З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №2-290/13
Серафимовичский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Разуваева А.В. с участием прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3
рассмотрев дата в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации <адрес> <адрес> О понуждении к постановке на регистрационный учет безхозяйной вещи
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в интересах неопределённого круга лиц обратился с иском, указав, что ответчиком в нарушение норм федерального законодательства не принимаются меры к признанию памятников и воинских захоронений бесхозяйными объектами и дальнейшему их принятию в муниципальную собственность администрацией Усть-Хоперского сельского поселения <адрес>. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать администрацию Усть- Хоперского сельского поселения <адрес> принять меры направленные на постановку на регистрационный учет в качестве бесхозяйной вещи, следующих объектов: Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы в х. Зимовной, Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы в х. Бобровский-1. Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы в х. Рыбный, Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы в ст.Усть-Хопёрская, Чепелев Курган. Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы в х. Бобровский-1, Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы в х. Рыбный.
В ходе рассмотрения дела прокурор исковые требования уточнил и просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать его в срок до дата принять меры направленные на регистрацию права собственности, следующих объектов: Памятник погибшим в ВОВ, инвентарный номер № х. Зимовной; - Памятник погибшим в ВОВ, инвентарный номер № <адрес> <адрес>. Обелиск погибшим в ВОВ на Чепелевом кургане, инвентарный номер № ст. <адрес>.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования поддержал, не возражает рассмотреть дела в заочном производстве.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения <адрес> в судебное заседание не прибыл, но от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признаёт в полном объёме.
Суд выслушав сторону, исследовав материалы дела считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 33 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в соответствии с действующим законодательством.
В силу ст. 3 Закона РФ от дата N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" основными формами увековечения памяти погибших при защите отечества являются, в том числе, сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
Согласно ст. 11 указанного закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Федеральными законами от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от дата № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации могут находиться как в собственности субъекта Российской Федерации, так и в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные на территории поселения или городского округа соответственно.
В силу ст. 48 Федерального закона от дата N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту объектов культурного наследия - памятников истории и культуры, в ходе которой установлено, что на основании <адрес> «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием <адрес> и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями» от дата №1344-ОД в собственность Усть-Хоперского сельского поселения <адрес> переданы объекты культуры, в том числе: Памятник погибшим в ВОВ, инвентарный номер № х. Зимовной; - Памятник погибшим в ВОВ, инвентарный номер № в х<адрес> Памятник погибшим в ВОВ, инвентарный номер № в х. <адрес>, Памятник погибшим в ВОВ, инвентарный номер № в х. <адрес> Обелиск погибшим в ВОВ на Чепелевом кургане, инвентарный номер № ст. <адрес>
Право муниципальной собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Согласно ст. 1 и 3 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от дата N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Братская могила относится к такому виду объектов культурного наследия как памятники истории.
Таким образом, памятники истории представляют собой особый вид недвижимого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статьями 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Право собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие Администрации Усть-Хоперского сельского поселения <адрес>, выразившееся в непринятии мер по осуществлению государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты культурного наследия препятствует осуществлению охраны данных памятников истории, в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, в интересах настоящего и будущего поколений народа Российской Федерации, то есть нарушает интересы неопределённого круга лиц и исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Учитывая требования ст. 333.20 НК РФ, суд считает возможным взыскать с ответчика госпошлину в размере 100 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: -░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░. <░░░░░>;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░<░░░░░>
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░. <░░░░░>
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░. <░░░░░>
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░. <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.