Николаевна
Губанова Наталья Андреевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЛО
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Федеральное агентство лесного хозяйства
Другие
ООО "Чащинский лесопункт"
Якунина Виталия Олеговна
Администрация МО Вырицкое городское поселение ГМР ЛО
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Филиал ЛОГКУ Ленобллес
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Дубовская Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
gatchinsky.lo.sudrf.ru
04.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.07.2019Предварительное судебное заседание
01.10.2019Производство по делу возобновлено
01.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2019Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
09.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
09.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.06.2020Предварительное судебное заседание
09.06.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
09.06.2020Судебное заседание
06.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2020Передача материалов судье
20.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.07.2020Предварительное судебное заседание
20.07.2020Производство по делу возобновлено
20.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
16.06.2020Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
21.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее