РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Великих А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО3,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к УПФР (ГУ) по <адрес> и <адрес> о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указала о том, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В специальный стаж не включены ответчиком периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что ответчик необоснованно отказал в зачете в специальный стаж указанных периодов, поскольку в соответствии со ст. 187 ТК РФ на период ее нахождения на курсах повышения квалификации за ней как за работником сохранялось рабочее место и начислялась заработная плата. Учитывая изложенные обстоятельства просила признать отказ пенсионного органа незаконным, зачесть в специальный стаж спорные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента подачи заявления.
В ходе судебного разбирательства истец уточнены заявленные требования, добавлено требование об оценке пенсионных прав за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленный иск с учетом уточнений. Настаивала на его удовлетворении по вышеприведенным основаниям.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав о том, что ФИО1 обоснованно отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого льготного стажа на момент обращения с заявлением о назначении пенсии. Периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации не подлежат зачету в специальный стаж в связи с тем, что ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального Закона №-Фз от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ни Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные периоды в льготный стаж не включаются. Кроме того, возражала против оценки пенсионных прав истицы на дату ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ФИО1 с таким заявлением в пенсионный орган не обращалась, тогда как действующим пенсионным законодательством (ст. 19) предусмотрен заявительный порядок оценки пенсионных прав.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В силу ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Согласно подпункта 19 п. 1 ст. 27 указанного Закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона (мужчины 60 лет, женщины 55 лет) лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).
Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 ФИО5 в соответствии с приказом по Кировскому РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в школу № на должность воспитателя группы продленного дня с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом РОНО 3-348 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя начальных классов. С указанного периода и по настоящее время истица постоянно работает в средней школе № (в настоящее время - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №»).
Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела: записями в трудовой книжке, справками с места работы, копиями лицевых счетов и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 установлено наличие страхового стажа 24 года 11 месяцев 23 дня, в специальный педагогический стаж зачтено 24 года 11 месяцев 06 дней как по нормам ранее действующего законодательства, так и по нормам действующего законодательства. В назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ей было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа (не менее 25 лет).
Указанным решением не включены в специальный стаж периоды нахождения ФИО1 на курсах повышения квалификации. Однако такая правовая позиция ответчика представляется ошибочной по следующим основаниям.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от ДД.ММ.ГГГГ
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отсюда следует право работника на включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что для истца как педагогического работника в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
В период 2001-2002 годов норма рабочего времени истицей отрабатывалась полностью в течение полного рабочего дня, на полную ставку, о чем свидетельствуют копии лицевых счетов за указанный период.
Из исследованных в судебном заседании лицевых счетов за 2001-2002 годы усматривается, что ФИО1 за ноябрь 2001 года начислена заработная плата за 20 рабочих дней, за январь 2002 года – за 17 рабочих дней, а за март 2002 – за 25 рабочих дней, т.е. за полный рабочий месяц. Таким образом, объективно подтверждено, что истица проходила обучение по направлению работодателя с отрывом от производства и за ней в указанный период сохранялось место работы, начислялась и выплачивалась заработная плата.
При таких обстоятельствах суд считает, что, несмотря на отсутствие указания в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516, о зачете времени нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом включения судом спорных периодов на момент обращения в пенсионный орган с заявлением у ФИО1 на указанную дату установлена продолжительность специального стажа 24 года 11 мес. 6 дней (учтено ответчиком) + 17 дней (время прохождения учебы на курсах повышения квалификации) = 24 года 11 месяцев и 23 дня.
Учитывая изложенное, на момент подачи заявления в пенсионный орган ФИО1 не имела необходимого специального стажа, дающего основание для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Однако, оценивая представленные истцом доказательства, учитывая заявленное ФИО1 уточнение к иску в части оценки ее пенсионных прав за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд считает возможным признать за ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на указанную дату ее специальный стаж составит – 25 лет 0 месяцев и 1 день.
При этом суд учитывает представленные истицей доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что за новый, не подвергшийся оценке пенсионным органом период ФИО1 в отпусках без сохранения заработной платы не находилась, ею выполнялась педагогическая нагрузка за полную ставку, о чем свидетельствуют: справка работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ, копия лицевого счета, тарификационного списка за указанный период.
Доводы ответчика о том, что вопрос о назначении пенсии с иной даты, следующей после даты подачи ФИО1 заявления в пенсионный орган, не может быть разрешен судом, поскольку не соблюдены требования Федерального закона «О трудовых пенсиях РФ», предписывающие подавать заявление о назначении пенсии, не могут быть приняты во внимание как не обоснованные.
При этом суд учитывает то обстоятельство, что в рамках производства по настоящему делу суду надлежит оценить пенсионные права истца. На момент принятия решения и оценки пенсионных прав у ФИО1 установлен необходимый специальный стаж, а поэтому назначение пенсии с иной даты не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ при удовлетворении иска с ответчика в пользу ФИО1 подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200 руб..
Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> засчитать ФИО1 в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы в должности учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: А.А. Великих