Дело № 2-444/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2018 года город Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Симонян И.С.,
при секретаре Богдановой А.С.,
с участием:
истца Щербаковой Е.В.,
представителя ответчика- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Снежинске Челябинской области Гуреевой Н.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 (л.д.22),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Е.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Снежинске Челябинской области о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений,
У С Т А Н О В И Л:
Щербакова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Снежинске Челябинской области ( далее по тексту –УПФР в г. Снежинске ) о восстановлении срока для получения средств пенсионных накоплений за ее умершим супругом (л.д. 4-5).
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг Щ.М.А. После смерти супруга на его индивидуальном лицевом счете остались средства пенсионного накопления. Узнав о возможности получения, 09.07.2018 истец обратилась с соответствующим заявлением, на что получила отказ ввиду пропуска шестимесячного срока для обращения. Просит требования удовлетворить ссылается, что не знала и не могла знать об указанном сроке, не получала извещения от пенсионного органа о возможности получения средств пенсионных накоплений супруга.
В судебном заседании Щербакова Е.В. поддержала вышеуказанные требования, пояснив, что пенсионный орган не сообщил ей о возможности получения средств пенсионных накоплений супруга, хотя после смерти последнего она 25.03.2016 обращалась в УПФР в г. Снежинске по вопросу оформления пенсии по потере кормильца. Учитывая, что Щ.М.А. умер в трудоспособном возрасте, пенсионного возраста не достиг, принимая во внимание, что пенсионный орган, зная о смерти ее супруга, в марте 2016 года не разъяснил ей право и срок получения пенсионных накоплений, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика –УПФР в г. Снежинске Гуреева Н.А., действующая на основании доверенности ( л.д.22), возражала против удовлетворения иска, пояснив об отсутствии уважительных причин пропуска указанного срока. В судебном заседании представитель ответчика не отрицала, что в пределах шестимесячного срока со дня смерти Щ.М.А. истец обращалась в Управление Пенсионного фонда в г. Снежинске, сообщала о смерти супруга, просила дать ей разъяснения по вопросу назначения ей пенсии по потере кормильца.
Третьи лица Щербаков Д.М., Есипова Д.М. в судебное заседание не явились, о дате слушания дела извещены.(л.д.27,28)
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца Щербаковой Е.В.– Щ.М.А. что подтверждается свидетельством о смерти, свидетельством о браке (л.д.6,7).
Согласно справке нотариуса (л.д. 21) после смерти Щ.М.А. заведено наследственное дело, наследником по закону является супруга умершего – Щербакова Е.В.
Как следует из представленных сведений представителем УПФ в г. Снежинске Щ.М.А. имел на момент смерти сумму средств пенсионных накоплений в размере 16 072,64 руб.
09.07.2018 Щербакова Е.В. обратилась в УПФР в г. Снежинске с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего супруга, учтенных в специальной части индивидуально лицевого счета умершего застрахованного лица.
Письмом от 09.07.2018 Щербаковой Е.В. было отказано в выдаче средств пенсионных накоплений, ввиду пропуска шестимесячного срока обращения правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений в соответствии с п.п. «а» п.22 «Правил выплаты Пенсионным фондом РФ правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов» (л.д.9)
Как пояснила истец в судебном заседании, причиной пропуска шестимесячного срока обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений явилось то, что в течение указанного времени ей не было известно о наличии у нее права на получение средств пенсионных накоплений умершего супруга. На ее обращение по порядку оформления пенсии по случаю потери кормильца в марте 2016 года, сотрудником УПФР в г. Снежинске не была разъяснена возможность получения пенсионных накоплений и срок обращения по указанному вопросу. Истец не получала из пенсионного органа извещения о предусмотренных выплатах, хотя в марте 2016 года ставила их в известность о смерти своего супруга.
Часть шестая статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2015, предусматривает, что выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в части 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
01.01.2015 вступили в силу Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 711 от 30.07.2014, которые определяют порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, сроки выплат, порядок расчета сумм, а также определяют понятие "правопреемников", разделяя их на правопреемников по закону и правопреемников по заявлению.
Правопреемниками по заявлению являются лица, указанные при жизни самим застрахованным лицом в поданном в территориальный орган Фонда по своему месту жительства заявлении о распределении средств пенсионных накоплений на случай его смерти. Судом установлено, что застрахованное лицо Щ.М.А. при жизни заявление о распределении средств пенсионных накоплений не подавал.
Правопреемники по закону - это родственники умершего застрахованного лица, которым выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в установленной Правилами последовательности.
Пунктом 9 названных Правил предусмотрена обязанность территориального органа Пенсионного фонда по месту жительства умершего застрахованного лица при получении документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, известить правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
В отношении правопреемников по закону такая обязанность пенсионного органа предусмотрена лишь при наличии информации о них.
Как следует из пояснений истца в судебном заседании, 25.03.2016 ( в пределах шестимесячного срока) она обращалась в УПФР в г. Снежинске по вопросу порядка оформления пенсии по потере кормильца, представляла паспорт, СНИЛС, сообщила о смерти супруга. Она ставила в известность сотрудника пенсионного органа о смерти Щ.М.А. О наличии средств пенсионных накоплений умершего и возможности их получения сотрудник УПФР в г. Снежинске разъяснений не дал.
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил факт обращения Щербаковой Е.В. в пределах 6 месячного срока в пенсионный орган, из содержания обращения было понятно о смерти Щ.М.А. Указанные обстоятельства, с учетом ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, освобождает сторону истца от необходимости дальнейшего доказывания факта известности ответчику информации об истце как правопреемнике своего умершего супруга
Объяснения сторон подтверждаются приобщенным представителем ответчика в материалы дела обращением Щербаковой Е.В. по вопросу оформления пенсии по потере кормильца (л.д.31). Как следует из содержания указанного документа, при обращении истец предоставляла СНИЛС, паспорт (серия №) с отметками о состоянии в браке с Щ.М.А. Л.В.. Изучив указанные документы, специалист пенсионного органа К.Л.А. располагала сведениями об истце как о вдове застрахованного Щ.М.А. (т.е. как о правопреемнике умершего), в связи с чем была обязана уведомить ее о возможности реализации права на получение средств пенсионных накоплений супруга. Между тем, сотрудник УПФР в г. Снежинске ограничился исключительно разъяснением порядка оформления пенсии по потере кормильца.
Исходя из изложенного, суд достоверно установил, что у ответчика имелась информация об истце как о правопреемнике по закону, что подтверждается письменными доказательствами, в связи с чем суд считает установленным факт обращения Щербаковой Е.В. в течение 6 месяцев в пенсионный орган с указанием о смерти своего супруга Щ.М.А. При рассмотрении данного обращения информирование ответчиком о возможности получения Щербаковой Е.В. средств пенсионных накоплений за умершего не производилось. Доказательства обратного представителем ответчика в судебное заседание не представлены, не добыты такие доказательства и в ходе судебного разбирательства.
Доводы представителя УПФР в г. Снежинске Гуреевой Н.А. о том, что информация о смерти застрахованного от истца в надлежащем виде не поступала, отклоняются. В силу п. 9 Правил, при наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению. Исходя из объяснений представителя ответчика и содержание самого обращения ( л.д.31), в пенсионный орган информация о смерти ФИО25 поступила в устной форме, в связи с чем пенсионный орган обязан был принять меры по извещению правопреемника Щербакову Е.В. с разъяснением прав на получение пенсионных накоплений.
Непредставление Щербаковой Е.В. при обращении по вопросу об оформлении пенсии по потере кормильца документов, подтверждающих отнесение ее к кругу лиц, имеющих право на получение средств пенсионных накоплений умершего, в связи с чем она и не была проинформирована о возможности их получения, на что ссылается ответчик, суд не может расценить обстоятельством, препятствовавшим ответчику исполнить возложенную на него законом обязанность по принятию мер к информированию правопреемников о получении средств пенсионных накоплений умершего, учитывая наличие у Щербаковой Е.В. фамилии, сходной с фамилией умершего.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу (ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока. Прерогатива оценки уважительности (неуважительности) причин пропуска срока принадлежит суду. Суд оценивает такие причины по аналогии с оценкой доказательств по своему внутреннему убеждению.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд приходит к выводу о том, что УПФР в г. Снежинске по состоянию на 25.03.2016 располагало информацией о смерти застрахованного и наличии правопреемников по закону, однако не приняло меры по их извещению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Доказательства обратного в суд не представлены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик имел возможность разъяснить истцу право и сроки обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего супруга, однако, обязанность, предусмотренную пунктом 9 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 711, не выполнило, что повлекло нарушение прав истца. Следовательно, срок для обращения Щербаковой Е.В. с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего супруга подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 01.12.2015.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░